Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2018 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
с участием прокурора Г.Г.А.,
при секретаре Ильиной О.В.,
с участием представителя административного истца П.А.В., действующего на основании доверенности от <Дата обезличена>, административного ответчика Х.В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <Номер обезличен> по административному иску Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району к Х.В.В. об установлении административного надзора,
установил:
Отделение МВД России по Сортавальскому району обратилось в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что Х.В.В., <Дата обезличена> г.р. осужден по приговору Сортавальского городского суда Республики Карелия от <Дата обезличена> по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года. В период испытательного срока Х.В.В. вновь совершил преступление и был осужден <Дата обезличена> по приговору Сортавальского городского суда Республики Карелия по ч.2 ст.160, п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Согласно постановления Исакогорского районного суда г.Архангельска от <Дата обезличена> Х.В.В. освобожден от отбывания наказания, назначенного <Дата обезличена> приговором Сортавальского городского суда Республики Карелия (с учетом постановления Исакогорского районного суда г.Архангельска от <Дата обезличена>) условно-досрочно на неотбытый срок 9 месяцев 7 дней. Срок условно-досрочного освобождения истекает – <Дата обезличена>. преступление, предусмотренное п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ относится к категории тяжких преступлений и срок погашения судимости за совершение данного преступления у Х.В.В. истекает – <Дата обезличена>. После освобождения из мест лишения свободы, Х.В.В., имея непогашенную и неснятую судимость за совершения тяжкого преступления на путь исправления не встал, неоднократно совершал административные правонарушения, а именно в 2017 дважды привлекался к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ, и один раз в 2018 привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.6.24 КоАП РФ. Административный истец указывает, что при выборе административных ограничений, устанавливаемых в отношении Х.В.В. необходимо учитывать тот факт, что административные правонарушения, предусмотренные ст.20.21 КоАП РФ им были совершены в ночное время.
Административный истец ссылается на положения ст.ст.3,4,5,13 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Постановления Пленума Верховного Суда РФ №15 от 16.05.2017 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судом дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и просит установить в отношении Х.В.В. административный надзор со дня истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, т.е. с 10.05.2018 сроком на 3 года, одновременно установив следующие административные ограничения: обязательная явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 час до 06.00 час.
В судебном заседании представитель административного истца П.А.В., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.
Административный ответчик Х.В.В. в судебном заседании не возражал против установления в его отношении административного надзора с указанными в иске ограничениями, не отрицал привлечение его к административной ответственности. Пояснил, что проживает в съемной квартире с гражданской супругой, ее двумя детьми и общей дочерью, работает в ООО «Спецтранс» разнорабочим.
Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, при этом указавшего, что исходя из данных о личности административного ответчика, задачи установления административного надзора могут быть достигнуты при его установлении не на испрашиваемый срок, а на год, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости Частью 1 статьи 3 Закона установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Постановление Пленума) установлено, что лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ. При установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения, указанные в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послужившие основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 6 статьи 53.1, статья 54, часть 7 статьи 79 УК РФ, часть 2 статьи 29, часть 5 статьи 46, часть 5 статьи 58, часть 5 статьи 60.2, статья 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Установлено, что Х.В.В., родившейся <Данные изъяты> осужден по приговору Сортавальского городского суда Республики Карелия от <Дата обезличена> по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года. В период испытательного срока Х.В.В. вновь совершил преступление и был осужден <Дата обезличена> по приговору Сортавальского городского суда Республики Карелия по ч.2 ст.160, п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Согласно постановления Исакогорского районного суда г.Архангельска от <Дата обезличена> Х.В.В. освобожден от отбывания наказания, назначенного <Дата обезличена> приговором Сортавальского городского суда Республики Карелия (с учетом постановления Исакогорского районного суда г.Архангельска от <Дата обезличена>) условно-досрочно на неотбытый срок 9 месяцев 7 дней. Срок условно-досрочного освобождения истекает <Дата обезличена>. преступление, предусмотренное п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ относится к категории тяжких преступлений и срок погашения судимости за совершение данного преступления у Х.В.В. истекает <Дата обезличена>.
Как следует из представленных материалов Х.В.В., имея непогашенную и неснятую судимость за совершения тяжкого преступления, после условно-досрочного освобождения привлекался к административной ответственности, а именно: <Дата обезличена> по ст.20.21 КоАП РФ, <Дата обезличена> по ст.20.21 КоАП РФ, <Дата обезличена> по ч.1 ст.6.24 КоАП РФ.
Тем самым, Х.В.В. в период условно-досрочного осуждения совершены административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Х.В.В., не имеющий регистрации по месту жительства, фактически проживающий по адресу: <Адрес обезличен> по месту жительства в целом характеризуется удовлетворительно, проживает с сожительницей Л.Е.С. и её несовершеннолетними детьми и совместным ребенком Х.Н.В., <Дата обезличена> г.р., трудоустроен, неоднократно на него поступали жалобы от Л.Е.С. на поведение Х.В.В. в быту в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, заявление ОМВД России по Сортавальскому району об установлении административного надзора в отношении Х.В.В. основано на законе.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора рассматривается в соответствии с требованиями главы 29 КАС РФ.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 273 КАС РФ, решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным ст. 180 настоящего Кодекса и ч. 3 настоящей статьи. В силу положения пункта 1 части 3 ст. 273 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения: по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно части 1 статьи 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Частью 2 статьи 4 Закона установлено, что обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Пунктом 22 Постановления Пленума разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона).
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.
При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
Соответствие норм Закона являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в рамках нормоконтроля (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 597-О-О; от 24.09.2012 N 1739-О; от 24.09.2012 N 1740-О; от 24.09.2012 N 1741-О; от 22.11.2012 N 2064-О), который отметил, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
В силу пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
Частью 2 статьи 272 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившимся с таким заявлением.
Административным истцом не представлено надлежащих доказательств необходимости установления в отношении Х.В.В. административного надзора на срок три года.
С учетом требований Закона, указанных выше положений, при разрешении вопроса о сроках административного надзора и конкретных ограничениях, подлежащих установлению в отношении Х.В.В. в рамках административного надзора, суд исходит из характеризующих его личность данных (согласно характеристики с места жительства Х.В.В. характеризуется удовлетворительно, при этом злоупотребляет спиртными напитками, официально не трудоустроен, неоднократно на него поступали жалобы от сожительницы Л.Е.С.), учитывает характер совершенных правонарушений и их обстоятельства, в т.ч., неоднократное их совершение в ночное время, в связи с чем полагает необходимым установить административный надзор на срок 1 год, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки один раз месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период времени с 22.00 час. до 06.00 час. (исходя из совершения правонарушений в ночное время)
По мнению суда, данные ограничения будут способствовать предупреждению совершения Х.В.В. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Закона устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Следует отметить, что Законом предусмотрена возможность, в т.ч. досрочного прекращения административного надзора при наличии к тому оснований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району удовлетворить частично.
Установить в отношении Х.В.В., родившегося <Данные изъяты>, не имеющего по месту жительства регистрации, фактически проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, административный надзор сроком на один год, с возложением обязанности в виде обязательной явки один раз месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период времени с 22.00 час. до 06.00 час.
Административный надзор начинает осуществляться после отбытия Х.В.В. наказания, не связанного с лишением свободы, и истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, возложенных на него в соответствии с частью 2 статьей 79 Уголовного кодекса РФ постановлением Исакогорского районного суда г.Архангельска от <Дата обезличена>, т.е. с <Дата обезличена>.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>