<...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года г. Белоярский
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи – Опанасенко О.С.,
при секретаре судебного заседания – Малахиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуляевой Т.А. к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании невыплаченных сумм отпускных и сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гуляева Т.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании невыплаченных сумм отпускных и сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Исковые требования мотивирует тем, что в соответствии с приказом от _______ №__ Гуляева Т.А. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела финансового и общего обеспечения.
В соответствии с приказом от _______ №__ Гуляева Т.А. освобождена от замещаемой должности, служебный контракт расторгнут по инициативе гражданского служащего.
_______ Межрайонная ИФНС России №__ по ХМАО-Югре реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №__ по ХМАО-Югре.
В период прохождения государственной гражданской службы ситцу были выплачены суммы из средств системы материального стимулирования, которые не были учтены при расчете среднего заработка для расчета отпускных на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истца и при выплате компенсации при сокращении.
В связи с изложенным, истец Гуляева Т.А. просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России №__ по ХМАО-Югре в пользу истца:
- компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 16 779 рублей 13 копеек;
- отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2022 по 30.05.2023 в размере 22 252 рубля 39 копеек;
- отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2021 по 30.05.2022 в размере 45 230 рублей 11 копеек;
- отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2020 по 30.05.2021 в размере 33 980 рублей 01 копейка;
- отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2019 по 30.05.2020 в размере 33 100 рублей 19 копеек;
- проценты за несвоевременно выплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 218 рублей 13 копеек;
- проценты за несвоевременно выплаченные отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2022 по 30.05.2023 в размере 1 335 рублей 14 копеек;
- проценты за несвоевременно выплаченные отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2021 по 30.05.2022 в размере 8 767 рублей 87 копеек;
- проценты за несвоевременно выплаченные отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2020 по 30.05.2021 в размере 14 594 рубля 09 копеек;
- проценты за несвоевременно выплаченные отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2019 по 30.05.2020 в размере 17 271 рубль 02 копейки;
- компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей;
- стоимость расходов, связанных с подачей искового заявления в размере 7 000 рублей.
Истец Гуляева Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом <...> просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает в полном объеме <...>
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 174), причины неявки не известны, ходатайство об отложении разбирательства дела в суд не поступало.
При этом, направил в суд возражения на исковое заявление согласно которым считает, что расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и, соответственно, расчет оплаты среднедневного денежного содержания в отношении Гуляевой Т.А. был произведен надлежащим образом в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Особенности правового регулирования гражданской службы указывают на то, что за гражданским служащим в период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске сохраняется денежное содержание, а не средней заработок.
Вопрос о составе денежного содержания и порядке его исчисления урегулирован в статье 50 Закона № 79-ФЗ, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которым утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», в которых содержится исчерпывающий перечень дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего.
Ответчик полагает, что суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Считает несостоятельным довод истца о необходимости применения письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, которое дополняет перечень выплат, составляющих базу для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск для гражданских служащих. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске налоговые органы руководствуются письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.03.2008№ 528-17, в соответствии с которым премии, выплаченные за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, не могут учитываться при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске, учебном отпуске и при расчете компенсации за неиспользованные дни отпуска при расторжении служебного контракта.
Кроме того ответчик считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд по ряду выплат: отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2021 по 30.05.2022 в размере 45 230 рублей 11 копеек (выплата май 2022 года) и соответствующие проценты за указанный период в размере – 8 767 рублей 87 копеек; отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2020 по 30.05.2021 в размере 33 980 рублей 01 копейка (выплата в мае 2021 года), и соответствующие проценты за указанный период в размере 14 594 рубля 09 копеек; отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2019 по 30.05.2020 в размере 33 100 рублей 19 копеек (выплата в мае 2020 года), и соответствующие проценты за указанный период в размере 17 271 рубль 02 копейки. Доказательства и ходатайства объективности пропуска срока на обращение в суд истцом не представлено.
Также Инспекция считает, что не подлежат удовлетворению требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату причитающихся денежных средств и компенсации морального вреда, так как истцом не представлены доказательства, подтверждающие характер физических и нравственных страданий <...>
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Гуляевой Т.А. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, приказом от _______ №__ о приеме работника на работу Гуляева Т.А. назначена на должность заместителя начальника отдела ИФНС России по г. Белоярскому ХМАО-Югры <...>
_______ Межрайонная ИФНС России № 8 по ХМАО-Югре реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО-Югре <...>
В соответствии с приказом №__ от _______ Гуляева Т.А. освобождена от замещаемой должности, служебный контракт расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», то есть по инициативе гражданского служащего (л.д. 39-40).
