Мировой судья судебного участка № 76 в Первомайском судебном районе

в городе Омске Рейтер М.А.

Дело № 12-61/2022

УИД 54MS0014-01-2021-004307-81

РЕШЕНИЕ

02 марта 2022 года                                город Омск

Судья Первомайского районного суда г. Омска Карев Е.П., при секретаре Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе АО «Транснефть-Западная Сибирь» на постановление мирового судьи судебного участка № 76 в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ АО «Транснефть-Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с обозначенным постановлением, защитник АО «Транснефть-Западная Сибирь» обратился в суд с жалобой, в которой указал, что мировым судом не учтено, что в рассматриваемом случае отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. Материалами дела № об административном правонарушении не подтверждается вина АО «Транснефть -Западная Сибирь», в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ не были всесторонне и полно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ не полно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. АО «Транснефть - Западная Сибирь» не имеет возможности, по причине отсутствия Перечня, создать ЛСО. Не установлены фактические основания создания ЛСО на каком-либо конкретном участке нефтепровода, расположенном вблизи какого-либо населенного пункта. В ходе проверки, проводимой ГУ МЧС России по Новосибирской области АО «Транснефть-Западная Сибирь» были представлены выписки из деклараций промышленной безопасности. В соответствии с данными приведенными в разделе 1.4.3 деклараций промышленной безопасности, прошедших экспертизу промышленной безопасности и зарегистрированных в Ростехнадзоре - Данные расчета по определению зон действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии показывают, что в зону действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии не попадает ни один населенный пункт и ни одна организация (где могла быть вероятность попадания в такую зону установлены защитные сооружения), что подтверждается письмом АО «Транснефть-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом <данные изъяты> ГУ МЧС не указано к каком месте участков магистральных нефтепроводов и участков магистральных нефтепродукгопроводов необходимо создание локальной системы оповещения (далее, по тексту - ЛСО). Обращает внимание, что у инспектора имелась такая техническая возможность, так как в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Заместителем Министра топлива и энергетики России 29 апреля 1992 года и Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г.
№ 9 (отменен с 01.01.2022) трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками на местности (со щитами - указателями) высотой 1,5 - 2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота. Требования по обозначению трассы трубопроводов продублированы локальным нормативным документом ПАО «Транснефть» - который действовал на момент проверки и действует по настоящее время. Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя. На щите - указателе должны быть приведены: наименование трубопровода или входящего в его состав сооружения и его техническая характеристика; местоположение оси трубопровода от основания знака; привязка знака (км, пк) к трассе; размеры охранной зоны; телефоны и адреса диспетчерской и аварийной служб производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта, эксплуатирующего данный участок трубопровода. Допускается установка щитов - указателей на опорах ЛЭП, линий связи, проходящих параллельно трубопроводу, и контрольно - измерительных колонках (КИК). Кроме того, магистральные трубопроводы обозначены на общественной кадастровой карте с указанием трассы и удаленности от населенных пунктов, и организаций. Из вышеизложенного следует, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» не может исполнить Предписание об устранении нарушений, так как согласно данных приведенных в декларациях, на объектах отсутствуют участки, на которых необходимо создание локальной системы оповещения (ЛСО), в соответствии с требованиями п. 3
ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Согласно приказу АО «Транснефть - Западная Сибирь» от 19.01.2021 г. № 66 о закреплении участков линейной части МН за РНУ АО «Транснефть - Западная Сибирь» - за Омским РНУ, Новосибирским РНУ закреплены различные участки разных нефтепроводов, определенные конкретными километрами, где каждый нефтепровод определен протяженностью более сотни километров. Позиция ГУ МЧС, указывающая на необходимость установки ЛСО на участке нефтепровода филиала «Омское РНУ» и на участке нефтепровода филиала Новосибирское РНУ позволяет сделать вывод, что в адрес АО «Транснефть - Западная Сибирь» вменяется создание межрегиональной системы оповещения на всей протяженности нефтепровода, включая и участки прохождения через площади не имеющих населенных пунктов (леса, поля, болота и т.д.). Между тем, законодатель определяет создание локальной системы оповещения (далее, по тексту - ЛСО). Буквальное толкование указанного термина позволяет сделать вывод, что ЛСО должна создаваться в конкретном географическом месте для защиты людей, проживающих в конкретном населенном пункте. Анализ близости (удаленности) населенных пунктов от нефтепроводов и, соответственно, необходимости создание ЛСО, инспектором не проводился. АО «Транснефть - Западная Сибирь», в целях установления перечня объектов в районах, размещения которых должны создаваться ЛСО, обратилось к Губернатору Новосибирской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № <данные изъяты> Новосибирской области информирует АО «Транснефть - Западная Сибирь» об отсутствии запрашиваемого Перечня. Также, в названном письме указано, что ГУ МЧС по Новосибирской области само оценивает объекты, указанные в предписании, как «предварительную информацию», но вместе с тем, декларирует о нарушении со стороны АО «Транснефть - Западная Сибирь». На основании изложенного, полагает: АО «Транснефть - Западная Сибирь» не имеет возможности, по причине отсутствия Перечня, создать ЛСО, не установлены фактические основания создания ЛСО на каком-либо конкретном участке нефтепровода, расположенном вблизи какого-либо населенного пункта. Из протокола об административном правонарушении от 12.11.2021 г. № 86/21 следует, что содержанием административного правонарушения является нарушение требований пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Буквальное толкование пункта 3 статьи 5 Закона о гражданской обороне позволяет сделать вывод, что такой элемент как действие (бездействие), определяющий состав административного правонарушения, определяется двумя совокупными, действующими одновременно условиями: организация эксплуатирует (владеет) опасным производственным объектом (ОПО) I и II класса опасности; последствия аварий на данных объектах могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий (непосредственной близости опасных производственных объектов). Таким образом, не вменяется в вину сам факт владения опасным производственным объектом. Необходимо установить наличие потенциальной угрозы населению, проживающему в конкретном населенном пункте, что и является основанием требовать определенных действий по созданию локальных систем оповещения. Однако в протоколе не указаны населенные пункты, расположенные в зонах действия поражающих факторов. В ходе проверки проверяющими не исследовались размеры зоны действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах и не установлено, что их последствия могут выходить за пределы таких объектов, создавать угрозу жизни и здоровью людей. Отмечает что, учитывая административный характер правоотношений, в которых находятся орган и лицо, привлекаемое к различным видам юридической ответственности, расширительное толкование норм не допускается (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.11. 2017 № 307-АД17-8737). Анализ содержания Протокола позволяет сделать вывод, что <данные изъяты> не установлено место предполагаемого бездействия, а, следовательно, не установлен и не зафиксирован состав административного правонарушения. Указание в протоколе на Участки магистрального нефтепровода принадлежащие Омскому и Новосибирскому филиалам как на объекты, означает, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» по сути вменяется создание «межрегиональной» системы оповещения. Между тем, законодатель конкретно определяет виды и содержание систем оповещения (Приказ МЧС России
