Решение по делу № 3а-95/2018 от 02.02.2018

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 апреля 2018 г. № 3а-95/2018

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

при секретаре Журавлевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Вологодской области об оспаривании в части закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»,

установил:

Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 25 февраля 2015 года № 106 принят закон Вологодской области № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (далее - закон области № 3602-ОЗ).

Закон области подписан Губернатором Вологодской области 16 марта 2015 года.

17 марта 2015 года закон области № 3602-ОЗ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информатизации http://www.pravo.gov.ru. № 3500201503170001, 21 марта 2015 года опубликован в областной газете «Красный Север» № 29.

Частью 1 статьи 7 закона области № 3602-ОЗ установлено, что беременные женщины и матери (усыновители) до исполнения ребенку одного года ежемесячно бесплатно обеспечиваются полноценным питанием и необходимыми лекарствами по заключению врачей на сумму до 600 рублей.

Заместитель прокурора Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующей с момента вступления решения суда в законную силу части 1 статьи 7 закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» в части не обеспечения полноценным питанием кормящих матерей, имеющих детей в возрасте одного года и старше.

В обоснование требований административным истцом указано, что часть 1 статьи 7 закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ противоречит требованиям части 3 статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающей, что обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. По мнению административного истца, законом области № 3602-ОЗ категория получателей указанного вида меры социальной поддержки необоснованно сужена, так как распространяется только на матерей (усыновителей) до исполнения ребенку одного года, а не на всех кормящих матерей, без учета дальнейшего периода кормления матерью ребенка.

Прокурором Вологодской области принесен протест от 13 декабря 2017 года № 07-17-2017/77 на часть 1 статьи 7 закона области № 3602-ОЗ (л.д.7-8).

Законодательным Собранием Вологодской области рассмотрен и отклонен протест прокурора Вологодской области, о чем вынесено постановление от 27 декабря 2017 года № 652 (л.д.5-6).

Заместитель прокурора Вологодской области просил суд признать не действующей с момента вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 7 закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» в части не обеспечения полноценным питанием кормящих матерей, имеющих детей в возрасте одного года и старше.

В судебном заседании заместитель прокурора Вологодской области Васильков А.А., по доверенностям начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Гришин М.В., начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Иванова Н.Ю. исковые требования поддержали.

Представители административного ответчика Законодательного Собрания Вологодской области по доверенностям Бахорин С.В., Глебова Е.Д. исковые требования не признали, поддержали доводы отзыва на исковое заявление.

Указали, что Законодательное Собрание Вологодской области вправе самостоятельно устанавливать меры по обеспечению питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет за счет средств областного бюджета. Частью 1 статьи 7 закона области № 3602-ОЗ установлено право на получение полноценного питания матерям до исполнения ребенку одного года вне зависимости от того, осуществляет она грудное вскармливание или нет, так и усыновителям. Законодательное Собрание Вологодской области действовало в пределах предоставленных законодательством полномочий и не допустило противоречия федеральному законодательству (л.д.40-43).

Представители заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенностям Новинская О.Г., Бабушкина Г.А. полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы отзыва на исковое заявление (л.д.44-47).

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Бойкова А.С. указала, что закон Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» внесен в федеральный регистр нормативных правовых актов. Указанный закон, а также все последующие изменения и дополнения к нему прошли правовую и антикоррупционную экспертизу в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, по результатам которых принято решение о его соответствии действующему федеральному законодательству (л.д.49-52).

Представитель заинтересованного лица Вологодской региональной общественной организации Центр возрождения искусства материнства «Я-МАМА» председатель Потаева Л.В. просила суд удовлетворить исковые требования.

Представитель заинтересованного лица Общественной палаты Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлено письменное пояснение по делу с изложением правовой позиции об отсутствии противоречия оспариваемой нормы закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ федеральному законодательству.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 год №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 42 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.

Законодательное Собрание области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (статья 44 Устава).

Законы области, принятые Законодательным Собранием области, направляются в десятидневный срок Губернатору области для подписания и обнародования (официального опубликования), который в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон области или отклоняет закон области.

Статьёй 5 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого закона) предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), «Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области» (www.pravo.gov35.ru).

Как усматривается из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 25 февраля 2015 года № 106 принят закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области».

Указанный закон подписан Губернатором Вологодской области 16 марта 2015 года, которому присвоен номер № 3602-ОЗ.

17 марта 2015 года закон Вологодской области № 3602-ОЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 марта 2015 года опубликован в газете «Красный Север» выпуск № 29.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый закон принят уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Законодательное Собрание Вологодской области вправе принимать законы области и порядок их опубликования.

Исходя из разъяснений пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 Федерального закона № 184-ФЗ. Расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что меры социальной поддержки граждан определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств собственного бюджета.

Частью 1 статьи 7 закона Вологодской области № 3602-ОЗ установлена мера социальной поддержки беременных женщин и матерей (усыновителей) до исполнения ребенку одного года в виде ежемесячного бесплатного обеспечения полноценным питанием и необходимыми лекарствами по заключению врачей на сумму до 600 рублей.

Положениями оспариваемой нормы право на получение полноценного питания установлено как матерям, так и усыновителям до исполнения ребенку одного года.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит определения «кормящая мать», однозначных медицинских критериев, определяющих период грудного вскармливания ребенка, действующее законодательство не содержит.

Методическими рекомендациями МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утверждены Роспотребнадзором 18 декабря 2008 года) предусмотрена возрастная периодизация детского населения, в соответствии с которой выделен ранний возраст, включающий в себя периоды:

- грудной - от рождения до 12 месяцев;

- преддошкольный - от 1 года до 3 лет.

Таблицей 5.3 Методических рекомендаций МР 2.3.1.2432-08 утверждены дополнительные потребности в энергии и пищевых веществах для женщин в период беременности и кормления ребенка. При этом выделено только две группы кормящих женщин: кормящие до 6 месяцев и кормящие от 7 до 12 месяцев.

В соответствии с Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, утвержденной на 16 Съезде педиатров России (февраль 2009 года) формирование необходимого сбалансированного рациона питания, освоения навыков употребления твердой пищи, жевания, регулируется введением прикормов. Рекомендованные сроки начала введения прикормов с 4-6 месяцев, к возрасту 1 год ребенок употребляет все виды прикорма для обеспечения физиологических потребностей организма ребенка.

С учетом указанных положений Законодательным Собранием Вологодской области определен период обеспечения (до исполнения ребенку одного года) матерей (усыновителей) полноценным питанием при наличии медицинских показаний.

Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке матерей (усыновителей) в виде ежемесячного бесплатного обеспечения полноценным питанием и необходимыми лекарствами осуществляется исключительно за счет средств бюджета Вологодской области, а Законодательное Собрание Вологодской области вправе самостоятельно определить объем мер социальной поддержки указанной категории граждан, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма закона Вологодской области № 3602-ОЗ принята в пределах полномочий субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения и федеральному законодательству не противоречит.

Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что часть 1 статьи 7 закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления заместителя прокурора Вологодской области не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

заместителю прокурора Вологодской области отказать в удовлетворении требований административного искового заявления о признании не действующей части 1 статьи 7 закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» в части не обеспечения полноценным питанием кормящих матерей, имеющих детей в возрасте одного года и старше.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2018 года

3а-95/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Вологодской области
Ответчики
Законодательное собрание Вологодской области
Другие
Правительство Вологодской области
Общественная палата Вологодской области
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области
Вологодская региональная общественная организация Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
02.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
05.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2018[Адм.] Судебное заседание
12.04.2018[Адм.] Судебное заседание
17.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2018[Адм.] Дело оформлено
17.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее