Решение по делу № 2-3773/2019 от 23.07.2019

Дело № 2-3773/19

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2019 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Хайровой Г.С.,

при секретаре судебного заседания Дворяниновой Д.В.,

с участием истца Нижнетагильского транспортного прокурора Вальтер Е.А., представителя ответчика Поляковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и об антитеррористической защищенности станции Баранчинская Нижнетагильского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенной в Нижнетагильском транспортном районе. Поверкой выявлены нарушения требований Федерального закона от 09.02.2007 « 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объе4ктов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495. Согласно информации, предоставленной Нижнетагильским центром организации работы железнодорожных станций, железнодорожной станции Баранчинская присвоена 2 категория безопасности (с внесением в реестровый номер ОТИ ЖСТ 303295). 19.12.2017 в отношении обозначенной станции Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждена оценка уязвимости. Проверкой установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» в установленные законом сроки не приняты необходимые меры для своевременного направления в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности на утверждение Плана транспортной безопасности станции Баранчинская в связи с тем, что не разработаны приложения к плану обеспечения транспортной безопасности. На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части не принятия необходимых мер для своевременного направления в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности на утверждение плана транспортной безопасности железнодорожной станции Баранчинская; возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность представить в срок до 01.01.2020 в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности станции Баранчиснкая на утверждение.

Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, требования просила удовлетворить. Дополнительно уточнила требования, указав срок исполнения до 01.01.201.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, в удовлетворении просила отказать. В обоснование возражений указала, что с 01.07.2017 вступили в силу новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495. На железнодорожной станции Баранчинская13.12.2017 году проведена оценка уязвимости в соответствии с требованиями № 495, а также разработаны проекты планов, но не направлены на утверждение в Росжелдор, поскольку отсутствуют необходимые приложения к плану. В настоящее время согласно п.5.9 Требований № 495 ОАО «РЖД» направлены письма в подразделения федеральных органов исполнительной власти по согласованию организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, являющихся приложением к плану. Учитывая обращение Росжелдора от 28.04.2017, ОАО «РЖД» не вправе направлять на утверждение планы ОТБ, по которым все указанные действия не проведены. Заключение соответствующего договора включено в план закупок на конец2019 года, договор будет заключен по результатам торгов. ОАО «РЖД» не имеет возможности провести все необходимые работы одномоментно по всем объектам. Считает, что прокурор, обращаясь с данным иском, вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организации, что не допустимо. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований. В случае удовлетворения исковых требований, просила установить срок исполнения до 01.01.2021.

Третье лицо Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указало, что требования подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом мнения истца, представителя ответчика, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 1 указанного Закона устанавливает, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

К объектам транспортной инфраструктуры закон относит технологический комплекс, включающий в себя в том числе, железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.

В соответствии со ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

К числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно п. 1, п.2 ст. 9 Закона о транспортной безопасности, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. 3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

В судебном заседании установлено, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения требований законодательства о транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что результаты оценки уязвимости в отношении станции Баранчинскаяутверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта 19.12.2017. Однако, субъектом транспортной инфраструктуры в установленные законом сроки не приняты необходимые меры для своевременного направления в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности на утверждение плана транспортной безопасности железнодорожной станции Баранчинская в связи с тем, что не разработаны приложения к плану. Железнодорожная станция Баранчинская Свердловской железной дороги принадлежит ОАО «РЖД».

Постановлением Правительства от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», вступившие в силу с 01.07.2017 года.

Обязанность по принятию мер к организации исполнения указанных Требований возложена насубъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих непосредственную эксплуатацию транспортных средств, т.е. на ОАО «РЖД».

Согласно п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

-обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (п.п.5);

- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (п.п.6).

- при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) (п.п.17).

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, ответчиком не представлено.

Таким образом, поскольку обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», учитывая, что на момент разрешения спора со дня утверждения результатов оценки уязвимости станции Баранчинская прошло более года, а план обеспечения транспортной безопасности не направлен на утверждение в компетентные органы по причине отсутствия финансирования, что представителем ответчика не оспаривается, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части, поскольку не проведение мероприятий, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся объектами транспортной инфраструктуры.

Выявленные транспортным прокурором недостатки в области обеспечения транспортной безопасности, в целом угрожает жизни и здоровью людей. В целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В силу ч. 2 названной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что для выполнения всех необходимых организационно-распорядительных мероприятий требуется значительный временной промежуток, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения – до 01.01.2021.

Требование о признании бездействия незаконным удовлетворению не подлежит, поскольку не приведет к восстановлению нарушенного права, является излишне заявленным, с учетом установленных судом обстоятельств и возложения обязанности по направлению Плана обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность направить Плана транспортной безопасности железнодорожной станции Баранчинская на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в срок до 01.01.2021.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Г.С. Хайрова

2-3773/2019

Категория:
Гражданские
Другие
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Центральной дирекции управления движением - структурного поздразделения Свердловской дирекции управления движения
Нижнетагильский транспортный прокурор
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
23.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2019Передача материалов судье
26.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее