РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2024 года город Сыктывкар Республики Коми
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
в составе судьи Петровой М.В.
при секретаре Куштановой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-838/2024 по иску Младенова Константина Александровича к ФКУ «ГБЭ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, Бюро № 5 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании решения незаконным, обязании установить соответствующую группу инвалидности,
установил:
Младенов К.А. обратился в суд с иском к Бюро № 5 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании решения об отказе в установлении группы инвалидности от **.**.** незаконным, обязании установить соответствующую группу инвалидности. В обоснование иска указал, что по приговору Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от **.**.** отбывает наказание в .... Медицинской организацией ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России вынесено решение о направлении его в Бюро № 5 - Филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» на медико-социальную экспертизу. **.**.** Бюро № 5 - Филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» провело заочную медико-социальную экспертизу, по результатам которой было отказано в установлении соответствующей группы инвалидности, что подтверждается актом №... Отказывая в установлении группы инвалидности комиссией на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов выявлены незначительные нарушения ... которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, а также не вызывают необходимость в мерах социальной зашиты. С решением ответчика об отказе в установлении группы инвалидности не согласен, полагает, что наличие диагноза ..., обуславливают стойкие нарушения функций организма. На дату проведения заочной медико-социальной экспертизы не было учтено, что у него имеются ...
Определением суда от **.**.** ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России привлечено к участию в деле в качестве ответчика, исключено из числа третьих лиц.
В судебном заседании истец Младенов К.А. не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчиков - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, Бюро № 5 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России представлен отзыв на иск, в котором указано на законность и обоснованность принятого решения об отказе в установлении инвалидности.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В названном Федеральном законе дано определение понятию «инвалид». Так, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст.1).
В соответствии со ст.1 Федерального закона ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 №588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила).
В соответствии с п.17 Правил медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Медицинские организации несут гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу (п.20 Правил).
Из дела освидетельствования Младенова К.А. следует, что впервые он освидетельствован заочно **.**.** Бюро № 5 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ экспертизы по Республике Коми», инвалидность не установлена.
В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2020 № 979н, определены основные задачи, функции, правила организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, к которым отнесены наряду с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 раздела 3 Порядка, к функциям главных бюро медико-социальной экспертизы, отнесено осуществление контроля за решениями экспертных составов главного бюро, бюро (пп. «б»). При осуществлении контроля за решениями бюро проводит в экспертных составах главного бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и по ее результатам при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.
В порядке пп. «б» п.6 указанного Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы **.**.** Экспертным составом № 3 ФКУ «ГБ МСЭ экспертизы по Республике Коми» в отношении Младенова К.А. проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке собственной инициативы с целью контроля решения Бюро № 5 от **.**.**.
Решением Экспертного состава № 3 от **.**.** решение Бюро № 5 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ экспертизы по Республике Коми» от **.**.** не изменено, оснований для установления инвалидности не имеется.
В связи с возникшим спором, по инициативе суда определением от **.**.** назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы ...
Согласно представленному экспертному заключению ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы ..., при проведении медико-социальной экспертизы **.**.** в Бюро № 5 и **.**.** в Экспертном составе № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по РК» у Младенова К.А. имелись заболевания, которые привели к стойким незначительным нарушениям функций организма, что не является основанием для установления группы инвалидности. При проведении медико-социальной экспертизы **.**.** в Бюро № 5 и **.**.** в Экспертном составе № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по РК» учтена патология со стороны ... Оснований для установления Младенову К.А. инвалидности не имелось.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Представленное суду заключение судебно-психиатрического эксперта соответствует статье 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Оценив заключение судебной экспертизы ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы ..., суд приходит к выводу о том, что судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», экспертное заключение представляет собой полные и последовательные ответы на поставленные судом вопросы, выполнено экспертами, имеющими соответствующие образование, специальность и стаж работы, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденными об ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ, в связи с чем оснований не доверять заключению экспертов у суда не имеется.
С учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что ответчиками было правомерно отказано в установлении группы инвалидности, что подтверждается, в том числе проведенной судебной медико-социальной экспертизой, заключение которой в полной мере отвечает требованиям Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», является мотивированным, неясностей и разночтений не содержит, образование, специализация и стаж работы экспертов соответствуют требованиям для выполнения работ по даче заключения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания решения Бюро № 5 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании решения об отказе в установлении группы инвалидности от **.**.** незаконным.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения основного требования о признании указанного решения бюро медико-социальной экспертизы незаконным, правовых оснований для удовлетворения производного требования истца об установлении соответствующей группы инвалидности также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Младенова Константина Александровича к ФКУ «ГБЭ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, Бюро № 5 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании решения незаконным, обязании установить соответствующую группу инвалидности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми.
Судья М.В. Петрова