Судья Куриленко Р.В. дело № 33а-6067/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе
председательствующего Машкиной И.М.,
судей Вдовиченко С.В. и Голикова А.А.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Клубета А.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 мая 2017 года, по которому
признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, выразившееся в не обеспечении безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы.
Возложена на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми обязанность организовать безопасность и охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., пояснения прокурора Юдина А.А., представителя УФСИН России по Республике Коми Клубета А.М., представителей МВД по Республике Коми Миланович Т.О., Пономарева В.В., Неженцева Е.Г., представителя ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» Мишкиной И.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы, возложении обязанности организовать безопасность и охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно ответу УМВД России по г. Сыктывкару от <Дата обезличена> сотрудниками ... УМВД России по г. Сыктывкару прекращена охрана отделения принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз <Номер обезличен> ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», что привело к невозможности проведения судебно-психиатрических экспертиз лиц, содержащихся под стражей. Установленный федеральными органами исполнительной власти порядок оказания медицинской помощи и содержания в медицинских учреждениях, является единым как при оказании такой помощи, так и при проведении экспертизы, назначенной по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РФ, и обязывает учреждения уголовно-исполнительной системы осуществлять охрану таких лиц. Бездействие ответчика по обеспечению указанной функции влечет наступление неблагоприятных социальных и экономических последствий.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель ответчика с административным иском не согласился.
Представители заинтересованных лиц МВД по Республике Коми, ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в судебном заседании поддержали требования прокурора.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью, ссылаясь на нарушение или неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что поскольку судебно-психиатрическая экспертиза не направлена на оказание медицинской помощи, а является процессуальным действием, то в силу части 4 статьи 12 Закона № 5473-1 обязанность по охране во время проведения данной экспертизы возлагается на полицию. Указывает на то, что действующими нормативными актами на органы и учреждения Уголовно-исполнительной системы не возложена обязанность по охране лиц направляемых для проведения судебно-психиатрической экспертизы в экспертных медицинских учреждениях. Перечень учреждений, охрану которых осуществляют сотрудники УФСИН, является исчерпывающим, судебно-психиатрические экспертные медицинские организации в Уголовно-исполнительную систему не входят. Заместителем председателя Правительства РФ 10.11.2016 поручено сохранить сложившийся порядок охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров для лиц, содержащихся под стражей до принятия иных решений. До настоящего времени на законодательном уровне данный вопрос не решен, в связи с чем считает, что у суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика заявленных обязанностей. Кроме того, указывает на необоснованное отклонение судом ходатайств УФСИН России по РК о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, в связи с затрагиванием принятым решением их прав, ФСИН России как уполномоченного органа по выделению дополнительных лимитов финансирования в связи с организацией охраны и увеличения штата, и Минюста России как органа, осуществляющего нормативно-правое регулирование в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» на основании лицензии <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданной Министерством здравоохранения Республики Коми, осуществляет специализированную стационарную медицинскую помощь, в том числе в виде экспертной деятельности, в частности проведения судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения судебно-психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей, в данном учреждении создано специальное отделение принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз.
<Дата обезличена> УМВД России по г. Сыктывкару направлено уведомление о снятии охраны сотрудниками отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Сыктывкару в отделении принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз <Номер обезличен> ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» и не принятие с <Дата обезличена> уголовных дел для производства стационарных судебно-психиатрических экспертиз.
Следственное управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми направило в адрес прокуратуры Республики Коми письмо о необходимости принять меры прокурорского реагирования, поскольку ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» приостановлено принятие уголовных дел для проведения стационарных судебно-медицинских экспертиз в отношении лиц, содержащихся под стражей, в связи с отсутствием охраны.
УФСИН России по Республике Коми направлено в адрес отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми письмо о том, что отсутствуют правовые основания для организации охраны в отделении принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз <Номер обезличен> ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», поскольку судебно-психиатрические экспертные медицинские организации не входят в уголовно-исполнительную систему.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящими требованиями.
Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пришел к выводу о том, что исходя из взаимосвязанных положений статьи 10 и части 2 статьи 24 Федерального закона № 103-ФЗ установленный федеральными органами исполнительной власти порядок оказания медицинской помощи и содержания в медицинских учреждениях является единым как при оказании такой помощи, так и при проведении экспертизы, назначенной по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РФ. При этом статус подозреваемых и обвиняемых при помещении их в медицинское учреждение для проведения экспертизы не изменяется, что обязывает учреждения уголовно-исполнительной системы осуществлять охрану таких лиц. Бездействие УФСИН России по Республике Коми по охране лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» влечет наступление неблагоприятных социальных и экономических последствий.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они полностью соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Статьей 10 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи, помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 24 указанного Закона порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение указанной нормы Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации был разработан Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (утв. приказом от 17.10.2005 № 640/190).
Из положений данного нормативного акта следует, что охрана лиц, содержащихся под стражей, при оказании им медицинской помощи, независимо от того, оказывается ли такая помощь в лечебно-профилактическом учреждении Федеральной службы исполнения наказаний либо в лечебно-профилактическом учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения, осуществляется учреждением уголовно-исполнительной системы (местом содержания под стражей).
Поскольку медицинская помощь, в том числе психиатрическая помощь, в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, например диагностических, проведение экспертизы является неотъемлемой частью медицинской помощи.
Учитывая, что положения статьи 10 и части 2 статьи 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» взаимосвязаны и направлены на регулирование вопросов, возникающих при временном помещении лиц, содержащихся под стражей, в медицинские учреждения, установленный Порядок организации медицинской помощи обязателен к применению при помещении лиц, содержащихся под стражей, в медицинские учреждения для проведения экспертизы.
Кроме того, как следует из основных понятий и целей содержания под стражей, установленных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статус подозреваемых и обвиняемых, помещенных в медицинские учреждения в целях оказания им медицинской помощи либо проведения в отношении них экспертизы, несмотря на нахождение их вне мест содержания под стражей, не изменяется. В связи с этим обязанности, возложенные настоящим Законом на подразделения уголовно-исполнительной системы в целях охраны и надзора за подозреваемыми и обвиняемыми лицами, распространяются, в том числе и на лиц, содержащихся под стражей, временно помещенных в медицинские учреждения.
Аналогичные нормы содержатся и в законе, регулирующем государственную судебно-экспертную деятельность.
Так, согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ, обеспечение безопасности и охрана судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций, в которые для проведения судебно-психиатрической экспертизы помещаются лица, содержащиеся под стражей, осуществляются органами, на которых возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
Следовательно, установленный федеральными органами исполнительной власти порядок оказания медицинской помощи и содержания в медицинских учреждениях, является единым как при оказании такой помощи, так и при проведении экспертизы, назначенной по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и обязывает учреждения уголовно-исполнительной системы осуществлять охрану таких лиц.
При таких обстоятельствах ссылка представителя заявителя в апелляционной жалобе на положения части 4 статьи 12 Закона № 5473-1 в обоснование доводов о том, что обязанность по охране во время проведения данной экспертизы возлагается на полицию, не может быть принята судебной коллегией во внимание.
Доводы представителя ответчика о том, что при разрешении спора суд неверно применил нормы материального права, являются несостоятельными, поскольку основаны на ином толковании норм права, с которым судебная коллегия не соглашается.
Также судебная коллегия не усматривает нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции. Ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле ФСИН России и Минюста России в качестве заинтересованных лиц, разрешены судом в судебном заседании от <Дата обезличена> по правилам, предусмотренным статьей 154 Кодекса административного судопроизводства РФ, и, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно отклонены. Так, суд, отклоняя ходатайство ответчика о привлечении в качестве заинтересованного лица Минюста России, исходя из характера предмета спора не нашел оснований для его привлечения, что отражено в протокольном определении. Также протокольным определением судом отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле ФСИН России, поскольку позиция указанного органа по рассматриваемому вопросу приобщена к материалам дела.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Клубета А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-