Дело №2а-358/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт Мостовской 18 мая 2018 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Селюдеевой О.Г.,
при секретаре Шульгиной H.Н.,
с участием административного истца Салова Д.А.,
представителя административного истца Воробьева А.Ю.,
представителей административного ответчика Малюковой Н.В.,
заинтересованного лица Дружилина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Салова Дмитрия Александровича к администрации Мостовского городского поселения о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
Салов Д.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ администрации Мостовского городского поселения изложенный в письме от 22.12.2017, исходящий номер 64/з о продлении срока действия договора аренды (заключении нового) земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 45735 квадратных метров, с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию Мостовского городского поселения Мостовского района предоставить в аренду сроком на 10 лет земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 45735 квадратных метров, с кадастровым номером <номер> расположенный по адресу: <адрес>
Административное исковое заявление Салов Д.А. мотивировал тем, что согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № 20000 от 27.12.2007 ему передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 45735 квадратных метров, с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>
Право аренды зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН 13.03.2008 сделана соответствующая регистрационная заспись за № <номер>.
В соответствии с условиями заключенного договора земельный участок передан ему в аренду сроком на 10 лет. Имея намерение продлить срок действия договора аренды, он обратился в установленном законом порядке в администрацию Мостовского городского поселения с заявлением о продлении срока действия договора аренды.
Письмом администрации муниципального образования Мостовский район от 22.12.2017, исходящий номер 64/з, ему отказано в продлении срока действия договора по тем основаниям, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретения земельного участка без проведения торгов.
Принятое администрацией Мостовского городского поселения решение считает незаконным поскольку согласно под. 31 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Подпунктом 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ указанный в под. 31 п. 2 названной статьи случай отнесен к исключениям из общего правила о том, что земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов только арендатору, которому этот участок ранее был предоставлен в аренду без проведения торгов (подп. 1 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ). Нормами земельного законодательства возможность реализации предусмотренного подп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ права не поставлена в зависимость от способа заключения первоначального договора аренды (на торгах или без их проведения).
На момент обращения с заявлением у администрации Мостовского городского поселения, как уполномоченного органа, отсутствовала информация о ненадлежащем использовании им земельного участка, который надлежащим образом использовался.
В судебном заседании истец Салов Д.А. и его представитель Воробьев А.Ю. поддерживали административное исковое заявление и просили его удовлетворить по основаниям, указанным выше.
Представитель административного ответчика – администрации Мостовского городского поселения – Малюкова Н.В. возражала относительно заявленных Саловым Д.А. административных исковых требований, при этом поддерживала отзыв главы администрации Мостовского городского поселения на административное исковое заявление Салова Д.А. от 19.04.2018 № 984, из которого следует, что отказ в предоставлении Салову Д.А. земельного участка на праве аренды на новый срок без проведения торгов, обусловлен тем, что ранее земельный участок ему предоставлялся в аренду по итогам открытых торгов, в форме аукциона, в то время как согласно подп. 1 п.3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случаях, когда земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО Мостовский район – Дружилин Е.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований Салова Д.А., поддерживая при этом доводы представителя администрации Мостовского городского поселения.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования Салова Д.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № 200004049 от 28.12.2007, заключенному между администрацией МО Мостовский район и Саловым Д.А., на основании протокола заседания комиссии по проведению открытых торгов, в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 28.12.2007 № 3, последнему передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 45735 квадратных метров, с кадастровым номером <номер> расположенный по адресу: <адрес> на срок 10 лет.
Право аренды Салова Д.А. зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН 13 марта 2008 года сделана соответствующая регистрационная заспись за № <номер>.
Из кадастрового паспорта указанного выше земельного участка следует, что он имеет площадь 45735+/-1871 кв.м и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для установки пасеки и сельскохозяйственного использования.
Письмом главы администрации Мостовского городского поселения от 22.12.2017 № 64/3 Салову Д.А. на его письмо от 24.11.2017 было отказано в заключении договора аренды указанного выше земельного участка на новый срок без проведения открытых торгов, в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по тем основаниям, что подп. 1 п.3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случаях, когда земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов, а Салову Д.А. земельный участок предоставлялся ранее на основании протокола заседания комиссии по проведению открытых торгов, в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 28.12.2007 № 3.
Анализ изученных доказательств приводит суд к убеждению, что оспариваемое решение является незаконным и основанным на неверном толковании норм материального права.
В силу п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ. Согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 настоящего Кодекса оснований (п. п. 4 п. 1 ст. 39.17), а также цель использования земельного участка (п. п. 7 п. 1 ст. 39.17).
Пунктом 6 ст. 27 ЗК РФ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Согласно под. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Подпунктом 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ указанный в под. 31 п. 2 названной статьи случай отнесен к исключениям из общего правила о том, что земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов только арендатору, которому этот участок ранее был предоставлен в аренду без проведения торгов (подп. 1 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ). Нормами земельного законодательства возможность реализации предусмотренного подп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ права не поставлена в зависимость от способа заключения первоначального договора аренды (на торгах или без их проведения).
Согласно заявлению о предоставлении земельного участка в аренду от 20.11.2017, Салов Д.А. обратился в администрацию Мостовского городского поселения, до истечения срока действия договора аренды от 28.12.2007. Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании Саловым Д.А. земельного участка
Из акта проверки № 09-09/ВПф 947 от 16.12.2016, составленного государственным инспектором государственного земельного надзора Лабинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора, следует, что в ходе проверки указанного в решении земельного участка, нарушений не выявлено. Предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства от 07.10.2016 № 23-21/З 01-33-0051 выполнено, на земельном участке проведены мероприятия по очистке от сорной растительности, проведена обработка почвы (вспашка).
Кроме того на основании определения суда от 26.04.2018 межмуниципальным отделом по Мостовскому и Отрадненскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю была проведена проверка использования арендатором Саловым Д.А. вышеназванного земельного участка. Согласно акту проверки от 10.05.2018 нарушений земельного законодательства не выявлено.
Постановлением главы администрации Моствоского городского поселения Мостовского района от 20.05.2016 № 333 утвержден административный регламент по предоставлению администрацией Мостовского городского поселения Моствоского района муниципальной услуги «Заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов» (далее – административный регламент).
Анализ изложенных выше доказательств приводит суд к убеждению об отсутствии оснований, предусмотренных законом, а также п. 2.10. вышеназванного административного регламента, для отказа административному истцу Салову Д.А. в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов. В силу п. 3.6.2.2., 3.6.2.3., 3.6.3 административного регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 2.10 раздела 2 настоящего административного регламента, специалист Администрации, ответственный за предоставление муниципальной услуги, подготавливает проект постановления о заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов и передает для согласования и подписания главе Мостовского городского поселения Мостовского района. После согласования и подписания постановления о заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов регистрируется специалистом Администрации в журнале регистрации постановлений. Результатом административной процедуры «Принятие решения о предоставлении муниципальной услуги» является постановление о заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет административное исковое заявление Салова Д.А. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 227 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление Салова Дмитрия Александровича к администрации Мостовского городского поселения о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Признать незаконным отказ администрации Мостовского городского поселения от 22.12.2017 №. 64/з в продлении срока действия договора аренды земельного участка.
Обязать администрацию Мостовского городского поселения в течение месяца принять решение о заключении с Саловым Д.А. договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 45 735 кв.м, с кадастровым: номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Г. Селюдеева