56RS0042-01-2024-002221-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 20 августа 2024 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Ю.В.Дмитриевой,
при секретаре И. О. Клименко,
с участием истцов Григорьевой С.В., Сергеева А.С.,
представителя истца Григорьевой С.В. – Сизова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой С.В., Сергеева А.С. к Сергееву С.В. о признании права бессрочного пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Григорьева С.В., Сергеев А.С. обратились в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что истец Григорьева С. В. ранее состояла в браке с ответчиком Сергеевым С. В., истец Сергеев А. С. является их совместным сыном. В период брака бывшие супруги проживали в муниципальной квартире по адресу <адрес>.
27.01.2010 ответчик обратился за приватизацией квартиры в Администрацию г. Оренбурга, истцы отказались от участия в приватизации.
01.03.2010 между Администрацией г. Оренбурга и ответчиком Сергеевым С. В. был заключен договор на передачу жилого помещения в собственность. В настоящее время истец Григорьева С. В. в разводе с ответчиком Сергеевым С. В. Ответчик имеет намерение продавть квартиру, в связи с чем требует выселения истцов из нее.
Просят признать за истцами Григорьевой С.В. и Сергеевым А. С. право бессрочного (пожизненного) пользования квартирой по адресу <адрес>.
Определением суда от 24 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и жилищных отношений г. Оренбурга.
Истец Григорьева С.В. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, пояснила, что ранее состояла в браке с ответчиком, в 2010 году при заключении договора на передачу жилого помещения в собственность, дала согласие на передачу жилого помещения в пользу Сергеева С.В., отказалась от доли, на данный момент стало известно, что ответчик собирается продать жилое помещение, полагает, что есть вероятность того, что новый собственник не даст возможности проживать в данном помещении, считает, что ее права будут нарушены, просит удовлетворить исковое заявление в полном объеме.
Представитель истца Григорьевой С.В. –А.И. Сизов, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержал позицию доверителя.
Истец Сергеев А.С. в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
Ответчик Сергеев С.В. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адрес суда направлял письменное возражение относительно заявленных требований, указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку проживание истцов в его квартире может воспрепятствовать ему в распоряжении собственностью, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Оренбурга в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адрес суда был направлен письменный отзыв, из которого следует, что на основании договора от 01.03.2010 № в собственность Сергеева С.В. передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно заявлению от 27.10.2010 Григорьева С.В., Сергеев А.С. согласны на передачу квартиры в собственность другому члену семьи, сами участие в приватизации не принимают. Сведений о заключении договора купли-продажи в Администрации города Оренбурга и Департаменте отсутствуют, жилое помещение находится в собственности ответчика, соответственно, права истцов не нарушены.
Суд, заслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 288 Гражданского Кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, и может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи, предоставлять помещение для проживания иным лицам на основании договора.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или ином законном основании, с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом РФ.
Члены семьи собственника имеют право пользования данным помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ). По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", по смыслу частей 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений с собственником, в частности следует понимать отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п. могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Согласно ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
В частности, право пользования жилым помещением может быть сохранено за бывшим членом семьи собственника на определенный срок на основании решения суда. В этом случае в течение указанного срока бывший член семьи собственника сохраняет все права и обязанности в отношении жилого помещения, а также несет предусмотренную ответственность (ч. 4 - 6 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно выписки из ЕГРН установлено, что квартира общей площадью 61,6 кв.м. по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности –Сергееву С.В., на основании договора № на передачу жилого помещения в собственность граждан от 01.03.2010.
Из справки «УК «Центр-ЖКХ» следует, что Сергеев С.В., Григорьева С.В., Сергеев А.С. зарегистрированы по адресу: <адрес> 09.08.1985, 25.01.1989, 23.10.1989 соответственно по настоящее время.
Статья 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Из части 2 статьи 292 ГК РФ следует, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.
Согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
В соответствии с частью 1 статьи 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых эти лица проживают.
Из данной нормы следует, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование данным жилым помещением, в ином случае договор не может быть заключен, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Следовательно, если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением. При этом необходимо исходить из того, что право пользования носит бессрочный характер.
Судом установлено, что 01.03.2010 между Администрацией города Оренбурга и Сергеевым С.В. заключен договор № на передачу жилого помещения в собственность граждан, по условиям которого Администрация передала в частную собственность, а Сергеев С.В. получил в собственность квартиру, состоящую из двух комнат, жилой площадью 43,7 кв.м., общей площадью 61,6 кв. м., без балкона и лоджии, втором этаже двухэтажного кирпичного дома, Литер №, со всеми удобствами без подвала, по адресу: <адрес>
Согласно заявлению на приватизацию занимаемой квартиры № от 27.01.2010 от Сергеева С.В. проживающего по адресу: <адрес> адрес Главы города Оренбурга, было указано, что Сергеев С.В. согласен участвовать в приватизации жилого помещения, Григорьева С.В., Сергеева А.С. согласны на передачу квартиры в собственность другому члену семьи, сами участия в приватизации не принимали, отказались от доли и расписались в присутствии специалиста администрации, последствия отказа от права собственности разъяснены.
Истец Григорьева С.В. является бывшей женой ответчика, Сергеев А.С. является сыном Григорьевой и Сергеева С.В.
Судом установлено, что истцы проживают в спорном жилом помещении, в котором имеются их личные вещи, они оплачивают коммунальные услуги, несут бремя содержания имущества, имеют намерение в нем проживать в дальнейшем.
При таких обстоятельствах, согласие истцов, которые совместно проживали с собственником жилого помещения, являлись обязательным условием для приватизации, при этом учитывая, что, дав согласие на приватизацию спорного жилого помещения, истцы исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер, следовательно, суд находит заявленные требования Григорьевой С.В., Сергеева А.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Григорьевой С.В., Сергеева А.С. к Сергееву С.В. о признании права бессрочного пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать за Григорьевой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ серия № право бессрочного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать за Сергеевым А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ серия №, право бессрочного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Ю.В. Дмитриева
Решение в окончательной форме принято 27 августа 2024 года.
.