№ 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»; «Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения», утв. МЧС России 19.02.2021 г. № 1). Названные подзаконные нормативные акты направлены на исполнение ФЗ «О гражданской обороне» и определяют участников правоотношений по созданию систем оповещения. Так, в Методических указаниях установлено: «Перечень организаций, а также объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения разрабатывается органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами МЧС России и Ростехнадзора. Указанный перечень утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо на заседании КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации». Из приведенного следует, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» не единственный и не основополагающий участник в создании локальной системы оповещения. Данный факт имеет значение при оценке наличия/отсутствия вины АО «Транснефть- Западная Сибирь». Следует заметить, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» непричастна к факту отсутствия Перечня объектов в районах, размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения. Данный факт подтверждается раннее представленной перепиской с <данные изъяты> Новосибирской области и свидетельствует об отсутствии вины в бездействии АО «Транснефть - Западная Сибирь». Отсутствие вины, равно как ее недоказанность, является одним из обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения, а именно субъективной стороны (ст. 24.5 КоАП РФ). Подзаконные нормативные акты по своему целевому предназначению направлены на установление механизма исполнения Федерального закона, детализируют порядок, последовательность и круг участников по исполнению конкретного требования. Мероприятия, как совокупность и последовательность конкретных действий, определены в следующем подзаконном нормативном акте-Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения (Утверждены протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021г. № 1) в разделе 2 которого определено: «Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. Перечень организаций, а также объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения разрабатывается органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами МЧС России и Ростехнадзора. Указанный перечень утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо на заседании КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации». Обращает внимание на актуальность даты принятия данного акта по сравнению с другими подзаконными актами и отмечает компетентность комиссии, принявшей указанные рекомендации. Из приведенной цитаты следует, что создание локальной системы оповещения возможно только при наличии надлежаще утвержденного перечня объектов; перечень объектов приобретает необходимый правовой статус после его разработки всеми перечисленными участниками; перечень объектов, не может составляется исключительно МЧС или исключительно организацией; самостоятельное составление перечня объектов и его реализация организацией будут являться неправомерными действиями. Определяющая роль исполнительной власти субъекта РФ в вопросе формирования перечня объектов и наличие соответствующей компетенции признана <данные изъяты> Новосибирской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ за №. В названном письме указано: «В настоящее время органами государственной власти Новосибирской области совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами МЧС и Ростехнадзора ведется работа по формированию перечня объектов». Следовательно, письмо признает наличие обязанности по формированию перечня у всех ведомств и не перекладывает данную обязанность исключительно на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. При рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности, АО «Транснефть - Западная Сибирь» суд не дал должной оценки указанному письму <данные изъяты> Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, из содержания которого усматривается, что создание локальной системы оповещения является результатом совместной работы органов исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления, территориальных органов МЧС и Ростехнадзора, а также организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Изложенный в обжалуемом постановлении (на стр. 4) вывод суда о том, что «отсутствие утвержденного перечня организаций и объектов, в районах размещения которых должны создаваться ЛСО на территории Новосибирской области не свидетельствует об отсутствии обязательства по их созданию» - является, неверным и противоречит положениям, ст. 1.5. и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, поскольку отсутствие утвержденного перечня организаций и объектов, в районах размещения которых должны создаваться ЛСО на территории Новосибирской области свидетельствует о невозможности исполнения предусмотренной законодательством обязанности и, следовательно, об отсутствии вины АО «Транснефть - Западная Сибирь», в силу статьи 1.5 КоАП РФ. При рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности, суд не учёл, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области гражданской обороны. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. На основании изложенного, просил суд постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о признании АО «Транснефть - Западная Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей – отменить полностью, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник АО «Транснефть - Западная Сибирь» Правдухин М.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям, дополнительно указал, что юридическое лицо не имело возможности самостоятельно создать системы оповещения, поскольку перечень организаций, а также объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения, отсутствует, как следует, в том числе, из ответа <данные изъяты> Новосибирской области, указанный перечень отсутствует, вместе с тем, необходимость создания указанного перечня не отрицается, что входит в компетенцию, в том числе, МЧС, Ростехнадзора. Методические рекомендации, предусматривающие создание указанного перечня, детализируют положения Федерального закона. Самостоятельное создание систем оповещения юридическим лицом, может привести к признанию действий неправомерными, неправомерному расходованию бюджетных средств.

