31 марта 2017 г. |
г. Петрозаводск |
Председатель Верховного Суда Республики Карелия Наквас А.В., рассмотрев жалобу Поспелкова Р.С., поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 21 февраля 2017 г., на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 09 октября 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.8 КоАП РФ, в отношении заявителя,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 09 октября 2014 г. Поспелков Р.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 12.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения)), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.
Заявитель выражает несогласие с указанным судебным постановлением, указывает на необходимость изменения оспариваемого постановления в связи с изменениями, внесенными в КоАП РФ, улучшающими его положение как лица, привлеченного к административной ответственности.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, не нахожу предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления.
Как видно из материалов дела, правонарушение выразилось в том, что 25 сентября
2014 г. в 03 час. 01 мин. Поспелков Р.С. у дома № 8 по ул. Порт-шоссе в г. Беломорске Республики Карелия в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации управлял автомобилем «(...)», государственный регистрационный знак (...), находясь в состоянии алкогольного опьянения, чем совершил повторное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Вина Поспелкова Р.С. в совершении правонарушения подтверждена материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, протоколом об отстранении от управления транспортным средством, актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с записью результатов исследования на бумажном носителе, рапортом сотрудника полиции, справкой о ранее допущенных административных правонарушениях, согласно которой Поспелков Р.С. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (постановление мирового судьи вступило в законную силу 22.11.2012). С актом освидетельствования, которым установлен факт нахождения Поспелкова Р.С. в состоянии алкогольного опьянения, водитель согласился, о чем имеется соответствующая запись и его подпись.
Таким образом, в действиях Поспелкова Р.С. обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. с лишением Поспелкова Р.С. права управления транспортными средствами сроком на три года назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ.
Доводы заявителя в жалобе на то, что в КоАП РФ были внесены изменения, улучшающие его положение как лица, привлеченного к административной ответственности, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения», вступившим в силу с 1 июля 2015 г., ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ признана утратившей силу, а Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 264.1, согласно которой управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч.ч. 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Системное толкование приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию, с 01 июля 2015 г. усилилась. Новый закон, устанавливая уголовную ответственность за указанное деяние, ухудшает положение лица, его совершившего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2015 № 20-П, установленное ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ правило об обратной силе закона, отменяющего административную ответственность, не должно интерпретироваться в отрыве от принципиальных положений, закрепленных в
ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, имеющих межотраслевое юридическое значение. Это означает, что отмена административной ответственности за то или иное деяние с одновременной заменой ее уголовной ответственностью не может считаться устранением ответственности за совершение соответствующего деяния, иными словами, установление уголовной ответственности за деяние, которое ранее признавалось административно наказуемым, не может свидетельствовать об отмене публично-правовой ответственности за такое деяние.
Указанные выводы согласуются с положениями ч. 2.1 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которым в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Каких-либо иных доводов и доказательств, исключающих наличие в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, состава вменяемого правонарушения, жалоба не содержит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Председатель Верховного Суда Республики Карелия
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 09 октября 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.8 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Поспелкова Р.С. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Карелия А.В. Наквас