04 сентября 2018 года г. Королёв
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.,
при секретаре Стетюха Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2593/18 по административному иску Славинской Ольги Ильиничны, Славинской Ирины Ильиничны и Славинской Нелли Георгиевны к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании предписаний незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Славинская О.И., Славинская И.И. и Славинская Н.Г. обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Королёв Московской области, в котором, с учетом уточнений, просят признать незаконными предписания начальника сектора муниципального земельного контроля Управления землепользования Администрации городского округа Королёв Московской области - Садкевич Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Славинской О.И., в отношении Славинской И.И. и в отношении Славинской Н.Г.
В обоснование заявленных требований истцы указывают на то, что им принадлежат на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № и на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, а также расположенная на этих земельных участках <данные изъяты> доля дома, находящиеся по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ начальником сектора муниципального земельного контроля Управления землепользования Администрации городского округа Королёв Московской области проведена проверка требований законодательства российской Федерации, в результате которой установлено, что использование указанных земельных участков истцов, относящихся к категории земель - «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для обслуживания части дачи», осуществляется не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью и (или) разрешенным использованием; а также что имело место самовольное занятие земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок. Истцам предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством порядке РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: использовать земельные участки по целевому назначению, освободить самовольно запользованный участок площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе снести все возведенные строения на нем (либо оформить права на запользованный земельный участок). Истцы не согласны с данными предписаниями, поскольку они не занимаются не занимаются птицеводством и скотоводством на указанных земельных участках, а также не имело место самовольного занятия (запользования) земельного участка, как это было указано в предписаниях.
В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Королёв Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что Славинской О.И., Славинской И.И. и Славинской Н.Г. принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, <данные изъяты> долей жилого строения, находящиеся по адресу: <адрес>, а также на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. ПНВ с кадастровым номером № по тому же адресу.
Сособственниками жилого строения, а также смежных земельных участков являются Архипов Е.Н. и Архипов Н.Е.
Границы земельных участков не определены, земельные участки стоят на кадастровом учете без установления границ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником сектора муниципального земельного контроля Управления землепользования Администрации городского округа Королёв Московской области - Садкевич Г.Н. проведена проверка требований законодательства российской Федерации Славинской О.И., Славинской Н.Г., и Славинской И.И., в результате которой установлено, что использование земельных участков, с кадастровыми номерами <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № и <данные изъяты> кв.м. ПНВ с кадастровым номером №, относящиеся к категории земель - «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для обслуживания части дачи», не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью и (или) разрешенным использованием.
Также Актом установлено самовольное занятие земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
По результатам данной проверки, истцам даны предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, устранить указанное нарушение в установленном законодательством порядке РФ в срок до 12 ДД.ММ.ГГГГ, а именно: использовать по целевому назначению земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес> в соответствии с их принадлежностью к разрешенному использованию (ведение дачного хозяйства), освободить самовольно запользованный участок площадью 17 кв.м., в т.ч. снести все возведенные строения на нем (либо оформить права на запользованный земельный участок).
Истцы просят признать данные предписания незаконными, ссылаясь на отсутствие с их стороны нарушений в пользовании земельными участками.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (п. 1 ст. 72 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (п. 5).
Пунктом 4.2. Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области (утв. Постановлением Правительства МО от 26.05.2016 N 400/17) установлено, что должностные лица при проведении проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан обязаны, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Королев Московской области (утв. постановлением администрации городского округа Королев МО от 29.01.2016 N 40-ПА) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином требований земельного законодательства муниципальный земельный инспектор, проводивший проверку, обязан: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (приложение N 8 к настоящему Положению).
В Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и выданных на его основании обжалуемых предписаний указано на то, что земельные участки истцов имеющие вид разрешенного использования - «для обслуживания части дачи», используются не по целевому назначению, а именно на участках располагается нежилое строение «курятник» в котором разводится домашняя птица (куры), а также располагается нежилое строение, в котором находятся козы, и по факту осуществления деятельность по разведению домашних пород птиц (кур) - «птицеводство», сельскохозяйственных животных (коз) - скотоводство.
В соответствии с п.п. 1,2 ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; и др.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно кадастровых выписок, земельные участки истцов отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов», имеют разрешенное использование «для обслуживания части дачи».
Согласно п.1 ст.83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540) предусмотрены такие виды разрешенного использования земельных участков, отнесенные к «Сельскохозяйственному использованию» (Код1.0) как:
- «Скотоводство» (Код 1.8) – осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала);
- Птицеводство» (Код 1.10) – осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением домашних пород птиц, в том числе водоплавающих;
размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции птицеводства; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
Истцы не отрицают то обстоятельство, что на их земельных участках содержатся птицы (куры), и мелкий скот (козы), при этом они указывают, что птицеводством и скотоводством не занимаются, содержат указанных животных в личных целях и в не большом количестве.
