Дело № 2а-91/2022
УИД 19RS0007-01-2022-000094-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 15 марта 2022 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Норсеевой И.Н.,
при секретаре Беляевой Н.П.,
с участием административного истца Янгайкиной М.Ю.,
представителя административного ответчика Отд МВД России по Боградскому району Кораблиной А.С.,
помощника прокурора Боградского района Республики Хакасия Асмоловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Янгайкиной Марины Юрьевны к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Боградскому району о частичной отмене административных ограничений,
УСТАНОВИЛ:
Янгайкина М.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить установленное ей административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов до 06 часов. Административные требования мотивированы тем, что 28 декабря 2020 года она была освобождена из мест лишения свободы, при этом 07 октября 2020 года решением Черногорского городского суда в отношении неё был установлен административный надзор на срок 3 года.
Указывает, что в течение 1 года 2 месяцев она добросовестно соблюдала административные ограничения, выполняла все обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Отмечает, что она положительно характеризуется по месту жительства, принимает активное участие в общественной жизни села, в культурно-массовых мероприятиях от МКУК «Пушновский СДК», а также без оплаты труда помогает в благоустройстве села.
В судебном заседании административный истец Янгайкина М.Ю. административные исковые требования поддержала, пояснив, что отмена данного административного ограничения необходима ей для осуществления трудовой деятельности, поскольку она планирует осуществлять трудовую деятельность по специальности штукатура с выездом на несколько дней из населенного пункта, в котором проживает.
Представитель административного ответчика Отд МВД России по Боградскому району Кораблина А.С., действующая на основании доверенности, не возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, указывая, что Янгайкина М.Ю. характеризуется положительно, под административным надзором состоит в течение 1 года 2 месяцев, нарушений не допускала.
Участвующий помощник прокурора Асмолова В.А. полагала, что требования подлежат удовлетворению в части отмены административного ограничения в период осуществления трудовой деятельности поднадзорного лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре» обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ).
Как установлено судом, приговором Боградского районного суда Республики Хакасия от 24 сентября 2013 года Янгайкина М.Ю. осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ, к 8 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 07 октября 2019 года в отношении Янгайкина М.Ю. установлен административный надзор на срок 3 года, с установлением административных ограничений: обязательная явка один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического места нахождения; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 час. 00 минут до 06 час. 00 мин.; запрет пребывания в местах общественного питания, осуществляющих продажу спиртных напитков. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.Основанием для установления административного надзора послужило то, что Янгайкина М.Ю. , отбывающая наказание в виде лишения свободы за совершение преступления при рецидиве, признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 37-39).
Из материалов дела следует, что Янгайкина М.Ю. после освобождения из мест лишения свободы 28 декабря 2020 года поставлена на профилактический учет по месту жительства в ОУУПиПДН ОМВД Росси по Боградскому району и в отношении нее установлен административный надзор с заведением дела административного надзора (л.д. 42)
Органами полиции Янгайкина М.Ю. характеризуется удовлетворительно, жалоб от жителей села и администрации Пушновского сельсовета в её адрес не поступало, в нарушении общественного порядка и употреблении спиртных напитков в общественных местах замечена н была. К административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности не привлекалась (л.д. 13).
Как следует из характеристики, (привведены характеристики) (л.д. 10).
При разрешении заявленных административных исковых требований, суд принимает во внимание положительные характеристики Янгайкиной М.Ю. по месту жительства, соблюдение ею административных ограничений, отсутствие сведений о нарушении Янгайкиной М.Ю. общественного порядка, вместе с тем суд учитывает, характер и общественную опасность преступления, совершенного Янгайкиной М.Ю. при рецидиве, относящегося к категории особо тяжких преступлений, за которое она отбывала наказание в виде лишения свободы, а также признавалась злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Учитывая все данные в совокупности, суд приходит к выводу, что полная отмена административному истцу требуемого ограничения не повлечет достижения необходимых правовых последствий и не будет соответствовать целям и задачам административного надзора.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации).
Учитывая, что установленное административное ограничение не должно препятствовать осуществлению поднадзорным лицом трудовой деятельности, при этом административный истец поясняла, что намерена трудоустроиться, суд полагает необходимым установленное Янгайкиной М.Ю. административное ограничение в виде запрета пребывания в ночное время суток вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица уточнить, исключив из указанного административного ограничения периоды времени, связанные с осуществлением Янгайкиной М.Ю. трудовой деятельности.
Суд приходит к выводу, что административное ограничение в виде запрещения пребывания в ночное время суток вне места жительства либо пребывания поднадзорного лица Янгайкиной М.Ю. с учетом вносимых решением суда уточнений в части исключения периодов осуществления административным ответчиком трудовой деятельности не свидетельствует о нарушении её конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов и согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Административный надзор служит мерой предотвращения повторных преступлений со стороны поднадзорного лица путем систематического наблюдения за ней и оказания на неё индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Янгайкиной М.Ю. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Боградскому району о частичной отмене административных ограничений, удовлетворить частично.
Установленное Янгайкиной М.Ю. решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 07 октября 2020 года административное ограничение, в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, уточнить:
- запретить Янгайкиной М.Ю. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением периодов осуществления ею трудовой деятельности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2022 года.
Председательствующий И.Н. Норсеева