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 31 календарный день с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 27 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 2 календарных дня с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 11 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 21 календарный день с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 10 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 5 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 11 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 19 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 19 календарных дней с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 23 календарных дня с _______ по _______, за период работы с _______ по _______ <...>
На основании приказа №__ от _______ Гуляевой Т.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 3 календарных дней с _______ по _______, и ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 8 календарных дней с _______ по _______ за период работы с _______ по _______ <...>
Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч.ч. 1, 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
Аналогичный перечень дополнительных выплат содержится в п. 2 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562, действовавшим до 01.01.2023.
Кроме того, согласно п. 6 Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562) при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Аналогичные по своему содержанию Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих применяются с 01.01.2023 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554.
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно ч. 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (в редакции от 02.07.2021) при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов также формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 (в редакции, действовавшей до 01.01.2023).
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», определено с 01.01.2007 г. осуществлять материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1); Материальное стимулирование, указанное в пункте 1 настоящего Постановления, осуществлять в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов (п. 3). Министерству финансов РФ в 2-недельный срок разработать порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 4).
Согласно п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, (утв. приказом Минфина РФ от 17.10.2007 г. № 90н), материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.
На основании Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства РФ предусматривается выделение средств на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства РФ от 27.03.2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
В Письме Минтруда России от 22.03.2019 г. № 18-4/10/В-2197 сообщается, что принимая во внимание положения ст. 50 и 51 Федерального закона № 79-ФЗ, средства материального стимулирования подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа. Аналогичная позиция изложена в официальном разъяснении Минфина России, направленном в федеральные государственные органы письмом от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482. Актами Правительства РФ федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. С начала реализации мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов Министерство придерживается позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность. При этом для обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562) порядка средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562) положения. Выплата этих средств в ином порядке, не позволяющем учитывать их при исчислении денежного содержания в случаях, установленных Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562), ущемляет права гражданских служащих и не обеспечивает системность в вопросах исчисления сохраняемого денежного содержания. Так, Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562) определен ограниченный перечень случаев, при которых исчисление денежного содержания гражданских служащих производится в установленном ими порядке. Во всех иных случаях расчет среднего заработка гражданских служащих осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922), с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе. Согласно Положению (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922) при расчете среднего заработка во всех случаях его исчисления учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и выплат, не связанных с оплатой труда. Таким образом, выплата средств материального стимулирования не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий ведет к тому, что в установленных Правилами случаях исчисления денежного содержания эти средства учитываться не будут, а в иных случаях (например, при предоставлении гражданскому служащему дополнительных выходных дней в соответствии с ТК РФ), требующих расчета среднего денежного содержания, указанные средства будут приниматься в расчет, так как являются выплатами за труд, предусмотренными системой оплаты труда.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно Письму Минфина России от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 г. № 238-7», учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7. Принимая во внимание изложенное, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
Как следует из материалов дела, в период прохождения государственной гражданской службы Гуляевой Т.А. были выплачены суммы из средств системы материального стимулирования:
в апреле 2019 года – <...>
в июле 2019 года – <...>
в сентябре 2019 года – <...>
в декабре 2019 года – <...>
в апреле 2020 года – <...>
в июле 2020 года – <...>
в сентябре 2020 года – <...>
в декабре 2020 года – <...>
в апреле 2021 года – <...>
в июле 2021 года – <...>
в сентябре 2021 года – <...>
в декабре 2021 года – <...>
в апреле 2022 года – <...>
в июле 2022 года – <...>
в октябре 2022 года – <...>
в декабре 2022 года – <...>
в апреле 2023 года – <...>
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Гуляевой Т.А. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Учитывая данные обстоятельства, в пользу истца подлежит взысканию доплата денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Истцом Гуляевой Т.А. представлен расчет задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 16 779 рублей 13 копеек; задолженности по отпускным за очередной отпуск за период работы с 31.05.2022 по 30.05.2023 в размере 22 252 рубля 39 копеек; задолженности по отпускным за очередной отпуск за период работы с 31.05.2021 по 30.05.2022 в размере 45 230 рублей 11 копеек; задолженности по отпускным за очередной отпуск за период работы с 31.05.2020 по 30.05.2021 в размере 33 980 рублей 01 копейка; задолженности по отпускным за очередной отпуск за период работы с 31.05.2019 по 30.05.2020 в размере 33 100 рублей 19 копеек.
Проверив расчеты истца, суд находит их арифметически верными.
Вместе с тем, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока давности в части взыскания недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период 2019-2022 годы.