Представитель ГУ МСЧ России по Новосибирской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания административный орган извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв, согласно которому представителем административного органа указано на прямое действие Федерального закона, при этом утвержденные Методические рекомендации не являются нормативным актом, отсутствие Перечня, указанного в методических рекомендациях, не освобождает организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальные системы оповещения. В связи с изложенным, просил суд постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

Судья, в соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения к административной ответственности.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В силу ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ, под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, в том числе представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время…

Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Согласно п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются в том числе, создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г.
1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее – Постановление № 178).

Постановлением № 178 определено, что в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, в том числе, организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), необходимо обеспечивать, начиная с 1993 года включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах (п. 1).

Пунктом 2 Постановления № 178, установлены зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта); в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Совместным приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 г., утверждено Положение о системах оповещения населения (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения, указанное положение разработано для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.

В соответствии с п. 3 Положения, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Пунктом 4 Положения определено, что система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения, система оповещения населения на объектовом уровне функционирования РСЧС создается локальная система оповещения.

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (Подпункт «з» части первой статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ), а также иных граждан, находящихся на территории организации (Пункт 5 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417).

Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 9 Приказа).

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 7 настоящего Положения, объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения; руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения; людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения (п. 14 Приказа).

Согласно Общих положений Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения» утвержденных МЧС России 19.02.2021 № 1, перечень организаций, а также объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения разрабатывается органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами МЧС России и Ростехнадзора. Указанный перечень утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо на заседании КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации (приложение № 2).

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о регистрации
№ А61-00803 АО «Транснефть-Западная Сибирь», является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, которые зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (л.д. 80).

