Дело № 2-2425/2024
64RS0043-01-2024-003224-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г. Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.А.,
при секретаре Границкой Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по управлению имуществом города Саратова о признании права собственности на бесхозяйный недвижимый объект,
установил:
комитет по управлению имуществом города Саратова обратился с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указал, что на территории Волжского района муниципального образования «Город Саратов» расположен объект бесхозяйного имущества, а именно сооружение газохимического комплекса подземный газопровод низкого давления от места врезки в подземный газопровод низкого давления d=160 мм, расположенный по адресу: г. Саратов, в НСГ ж.д. ООО «Союз» до ж.<адрес>, протяженностью 20 м, с кадастровым номером 64:48:010125:946.
В соответствии с пунктом 3.1.12 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 90-723 от 25 июня 2021 года (далее – Положение), комитет по управлению имуществом города Саратова осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью. В настоящее время собственник указанного объекта не известен. Для установления собственника объекта бесхозяйного недвижимого имущества комитетом сделаны запросы в комитет по управлению имуществом Саратовской области, МУП «Городское бюро технической инвентаризации», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области. Согласно ответам вышеуказанных организаций сведения в отношении указанных в заявлении объектов в соответствующих реестрах имущества и собственности отсутствуют. По данным комитета по управлению имуществом города Саратова в реестре муниципальной собственности города Саратова объекты также не значатся. Согласно выписке из ЕГРН, объект принят на учет как бесхозяйный и числится в данном статусе более 3-х месяцев.
Заявитель, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просит признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на объект недвижимого имущества: сооружение газохимического комплекса подземный газопровод низкого давления от места врезки в подземный газопровод низкого давления d=160 мм, расположенный по адресу: г. Саратов, в НСГ ж.д. ООО «Союз» до ж.<адрес>, протяженностью 20 м, с кадастровым номером 64:48:010125:946.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Рассмотрев заявление, исследовав материалы дела, суд считает требования заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.
С целью упорядочения порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Минэкономразвития России 10 декабря 2015 года утвержден Приказ № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (пункт 2 Приказа № 931).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3 Приказа № 931).
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Приказа № 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости (пункт 5 Приказа № 931).
Во исполнение положений данного Приказа № 931, постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04 мая 2016 года № 1162 утвержден Порядок выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Город Саратов».
Положениями данного Порядка выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Город Саратов» предусмотрено, что выявление бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории районов муниципального образования «Город Саратов» осуществляют администрации соответствующих районов муниципального образования «Город Саратов» (пункт 1).
Комитет по управлению имуществом города Саратова в целях выявления собственника объекта коммунальной инфраструктуры, указанного в акте инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, оформленном в установленном порядке, в течение пяти рабочих дней со дня поступления акта направляет запросы:
- в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о наличии объекта коммунальной инфраструктуры в реестре федерального имущества;
- в комитет по управлению имуществом Саратовской области о наличии объекта коммунальной инфраструктуры в реестре государственного имущества Саратовской области;
- в МУП «Городское бюро технической инвентаризации» о зарегистрированных правах лиц на объект коммунальной инфраструктуры (пункт 5.2).
В случае выявления собственника объекта коммунальной инфраструктуры, указанного в акте инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, прекращает работу по сбору документов для постановки на учет в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области бесхозяйных объектов и направляет данную информацию в администрацию района муниципального образования "Город Саратов", предоставившую акт инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, указанный в пункте 4.2 настоящего Порядка (пункт 5.3).
В случае отсутствия объекта коммунальной инфраструктуры, указанного в акте инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, в реестре федерального имущества, в реестре государственного имущества Саратовской области и при отсутствии сведений о зарегистрированных правах иных лиц на него проводит мероприятия в рамках ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по определению исполнителя на оказание услуг по изготовлению технических планов и постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры (пункт 5.4).
В соответствии со статьей 225 ГК РФ осуществляет постановку на учет в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выявленных бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, с последующим признанием и осуществлением государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Саратов» на них в установленном порядке (пункт 5.7).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Волжского района муниципального образования «Город Саратов» расположен объект бесхозяйного имущества, а именно сооружение газохимического комплекса подземный газопровод низкого давления от места врезки в подземный газопровод низкого давления d=160 мм, расположенный по адресу: г. Саратов, в НСГ ж.д. ООО «Союз» до ж.<адрес>, протяженностью 20 м, с кадастровым номером 64:48:010125:946.
Согласно сведениям муниципального бюджетного учреждения «Городское бюро технической инвентаризации» от 31 августа 2023 года отсутствует информация о регистрации права собственности на вышеуказанное сооружение.
Аналогичные сведения об отсутствии вышеназванного объекта в реестрах государственного и федерального имущества предоставлены на соответствующие запросы заявителя комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 3.1.12 Положения комитет по управлению имуществом города Саратова осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью, выморочного имущества и передачу муниципального имущества в государственную собственность Саратовской области и федеральную собственность, а также прием в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной, государственной собственности Саратовской области и частной собственности.
Поскольку объект недвижимого имущества имеет статус бесхозяйной недвижимой вещи, процедура постановки на учет данного объекта как бесхозяйного имущества соблюдена, чьи-либо правопритязания на объект недвижимости отсутствуют, суд полагает требования подлежащими удовлетворению, в отношении объекта недвижимости подлежит признание права муниципальной собственности.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление комитета по управлению имуществом города Саратова о признании права собственности на бесхозяйный недвижимый объект – удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на объект недвижимого имущества - сооружение газохимического комплекса подземный газопровод низкого давления от места врезки в подземный газопровод низкого давления d=160 мм, расположенный по адресу: г. Саратов, в НСГ ж.д. ООО «Союз» до ж.<адрес>, протяженностью 20 м, с кадастровым номером 64:48:010125:946.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня вынесения.
Судья А.А. Михайлова