дело № 2-240/2023
УИД 46RS0025-01-2023-000347-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2023 года г. Фатеж Курской области
Фатежский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Долженковой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Шаховой Н.Л.,
с участием
представителя истца – помощника прокурора Фатежского района Курской области Чебанова Д.Р.
представителя ответчика ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» Кваскова В.П.
представителя третьего лица Министерства здравоохранения Курской области Ступаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОБУЗ «Фатежская центральная районная больница имени Валентина Феликсовича Войно – Ясенецкого, Святого Луки» (далее – ОБУЗ Фатежская ЦРБ») о возложении обязанности осуществления розничной торговли лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» о возложении обязанности осуществления розничной торговли лекарственными препаратами. В обосновании своих требований указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Фатежского района Курской области были выявлены нарушения законодательства о здравоохранении. В структуре ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» имеет 12 фельдшерско-акушерских пунктах (далее – ФАП), расположенных на территории Фатежского района Курской области. В соответствии с лицензией Л042-01147-46/00285520, выданной Министерством здравоохранения Курской области 26 августа 2019 года бессрочно, ОБУЗ «Фатежская ЦРБ имеет право на осуществления фармацевтической деятельности в 12 ФАП, расположенных на территории Фатежского района Курской области, в том числе на отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения. Однако в 12 - ти ФАП отсутствует торговля медицинскими препаратами, что является грубыми нарушения законодательства о здравоохранения. В связи с чем истец был вынужден обратить в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и обязать ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, находящихся на территории Фатежского района, на территории которых отсутствуют аптечные организации, а именно расположенных по адресам: д. Басовка, д. Миролюбово, д. 65-а, д. Большое Анненково, д. 1-б, с. Молотычи, д. 97, с. Нижний Реут, д. 60, с. Сотниково, д. 269, х. Мелешинка, стр. 28, д. Ржава, зд. 211, с. Большое Жирово, стр. 147-б, с. Хмелевое, д. 20, д. Зыковка, зд. 63, с. Солдатское, д. 99-а Фатежского района Курской области.
Представитель истца – помощник прокурора Фатежского района Курской области Чебанов Д.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» Квасков В.П. в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку данные требования являются необоснованными, так как у ФАП отсутствует лицензия на осуществления фармацевтической деятельности, кроме того указанные ФАПы были введены в эксплуатацию в период декабрь 2021 года – февраль 2022 года. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Курской области Ступакова Е.Н., в судебном заседании пояснила, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку наличие лицензии на осуществления фармацевтической деятельности, не обязывает организовывать в ФАПах розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории государства действуют Федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполняться органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами.
В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно противоэпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу требований п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в число основных принципов охраны здоровья включены доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. 2, п. 4 и п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Паспортом национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года №16) предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323), основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.
В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона № 61 фармацевтическая деятельность осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081 (далее – Положение), лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, - требований статей 53, 54 и части 7 статьи 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Разделом IV Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31 августа 2016 года № 646н (далее – Правила 1), определены требования к помещениям и оборудованию для хранения лекарственных препаратов.
Так, в соответствии с п. 37 Правил 1 к оборудованию, используемому в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов, относятся в том числе: а) системы кондиционирования; б) холодильные камеры и (или) холодильники; в) охранная и пожарная сигнализация; г) системы контроля доступа; д) вентиляционная система; е) термогигрометры (психрометры) или иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности.
В соответствии с п.п. «и» п. 7 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31 августа 2016 года № 647н (далее – Правила 2), руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает, в том числе наличие информационных систем, позволяющих осуществлять операции, связанные с товародвижением и выявлением фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов.
Согласно п.п. «б» п. 8 Правил 2 руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует, в том числе оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск.
Как следует из материалов дела, в ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» имеется 12 ФАП, расположенных на территории Фатежского района Курской области.
ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» имеет лицензию Л042-01147-46/00285520, выданную Министерством здравоохранения Курской области 26 августа 2019 года бессрочно и действующей на сегодняшний день.
Согласно данной лицензии ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» имеет право на осуществление фармацевтической деятельности в 12 ФАП, расположенных на территории Фатежского района, в том числе на отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.
Вопреки доводам представителя ответчика о том, что ФАПы не имеют лицензию на осуществления суд считает, что лицензия ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» была выдана в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года N 852.
Так же суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что ФАПы были введены в эксплуатацию в период декабрь 2021 года – февраль 2022 года, поскольку в материалах дела имеются заявления от 14 марта 2022 года и 18 апреля 2022 года главного врача ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, в связи с чем были проведены проверки и составлены акты оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности от 21 марта 2022 года и 21 апреля 2022 года
В ходе проведения проверки прокуратурой Фатежского района Курской области исполнения федерального законодательства при реализации национального проекта «Здравоохранение» выявлены нарушения законодательства о здравоохранении в «ОБУЗ «Фатежская ЦРБ», а именно в соответствии с требованиями Положения, п. 37 Правил 1, п.п. «и» п. 7, п.п. «б» п. 8 Правил не осуществляется в 12-ти ФАП, расположенных на территории населенных пунктов, в которых отсутствуют аптечные организации: д. Басовка, д. Миролюбово, д. Большое Анненково, с. Молотычи, с. Нижний Реут, с. Сотниково, х. Мелешинка, д. Ржава, с. Большое Жирово, с. Хмелевое, д. Зыковка, с. Солдатское Фатежского района Курской области.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что граждане, проживающие в указанных населенных пунктах фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.
В своих возражениях представитель третьего лица указывает, что сам факт наличия лицензии на осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на ФАПах не является обязательным для осуществления данной деятельности, суд данные доводы считает не обоснованными, поскольку не выполнения требований действующего законодательства в части реализации прав и гарантий граждан в надлежащем обеспечении лекарственными препаратами, могут повлечь угрозу жизни и здоровья людей.
Таким образом, в нарушение указанных положений закона в фельдшерско-акушерских пунктах ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» не осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.
Суд соглашается с истцом, что указанное препятствует своевременной реализации п. 4.1 Федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" национального проекта "Здравоохранение", и регионального проекта "ФАПтека", направленных на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
В силу статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу в их нарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор был вправе обратится в суд с указанным иском, поскольку не осуществление в фельдшерско-акушерских пунктах в Фатежском районе Курской области розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения со стороны ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» - на недостижение больницей целей, предусмотренных Уставом учреждения, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в части требований о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресу: д. Басовка, д. Миролюбово, д. Большое Анненково, с. Молотычи, с. Нижний Реут, с. Сотниково, х. Мелешинка, д. Ржава, с. Большое Жирово, с. Хмелевое, д. Зыковка, с. Солдатское Фатежского района Курской области и финансировать указанные организации розничной торговли лекарственными препаратами в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Таким образом, ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» на территории Фатежского района не обеспечивается реализация установленных ст. 4 Федерального закона от 21ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основных принципов охраны здоровья, которыми являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и иные.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191 – 194 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ( ░░░ 4625003098) ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░. 65-░; ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 1-░; ░. ░░░░░░░░, ░. 97; ░. ░░░░░░ ░░░░ ░. 60; ░. ░░░░░░░░░ ░.269; ░. ░░░░░░░░░ ░░░. 28; ░. ░░░░░ ░░.211; ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░. 147-░; ░. ░░░░░░░░ ░. 20; ░. ░░░░░░░ ░░. 63; ░. ░░░░░░░░░░ ░. 99-░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░