В соответствии с Приложением к данному свидетельству, к опасным производственным объектам, эксплуатируемым АО «Транснефть-Западная Сибирь» имеющим I класс опасности, относятся, в том числе (л.д. 21-28):

- участок магистрального нефтепровода филиал «Омское районное нефтепроводное управление», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;

- участок магистрального нефтепровода филиала «Новосибирское районное нефтепроводное управление», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;

- участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;

- участок магистрального продуктопровода филиала «Новосибирское районное нефтепроводное управление», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждается факт эксплуатации АО «Транснефть-Западная Сибирь» опасных производственных объектов I класса опасности, общество обязано соблюдать требования, установленные законодательством о гражданской обороне.

На основании распоряжения Главного управления МЧС России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № выданного начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области, заместителем начальника ОНМ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка АО в отношении «Транснефть-Западная Сибирь», по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки.

Из указанного акта усматривается, что в ходе проверки выявлены следующие факты невыполнения установленных требований в области гражданской обороны (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России № 578, Минэкономсвязи России № 365 от 31.07.2020):

- не создана локальная система оповещения на опасном производственном объекте 1 класса опасности «Участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», эксплуатируемом АО «Транснефть - Западная Сибирь», последствия аварии на котором могут причинить вред жизни и здоровью населения, осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами его территории;

- не создана локальная система оповещения на опасном производственном объекте 1 класса опасности «Участок магистрального нефтепровода филиала «Новосибирское районное нефтепроводное управление», эксплуатируемом АО «Транснефть - Западная Сибирь», последствия аварии на котором могут причинить вред жизни и здоровью населения, осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами его территории;

- не создана локальная система оповещения на опасном производственном объекте 1 класса опасности «Участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», эксплуатируемом АО «Транснефть - Западная Сибирь», последствия аварии на котором могут причинить вред жизни и здоровью населения, осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами его территории;

- не создана локальная система оповещения на опасном производственном объекте 1 класса опасности «Участок магистрального продуктопровода филиала «Новосибирское районное нефтепроводное управление», эксплуатируемом АО «Транснефть - Западная Сибирь», последствия аварии на котором могут причинить вред жизни и здоровью населения, осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами его территории.

При этом, последствия чрезвычайных ситуаций на этих объектах могут выходить за их пределы, создавать угрозу жизни и здоровью людей.

Указанное, подтверждается представленными в материалы дела паспортами безопасности опасных объектов, в соответствии с которыми:

«Участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» - определены данные о возможном числе погибших и пострадавших при реализации наиболее опасных сценариев аварий: участок № потерпевших, Лупинг № потерпевший, Участок МН «Омск - Иркутск» - 28 потерпевших (л.д. 63-67);

«Участок магистрального нефтепровода филиала «Новосибирское районное нефтепроводное управление» - определены оценки возможного числа пострадавших среди населения в результате наиболее опасных сценариев аварий вблизи населенных пунктов на МНПП <адрес>». МНПП «<адрес>», НПП-отвода на НБ <адрес> с учетом санитарных и безвозвратных потерь среди населения, в том числе в населенных пунктах <адрес> (санитарные потери – 2 человека, безвозвратные – 1 человек), <адрес> (санитарные потери – 2 человека, безвозвратные – 1 человек) и др. населенные пункты, вблизи МНПП «<адрес>», <адрес> (санитарные потери – 9 человека, безвозвратные – 4 человек), <адрес> (санитарные потери – 9 человека, безвозвратные – 4 человек), вблизи МНПП «<адрес>», <адрес> (санитарные потери – 6 человека, безвозвратные – 2 человек), вблизи НПП-отвода на НБ <адрес> (68-72);

«Участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» - определены оценки возможного числа пострадавших среди населения в результате наиболее опасных сценариев аварий МНПП ОРНУ вблизи населенных пунктов с учетом санитарных и безвозвратных потерь среди населения, в том числе в населенных пунктах <адрес>, (санитарные потери – 4 человека, безвозвратные – 1 человек), <адрес> (санитарные потери – 5 человек, безвозвратные – 2 человека), <адрес> (санитарные потери – 3 человека, безвозвратные – 6 человек), <адрес> (санитарные потери – 3 человека, безвозвратные – 5 человек) и др. населенные пункты (л.д. 84-89);

«Участок магистрального продуктопровода филиала «Новосибирское районное нефтепроводное управление» - определены данные о возможном числе погибших и пострадавших при реализации наиболее опасных сценариев аварий: участок МН «<адрес>» - 27 потерпевших, МН «<адрес>» - 30 потерпевших.

Таким образом, предусмотренные действующим законодательством установление и эксплуатация систем оповещения является обязательным для АО «Транснефть - Западная Сибирь».

