РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2А-1574/2020
г. Тюмень 17 марта 2020 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Щукиной М.А.,
с участием представителя административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садикова В.В. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Садиков В.В. обратился к административному ответчику с административным иском о признании незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №; о возложении обязанности предоставить указанный земельный участок. Требования мотивированы тем, что административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером №. Административный ответчик отказ в предоставлении земельного участка, указав на отсутствие полномочий по распоряжению земельным участком, расположенным в границах лесного фонда. Административный истец находит данное решение не законным, поскольку согласно сведениям публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок не пересекает границы земель лесного фонда.
В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области ХМАО, ЯНАО, Федеральное агентство лестного хозяйства (л.д. 179).
Административный истец Садиков В.В., представители заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении, об отложении слушания дела ходатайств не поступало.
Представитель административного ответчика Огай Ю.А., действующая на основании (л.д. 207), в судебном заседании возражала против иска, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 18).
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером № в аренду по основаниям, предусмотренным пп. 15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец был уведомлен о том, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем, Департамент имущественных отношений Тюменской области не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими Российской Федерации (л.д. 7).
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч.7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится, к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей статьи применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ (ч.3 ст. 14 указанного Закона).
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно – бытовых строений. Дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62).
Вместе с тем, согласно сведений Департамента лесного комплекса Тюменской области, по данным государственного лесного реестра, испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда (л.д. 88-89).
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 января 2007 года, предусмотрено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах устойчивости управления лесами, их сохранении, использовании лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечении многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, их воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечения охраны и защиты лесов, использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека и др.
В силу ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, а также лесные отношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а в силу п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действий должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Таким образом, учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, принимая во внимание, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, Департамент имущественных отношений Тюменской области не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и, в частности, в отношении земельного участка с кадастровым номером №
При таких обстоятельствах, оспариваемое сообщение является обоснованным и законным.
Поскольку при рассмотрении дела совокупности необходимых условий для признания незаконным решения административного ответчика не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца, в связи с чем отказывает в удовлетворении его требований в полном объеме.
Срок, установленный ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░