Согласно п.6.4 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849) на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей. Допускается возведение хозяйственных построек разных типов, определенных местными традициями и условиями обустройства. Порядок возведения, состав, размеры и назначение хозяйственных построек для содержания мелкого скота и птицы, а также требования по соблюдению санитарно-ветеринарных правил устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Члены садоводческих, дачных объединений, имеющие на своем участке мелкий скот и птицу, должны соблюдать санитарные и ветеринарные правила по их содержанию.
Как указывают истцы и не опровергнуто ответчиком, санитарные и ветеринарные правила по их содержанию мелкого скота и птицы ими соблюдаются, претензий со стороны органов государственного ветеринарного контроля и санитарно - эпидимиологической службы не имеется.
Решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 24 октября 2012 года N 47/212 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Королёва Московской области» установлено, что домашний скот и птица должны содержаться в пределах земельного участка собственника, владельца, пользователя.
При этом г. Королев Московской области в составе земель не содержит земли с разрешенным использованием - личное подсобное хозяйство, в связи с чем с учетом вышеуказанного Решения Совета депутатов, домашний скот и птицу возможно содержать на землях с разрешенным использованием - для обслуживания части дачи.
Кроме того, согласно п.7.2 СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласование, утверждение, и состав проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих (дачных) объединений граждан» дополнительно могут выделяться различные подзоны для хозяйственно-бытовой деятельности (содержание мелкого скота и птицы, столярные работы и др.).
Таким образом, поскольку осуществление истцами на земельных участках сельскохозяйственной деятельности – птицеводства и скотоводства не подтверждено, а содержание домашнего скота и птицы не в сельскохозяйственных целях категории земель и разрешенному использованию земельных участков истцов не противоречит, суд приходит к выводу о необоснованности предписаний данных административным ответчиком истцам о нецелевом использовании земельных участков.
Также в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и выданных на его основании обжалуемых предписаний указано на то, что со стороны истцов имеет место самовольное занятие земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м без наличия прав на земельный участок.
При этом ответчик ссылается на результаты обмера двух земельных участков истцом, по результатам которых была установлена общая площадь <данные изъяты> кв.м, тогда как по сведениям ЕГРН их общая площадь должна составлять <данные изъяты> кв.м. На этом основании ответчик делает вывод о самовольном запользовании истцами земельного участка площадь. <данные изъяты> кв.м, и указывает истцам в обжалуемых предписаниях на необходимость «освободить самовольно запользованный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, в т.ч. снести все возведенные строения на нем (либо оформить права на запользованный земельный участок).».
В оспариваемых предписаниях ответчик ссылается на положения ст.7.1 КоАП РФ, согласно которого административным правонарушением признается самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Между тем, ни из оспариваемых предписаний, ни из Акт проверки и Приложения № к Акту «Обмера площади земельного участка» невозможно установить какой именно земельный участок (часть земельного участка) площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся в каких границах, самовольно занимают истцы, при том, что границы самих земельных участков истцов в соответствии с требованиями земельного законодательства до настоящего времени не установлены. В этой связи невозможно установить факт самовольного занятия истцами земель находящихся в ведении ответчика, а само предписание в данной части является полностью неисполнимым.
Суд также принимает во внимание доводы истцов о том, что при проведении внеплановой проверки по соблюдению земельного законодательства земельный участок был измерен ручным картометрическим способом, его площадь составила <данные изъяты> кв.м., однако фактически не выяснено кем, когда и при каких обстоятельствах был перенесен забор, не учтено, отсутствие межевания, а также погрешность при проведении измерений, не предоставлены поверки на измерительный прибор.
Кроме того, спорные земельные участки имеют статус ранее учтенных - земельные участки, кадастровый учет или государственный учет которых проводился до вступления в силу ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. №221-ФЗ, т.е. до 1 марта 2008 года.
В данном случае, без выявления конкретного земельного участка (части земельного участка), находящихся в ведении ответчика (что невозможно в виду отсутствия установленных границ земельных участков истцов), возможно только уточнение границ и (или) площади земельного участка в установленном законом порядке и по инициативе собственников (ст. 43 Федеральногой закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, у административного ответчика не имелось оснований для выдачи оспариваемых предписаний, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования Славинской Ольги Ильиничны, Славинской Ирины Ильиничны и Славинской Нелли Георгиевны к Администрации городского округа Королёв Московской области – удовлетворить.
Признать незаконным предписание начальника сектора муниципального земельного контроля Управления землепользования Администрации городского округа Королёв Московской области - Садкевич Г.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Славинской Ольги Ильиничны.
Признать незаконным предписание начальника сектора муниципального земельного контроля Управления землепользования Администрации городского округа Королёв Московской области - Садкевич Г.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Славинской Ирины Ильиничны.
Признать незаконным предписание начальника сектора муниципального земельного контроля Управления землепользования Администрации городского округа Королёв Московской области - Садкевич Г.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Славинской Нелли Георгиевны.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 31.10.2018 г.