Принимая во внимание, что исковое заявление Гуляевой Т.А. поступило в суд 14.06.2023 года, суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом пропуска истцом годичного срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав на выплату заработной платы, приходит к выводу о наличии оснований для разрешения заявленных истцом исковых требований о взыскании недоплаты денежного содержания на период нахождения Гуляевой Т.А. в ежегодных оплачиваемых отпусках в следующие периоды:
1) ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 19 календарных дней с 11.07.2022 по 29.07.2022, за период работы с 31.05.2021 по 30.05.2022 – размер недоплаченных отпускных 13 424 рубля 64 копейки ;
2) ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 19 календарных дней с 22.08.2022 по 09.09.2022, за период работы с 31.05.2021 по 30.05.2022 - размер недоплаченных отпускных 13 720 рублей 51 копейка;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 23 календарных дня с 12.01.2023 по 03.02.2023, за период работы с 31.05.2022 по 30.05.2023- размер недоплаченных отпускных 15 053 рубля 09 копеек;
4) ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 11 календарных дней с 24.04.2023 по 05.05.2023 за период работы с 31.05.2022 по 30.05.2023 - размер недоплаченных отпускных 7 199 рублей 30 копеек.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2022 по 30.05.2023 в размере 22 252 рубля 39 копеек; отпускные за очередной отпуск в период с 31.05.2021 по 30.05.2022 в размере 27 145 рублей 15 копеек; недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 16 779 рублей 13 копеек.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока давности за период предоставленных отпусков 2020, 2021 и начало 2022 года истцом не заявлено, доказательств уважительных причин пропуска истцом срока давности за указанный период не предоставлено.
При перечислении отпускных за указанные периоды, расчетные листы предоставлялись работодателем Гуляевой Т.А., с указанного времени истцу было известно о нарушении своего права. В обоснование доводов Гуляева Т.А. ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 № 38-П, при этом из указанного постановления следует возможность взыскания за пределами годичного срока на обращение в суд компенсации за неиспользованные отпуска.
Однако, истцом требование о взыскание компенсации за неиспользованные отпуска за периоды 2020, 2021, начало 2022 года не заявлялось, в связи с чем, указанный довод Гуляевой Т.А. основан на неверном толковании судебного акта.
В соответствии с положением статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно расчету, представленному истцом, проценты за несвоевременно выплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении составляют 218 рублей 13 копеек; проценты за несвоевременно выплаченные отпускные за очередной отпуск за период с 31.05.2022 по 30.05.2023 в размере 1 335 рублей 14 копеек; проценты за несвоевременно выплаченные отпускные за очередной отпуск за период с 31.05.2021 по 30.05.2022 в размере 2 362 рубля 32 копейки (318, 88 руб. + 2 043, 44 руб.)
Общая сумма процентов составляет 3 915 рублей 59 копеек.
Проверив расчет представленный истцом, суд находит его арифметически верным, в связи с чем, с ответчика в пользу Гуляевой Т.А. подлежат взысканию указанные денежные суммы.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
Суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в размере 5 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
09 июня 2023 года между Гуляевой Т.А. и Ница Т.Н. был заключен договор об оказании юридических услуг (<...>
Согласно п. 4.1. договора стоимость услуг по порядок оплаты указываются в Приложении 1 к договору.
Обязательство Заказчика по оплате услуг считается исполненным с момента поступления денежных средств в кассу либо на расчетный счет Исполнителя, в сумме подлежащей оплате.
Согласно приложению №__ к договору стоимость услуг по составлению искового заявления о взыскании невыплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и сумм отпускных, составляет 7 000 рублей <...>
Оплата суммы 7000 рублей подтверждается чеком №__ от _______ <...>
При указанных обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные Гуляевой Т.А. в связи с составлением искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.:
1) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 779 ░░░░░░ 13 ░░░░░░;
2) ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 31.05.2022 ░░ 30.05.2023 ░ ░░░░░░░ 22 252 ░░░░░ 39 ░░░░░░;
3) ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 31.05.2021 ░░ 30.05.2022 ░ ░░░░░░░ 27 145 ░░░░░░ 15 ░░░░░░;
4) ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 218 ░░░░░░ 13 ░░░░░░;
5) ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 31.05.2022 ░░ 30.05.2023 ░ ░░░░░░░ 1 335 ░░░░░░ 14 ░░░░░░;
6) ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 31.05.2021 ░░ 30.05.2022 ░ ░░░░░░░ 2 362 ░░░░░ 32 ░░░░░░░;
7) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░;
8) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ 82 092 ░░░░░ 26 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░