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении АО «Транснефть - Западная Сибирь» протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и привлечении общества постановлением мирового судьи к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Факт отсутствия локальных систем оповещения на указанных опасных производственных объектах 1 класса опасности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе объяснениями представителя заявителя, данными при проведении проверки, письмом и.о. главного инженера АО «Транснефть - Западная Сибирь», из которых следует, что проводятся работы по созданию ЛСО на МНПП, а также не отрицается обществом в настоящее время.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях АО «Транснефть - Западная Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7. КоАП РФ, поскольку при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении не устанавливались и не указывались населенные пункты, расположенные в зонах действия поражающих факторов, размеры зоны действий поражающих факторов судом отклоняются.

Как следует из письменного обоснования АО «Транснефть - Западная Сибирь» позиции, при рассмотрении дела мировым судьей, (л.д 47-48) защитник общества не отрицал факт того, что в ходе проверки, проводимой ГУ МЧС России по Новосибирской области обществом были представлены все необходимые документы, в том числе и сведения, характеризующие опасные производственные объекты.

Кроме того, в ходе плановой выездной проверки в области гражданской обороны должностному лицу АО «Транснефть - Западная Сибирь» представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, приложением к которому являлись сведения о реализации ЛСО на объектах замены трубы МНГТП «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, определены участки в зоне действия поражающих факторов из деклараций, согласно которым, удаленность от оси МНПП до населенных пунктов на участках «<адрес>», «<адрес>», <адрес>» входит в зону поражения.

При этом следует отметить, что нормативно установленная обязанность организаций, эксплуатирующих опасные объекты, создавать и поддерживать в работоспособном состоянии локальные системы оповещения не поставлена в зависимость от размеров зоны действия поражающих факторов, равно как и от наличия или отсутствия проживающего вблизи опасных объектов населения.

Частью 3 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем оповещения, в связи с чем, отсутствие разработанного органами государственной власти Новосибирской области совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами МЧС России и Ростехнадзора, перечня организаций, а также объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения, предусмотренного Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения», утв. МЧС России 19.02.2021 № 1, не освобождает АО «Транснефть - Западная Сибирь» от обязанности, предусмотренной Федеральным законом № 28-ФЗ.

Относительно доводов заявителя о том, что общество не единственный и не основополагающий участник в создании локальной системы оповещения, в связи с отсутствием утвержденного перечня организаций и объектов, в районах размещения которых должны создаваться ЛСО на территории Новосибирской области, общество не имеет возможности исполнить предусмотренные законодательством обязанности, судья отмечает следующее.

По смыслу вышеизложенных норм Федерального закона № 28-ФЗ при создании локальных сетей оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой центрального оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта, в связи с чем локальная система оповещения должна создаваться на потенциально опасном объекте не в произвольном порядке, а путем проведения конкретно определенного в законодательстве ряда мероприятий, при четком руководстве органа управления по делам гражданской обороны, в том числе, проведения с последним согласительных процедур. Права и обязанности общества в отношениях, связанным с обеспечением безопасности эксплуатации опасных производственных объектов I и II классов опасности, установлены указанным выше законодательством Российской Федерации, и при осуществлении предпринимательской деятельности общество вправе самостоятельно принимать решения, направленные на исполнение указанных обязанностей.

Таким образом, при рассмотрении дела фактические обстоятельства правонарушения были установлены исходя из положений ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ. Выводы о доказанности наличия в действиях АО «Транснефть - Западная Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, находят полное подтверждение совокупностью согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-4); актом плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-9); объяснениями защитника общества (л.д. 16); свидетельствами о регистрации с приложением (л.д. 20-28); письмом и.о. главного инженера АО «Транснефть - Западная Сибирь» (л.д. 29-33); выписками из деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, иными материалами дела.

Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность юридического лица, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Транснефть - Западная Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не усматривается.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При решении вопроса о размере наказания, мировым судьей учтен характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств и назначено наказание, соответствующее тяжести совершенного административного правонарушения в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в минимальном размере, оснований для пересмотра в указанной части, судья не усматривает.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судья не усматривает оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи и удовлетворения поданной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 76 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 20.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-61/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Транснефть-Западная Сибирь"
Суд
Первомайский районный суд г. Омск
Судья
Карев Евгений Петрович
Дело на сайте суда
pervomaycourt.oms.sudrf.ru
04.02.2022Материалы переданы в производство судье
02.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее