Дело № 2-3773/19
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
21 августа 2019 года г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Хайровой Г.С.,
при секретаре судебного заседания Дворяниновой Д.В.,
СЃ участием истца Нижнетагильского транспортного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Вальтер Р•.Рђ., представителя ответчика Поляковой Р•.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Нижнетагильский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и об антитеррористической защищенности станции Баранчинская Нижнетагильского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенной в Нижнетагильском транспортном районе. Поверкой выявлены нарушения требований Федерального закона от 09.02.2007 « 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объе4ктов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495. Согласно информации, предоставленной Нижнетагильским центром организации работы железнодорожных станций, железнодорожной станции Баранчинская присвоена 2 категория безопасности (с внесением в реестровый номер ОТРЖСТ 303295). 19.12.2017 в отношении обозначенной станции Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждена оценка уязвимости. Проверкой установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» в установленные законом сроки не приняты необходимые меры для своевременного направления в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности на утверждение Плана транспортной безопасности станции Баранчинская в связи с тем, что не разработаны приложения к плану обеспечения транспортной безопасности. На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части не принятия необходимых мер для своевременного направления в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности на утверждение плана транспортной безопасности железнодорожной станции Баранчинская; возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность представить в срок до 01.01.2020 в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности станции Баранчиснкая на утверждение.
Рстец РІ судебном заседании РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, поддержала, требования просила удовлетворить. Дополнительно уточнила требования, указав СЃСЂРѕРє исполнения РґРѕ 01.01.201.
Представитель ответчика РІ судебном заседании требования РЅРµ признала, РІ удовлетворении просила отказать. Р’ обоснование возражений указала, что СЃ 01.07.2017 вступили РІ силу новые требования РїРѕ обеспечению транспортной безопасности, РІ том числе требования Рє антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих СѓСЂРѕРІРЅРё безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры Рё транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 26.04.2017 в„– 495. РќР° железнодорожной станции Баранчинская13.12.2017 РіРѕРґСѓ проведена оценка уязвимости РІ соответствии СЃ требованиями в„– 495, Р° также разработаны проекты планов, РЅРѕ РЅРµ направлены РЅР° утверждение РІ Росжелдор, поскольку отсутствуют необходимые приложения Рє плану. Р’ настоящее время согласно Рї.5.9 Требований в„– 495 РћРђРћ «РЖД» направлены РїРёСЃСЊРјР° РІ подразделения федеральных органов исполнительной власти РїРѕ согласованию организационно-распорядительных документов, направленных РЅР° реализацию мер РїРѕ обеспечению транспортной безопасности РћРўР, являющихся приложением Рє плану. Учитывая обращение Росжелдора РѕС‚ 28.04.2017, РћРђРћ «РЖД» РЅРµ вправе направлять РЅР° утверждение планы РћРўР‘, РїРѕ которым РІСЃРµ указанные действия РЅРµ проведены. Заключение соответствующего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° включено РІ план закупок РЅР° конец2019 РіРѕРґР°, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ будет заключен РїРѕ результатам торгов. РћРђРћ «РЖД» РЅРµ имеет возможности провести РІСЃРµ необходимые работы одномоментно РїРѕ всем объектам. Считает, что РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, обращаясь СЃ данным РёСЃРєРѕРј, вмешивается РІ оперативно-хозяйственную деятельность организации, что РЅРµ допустимо. РџСЂРѕСЃРёР» отказать РІ удовлетворении заявленных требований. Р’ случае удовлетворения исковых требований, просила установить СЃСЂРѕРє исполнения РґРѕ 01.01.2021.
Третье лицо Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указало, что требования подлежат удовлетворению.
Суд, с учетом мнения истца, представителя ответчика, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 1 указанного Закона устанавливает, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
К объектам транспортной инфраструктуры закон относит технологический комплекс, включающий в себя в том числе, железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.
В соответствии со ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
К числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 1, п.2 ст. 9 Закона о транспортной безопасности, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
В судебном заседании установлено, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения требований законодательства о транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что результаты оценки уязвимости в отношении станции Баранчинскаяутверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта 19.12.2017. Однако, субъектом транспортной инфраструктуры в установленные законом сроки не приняты необходимые меры для своевременного направления в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности на утверждение плана транспортной безопасности железнодорожной станции Баранчинская в связи с тем, что не разработаны приложения к плану. Железнодорожная станция Баранчинская Свердловской железной дороги принадлежит ОАО «РЖД».
Постановлением Правительства от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», вступившие в силу с 01.07.2017 года.
Обязанность по принятию мер к организации исполнения указанных Требований возложена насубъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих непосредственную эксплуатацию транспортных средств, т.е. на ОАО «РЖД».
Согласно п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:
-обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) Рё представление РЅР° утверждение РІ Федеральное агентство железнодорожного транспорта РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ ее результатов РІ течение 3 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ размещения РЅР° официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" сведений Рѕ присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры РїРѕ электронной почте Рё РІ письменном РІРёРґРµ (Рї.Рї.5);
- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (п.п.6).
- при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) (п.п.17).
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, ответчиком не представлено.
Таким образом, поскольку обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», учитывая, что на момент разрешения спора со дня утверждения результатов оценки уязвимости станции Баранчинская прошло более года, а план обеспечения транспортной безопасности не направлен на утверждение в компетентные органы по причине отсутствия финансирования, что представителем ответчика не оспаривается, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части, поскольку не проведение мероприятий, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся объектами транспортной инфраструктуры.
Выявленные транспортным прокурором недостатки в области обеспечения транспортной безопасности, в целом угрожает жизни и здоровью людей. В целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В силу ч. 2 названной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая, что для выполнения всех необходимых организационно-распорядительных мероприятий требуется значительный временной промежуток, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения – до 01.01.2021.
Требование о признании бездействия незаконным удовлетворению не подлежит, поскольку не приведет к восстановлению нарушенного права, является излишне заявленным, с учетом установленных судом обстоятельств и возложения обязанности по направлению Плана обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Нижнетагильского транспортного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность направить Плана транспортной безопасности железнодорожной станции Баранчинская на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в срок до 01.01.2021.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Г.С. Хайрова