ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 апреля 2021 года в городе Новом Уренгое Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Шафоростовой О. Ю., при секретаре судебного заседания Натальиной З. О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1028/2021 по иску акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к Банацкой И.В. о расторжении договора страхования, взыскании денежных средств,
установил:
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее по тексту – АО «СОГАЗ») обратилось в суд с иском к Банацкой И.В. с требованиями о расторжении, заключённого с ответчиком, договора страхования [суммы изъяты] от 07.06.2018 года и взыскании с ответчика задолженности по неоплаченной части страховой премии в размере 210 рублей 89 копеек за период с 08.06.2020 г. по 15.03.2021 г., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 400 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что по заключённому с ответчиком договору страхования Банацкая И.В. не уплачивает страховые взносы, что является основанием для прекращения договора. На претензию ответчик не отреагировал.
Представитель истца АО «СОГАЗ» Митичкин Г.Д. в судебном заседании участия не принимал, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Банацкая И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом заблаговременно, отзыв на иск не представила, о причинах неявки суд не уведомила. Суд на основании ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица «Газпромбанк» (АО) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Ст. 310 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как установлено, 07 июня 2018 года между АО «СОГАЗ» (Страховщик), и Банацкой И.В. (Страхователь) заключён договор страхования [суммы изъяты] (л.д. 9-14).
В соответствии с ч. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключён договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.
В силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 1.1.1, 1.2 Договора, предметом договора является страхование недвижимого имущества (двухкомнатной квартиры, общей площадью 57 кв.м., расположенной по адресу: ЯНАО, <адрес>).
В силу п. 1.3 Договора недвижимое имущество находится в залоге у Залогодержателя в обеспечение обязательств Страхователя по кредитному договору [суммы изъяты] от 23 мая 2018 г.
В силу п. 1.5 Договора страхователь назначил выгодоприобретателем по договору страхования «Газпромбанк» (АО), являющегося залогодержателем застрахованного имущества.
Ответчик обязался оплачивать страховые взносы в сроки и в размере, указанные в Договоре (п. 5.2.4).
Разделами 3, 4 Договора, сторонами определены страховая сумма и страховая премия.
Согласно ч. 3 ст. 954 ГК РФ, если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.
Ответчиком обязательства, предусмотренные условиями Договора в срок и в определённом размере, не были выполнены, что не оспаривается ответчиком и согласуется с объективными доказательствами по делу.
Как следует из материалов дела, срок оплаты очередного страхового взноса по договору страхования в сумме 273 рубля 93 копейки истёк 07.06.2020 года.
В соответствии с п. 9.1.5 вступивший в силу Договор страхования прекращается в случае неуплаты Страхователем страховой премии (или страхового взноса при уплате страховой премии в рассрочку).
Пунктом 9.1.5.2 Договора предусмотрено, что при задержке уплаты Страхователем очередного страхового взноса более чем на 10 календарных дней с даты, установленной в договоре страхования, Страховщик имеет право: предложить Страхователю расторгнуть настоящий Договор по соглашению сторон. При этом досрочное расторжение договора не освобождает Страхователя от обязанности уплатить страховой взнос за период действия договора страхования до даты его расторжения, при этом дата расторжения договора страхования указывается в заключенном дополнительном соглашении; в случае несогласия Страхователя на расторжение Договора по соглашению сторон – расторгнуть Договор в судебном порядке на основании п. 2 ст. 450 ГК РФ (вследствие существенного нарушения Страхователем условий Договора страхования об уплате страховой премии (страхового взноса)) и взыскать со Страхователя страховой взнос за период действия Договора страхования до даты его расторжения (абз. б, в).
Истцом был произведён расчёт страховой премии, подлежащей уплате ответчиком при досрочном расторжении договора страхования, после чего 08.07.2020 года истец направил ответчику обращение с просьбой погасить задолженность в сумме 46 рублей 53 копейки, за период с 8 июня 2020 года по 08.08.2020 года, в течение которого АО «СОГАЗ» несло ответственность по Договору страхования в срок, указанный в соглашении о расторжении Договора страхования, одновременно направив ответчику и соглашение о расторжении Договора (л.д. 20-22).
Суд принимает во внимание, что отказ ответчика от заключения данного соглашения к Договору, предоставляет истцу право требовать расторжения Договора страхования в судебном порядке.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцом надлежащим образом выполнены обязательства по Договору страхования, тогда как ответчиком, в свою очередь, обязанности, возложенные на него данным Договором, не выполнены, а именно не оплачен очередной страховой взнос в сумме 273 рубля 93 копейки в срок до 07.06.2020 года, в результате чего образовалась задолженность перед истцом.
Суд отмечает, что со стороны ответчика имеет место существенное нарушение условий Договора страхования, так как он перестал вносить очередные страховые взносы, в связи с чем, истец лишился возможности использовать данные денежные средства, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Обращение истца, направленное в адрес ответчика, с просьбой погасить имеющуюся задолженность и заключить соглашение о расторжении Договора страхования во внесудебном порядке, ответчик проигнорировал.
При этом суд полагает необходимым отметить, что, несмотря на то, что срок действия Договора страхования не истёк, истец в соответствии с ч. 2 ст. 452 ГК РФ, с учётом допущенных ответчиком невыплат, имеет право требовать расторгнуть Договор страхования от 07.06.2018 года и взыскать с ответчика страховую премию за период с 08.06.2020 года по 15.03.2021 года в сумме 210 рублей 89 копеек, в связи с чем, исковые требования АО «СОГАЗ» подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 6 400 рублей (л.д. 7).
Таким образом, общая сумма взыскания с Банацкой И.В. в пользу АО «СОГАЗ» составит: 210 рублей 89 копеек (в счёт задолженности по страховой выплате) + 6 400 рублей (в счёт возврата государственной пошлины), итого 6 610 рублей 89 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
решил:
Иск акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» удовлетворить.
Расторгнуть договор страхования [суммы изъяты] от 07.06.2018 года, заключённый между акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» и Банацкой И.В. .
Взыскать с Банацкой И.В. в пользу акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» 6 610 (шесть тысяч шестьсот десять) рублей 89 копеек.
Ответчик вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения обратиться в суд с заявлением о его отмене, а по истечении этого срока решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 12 апреля 2021 года в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Председательствующий: