УИД 74RS0№-80
Дело № 2-322/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 06 июня 2022 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
установил:
администрация Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – сооружение историческое- Обелиск, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, сооружение 22/2, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ данный объект регистрирующим органом принят на учет как бесхозяйный. Фактически им владеет администрация поселения. С момента постановки объекта на учет никто своих прав на него не заявлял.
Представитель администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерства имущества и природных ресурсов о времени и месте рассмотрения дела извещены, представители в судебное заседание не явились.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту Гражданский кодекс РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданский кодекс РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пункт 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», увековечению подлежит память: погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств; умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей; погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Одной из основных форм увековечения памяти погибших при защите Отечества являются сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших (ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» к полномочиям органов местного самоуправления относятся осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
На основании ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен и, она принята на учет в установленном порядке.
Судом установлено, что на территории Кассельского сельского поселения Нагайбакского района в Кассельский, <адрес>, площадью 3,5 кв.м., который в силу природных свойств является объектом недвижимости.
Фактическое владение данным объектом недвижимости осуществляет администрация Кассельского сельского поселения Нагайбакского района.
Из сведений администрации Нагайбакского муниципального района, Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям, Единого государственного реестра недвижимости, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской области, Министерства имущества Челябинской области, ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» следует, что указанный объект в реестрах муниципальной, региональной и федеральной собственности не значится, право собственности в отношении его никем не зарегистрировано, с ДД.ММ.ГГГГ объект состоит на учете в едином государственном реестре недвижимости в качестве бесхозяйного, ему присвоен кадастровый №.
Таким образом, с момента постановки в установленном порядке бесхозяйного объекта недвижимости на учет прошло более года, его собственник не установлен, а фактическим владельцем является заявитель.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, суд находит правомерными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать за муниципальным образованием Кассельское сельское поселение Нагайбакского муниципального района Челябинской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – сооружение историческое- Обелиск, площадью 3,5 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, сооружение 22/2.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: