К делу № 2-288/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 г. Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Клименко И.Г.
При секретаре Чукавине Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова В.И., Давыдовой В.В. к администрации г.Сочи о понуждении к совершению определённых действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец Давыдов В.И. и истец Давыдова В.В., действуя лично и через своих представителей обратились в суд с иском к администрации г. Сочи о понуждении к совершению определённых действий – включению в договор найма жилого помещения в качестве члена его семьи – дочери Давыдовой В.В.с разрешением ей проживания в квартире.
Исковые требования мотивированы тем, что Давыдову В.И – ветерану Великой отечественной войны предоставлена квартира в специализированном жилом фонде системы социального обслуживания населения, его дочь, при этом проживая фактически с ним, зарегистрирована по другому адресу – общежитию. Администрация г. Сочи в лице квартирно – правовой службы отказывает во включении дочери Давыдовой В.В. как члена семьи в договоре найма жилого помещения. Давыдов В.И., ДД.ММ.ГГГГ постоянно нуждается в помощи и уходе. В связи с чем, истцы и обратились в суд в порядке судебной защиты своих интересов и прав.
В судебном заседании Давыдов В. И. и Давыдова В.В. на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.
Ответчик Администрация г.Сочи в лице представителя Кравченко Э.И. против удовлетворения иска возражали, ссылаясь на нарушение «внутригородского законодательства».
Представитель третьего лица квартирно – правовой службы г. Сочи Мирошниченко В.М. против иска возражала, указывая, что дочери Давыдовой В.В. ничто не мешает проживать совместно с отцом, но получить регистрацию в этой квартире невозможно, так как Давыдову В.И. жилое помещение предоставлено по договору специализированного найма, как одиноко проживающему пенсионеру.
Заслушав пояснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
Судом установлены следующие обстоятельства.
25.06.2006 года жилищной комиссии по вопросам, связанным с предоставлением гражданам пожилого возраста и инвалидам города Сочи жилой площади в муниципальном специализированном доме системы социального обслуживания населения утверждена нумерация квартир для заселения претендентов в 38 – квартирный специализированный дом системы социального обслуживания населения по <адрес> и принято решение после ввода в установленном законом порядке в эксплуатацию специализированного дома системы социального обслуживания населения по <адрес> и регистрации права муниципальной собственности, подготовить проекты постановлений Главы города Сочи о предоставлении квартир гражданам, согласно настоящему протоколу.
12.07.2006 года на заседании жилищной комиссии по вопросам, связанным с предоставлением гражданам пожилого возраста и инвалидам города Сочи жилой площади в муниципальном специализированном доме системы социального обслуживания населения принято решение произвести 15.07.2006 и 16.07.2006 заселение граждан в квартиры жилого дома № по <адрес> до ввода в эксплуатацию, в связи с изменением Градостроительного законодательства и изменением порядка ввода домов в эксплуатацию.
Многоквартирный дом № по <адрес> введён в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № как объект капитального строительства «Жилой дом с блоком обслуживания для ветеранов ВОВ на Средней Мацесте Хостинского района».
Согласно протокола заседания жилищной комиссии Администрации г.Сочи от 13.04.2006 года Давыдов В.И. был утверждён на заселение в специализированный жилой дом, как участник ВОВ (л.д. 149) на Средней Мацесте.
Согласно протокола заседания жилищной комиссии Администрации г.Сочи от 12.07.2006 года заселение граждан в квартиры жилого дома № по <адрес> произвести до ввода дома в эксплуатацию – 15, 16.07.06 г. (л.д. 164).
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта строительства «жилой дом с блоком обслуживания для ветеранов ВОВ на Средней Мацесте Хостинского района г.Сочи» выдано и утверждено главным архитектором г.Сочи, скреплено гербовой печатью, однако не имеет даты его принятия (л.д. 168).
Истец Давыдов В.И. согласно удостоверения является ветераном ВОВ (л.д. 7) и инвалидом 2 группы по общему заболеванию (л.д. 7).
Во исполнение принятого решения жилищной комиссии 07.05.2007 года был составлен акт материально – бытового обследования семьи Давыдова В.И., при котором было установлено, что членом его семьи является дочь Давидова В.В., ДД.ММ.ГГГГ прописана и проживает в общежитии по <адрес> Сам Давыдов В.И. проживает во вновь заселённом доме № по <адрес> в кв. № с июня 2006 года. На период составления акта(2007 год) комиссия при обследовании указала, что Давыдов В.И. способен к самообслуживанию (л.д. 105).
В соответствии с ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
19.04.2005 года Главой г.Сочи было принято Постановление № 1459 «О специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения» (л.д. 70) и Положение о специализированных жилых домах социального обслуживания.
В соответствии с п. 1.1 Положения настоящее положение разработано на основе Конституции РФ, ГК РФ, ЖК РФ, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.1995 г. № 5 – ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральный законом РФ от 02.08.1995 г. № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», решением Городского Собрания Сочи от 19.05.2004 г. № 74 «О строительстве жилого дома для ветеранов ВОВ» и другими нормативно – правовыми актами РФ.
Согласно п. 1.4 Положения специализированный дом для граждан пожилого возраста и инвалидов – это жилой дом, который находится в муниципальной собственности и входит в состав жилищного фонда города Сочи социального использования и относится к числу специализированного жилищного фонда. Муниципальный специализированный дом не является стационарным учреждением социального обслуживания. Однако граждане, проживающие в специализированном доме, обеспечиваются по их желанию всеми формами социального обслуживания, предусмотренными законодательством РФ, за исключением стационарного и полустационарного социального обслуживания. В то же время службы культурно – бытового, медицинского и социального обслуживания размещаются непосредственно в помещениях специализированного дома.
Как следует из пункта 1.6 Положения при специализированном доме организуется круглосуточно действующий диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью, позволяющей оказывать необходимую медицинскую и социальную помощь гражданам, проживающим в специализированном доме. Муниципальный специализированный дом должен иметь помещения для размещения комплекса служб культурно – бытового обслуживания: библиотеки, помещения для работы социальных служб, медпункта и аптечного киоска, пункта приёма белья в прачечную, помещения для работы общественных организаций.
Указанное Положение было утверждено в установленном порядке Постановлением главы г.Сочи 19.04.2005 года (л.д. 80).
Из представленных суду квартирно – правовой службой г.Сочи усматривается, что в г. Сочи имеется два жилых дома, отнесенных к указанной категории, расположенных по адресу: <адрес> и дом № по <адрес> (л.д. 150 – 156), в котором и проживает истец Давыдов В.И.
Как выше установлено судом разрешение на ввод в эксплуатацию спорного жилого дома не только не имеет даты его принятия, но имеет в своём определении указание, что это «жилой дом с блоком обслуживания для ветеранов ВОВ» не содержит сведений о том, что следует относить к пониманию и определению указанного блока. То есть отсутствуют какие – либо об этом сведения. Не получено об этом сведений и судом, обязавшим Администрацию г.Сочи как собственника муниципального имущества, так и квартирно – правовую службу, предоставить сведения о регистрации, либо наличии специального реестра по учёту в г.Сочи объектов недвижимости (домов, квартир, помещений и.т.д.), отнесённых к специализированным жилым помещениям социального обслуживания населения в г. Сочи. При этом, само Постановление главы города Сочи от 19.04.2005 года не предусматривает деления по назначению жилых помещений в многоквартирных домах, а предусматривает отдельное отнесение по категорийному назначению жилых помещений в целом домом. В данном случае в п. 1 Постановления конкретно указано об утверждении положения о специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения (л.д. 70).
Суд полагает, что будет считать правильным в данном случае и исходит из указанного п. 1 Положения, то есть принимать во внимание не отдельные жилые помещения (квартиры) в общем жилом доме, а учитывать категорию многоквартирного жилого дома, поскольку положение о специальных жилых домах социального обслуживания населения распространяется и учитывает все определения, характеристики и назначение только в отдельном «специализированном доме для граждан пожилого возраста и инвалидов» (п. 1.4 Положения л.д. 71).
В судебном заседании из пояснений представителя квартирно – правовой службы, сторон по делу установлено, что жилой дом № <адрес> не может в полном объёме соответствовать требованиям, предусмотренным муниципальным законодательством г. Сочи и быть отнесенным к категории жилых специализированных домов в соответствии с вышеуказанными Постановлениями главы г. Сочи.
Установлено, что в этом доме отсутствуют круглосуточный диспетчерский пункт (п. 1.6), в нём отсутствуют объекты медицинского и социального обслуживания населения (п. 1.4 Положения), нет библиотеки, медпункта и аптечного киоска, прачечной и др., что предусмотрено п. 1.6 Положения.
В спорном жилом доме жилые помещения предоставлены не только пожилым, одиноким и ветеранам ВОВ, но и другим гражданам, не относящимся к категории лиц, для которых предназначен специализированный жилой фонд системы социального обслуживания населения, что установлено из постановлений Администрации г.Сочи об исключении отдельных квартир в указанном жилом доме из категории жилых помещений системы социального обслуживания населения.
При этом, сам жилой дом имеет определение, как типовой «многоквартирный», а специализированный жилой фонд (л.д. 136 – 141).
По этой же причине имело место и изменение нумерации квартиры истца, с квартиры № (при предоставлении) на квартиру №, в которой ранее располагались нежилые помещения социального назначения, переведенные и переустроенные по распоряжению главы г. Сочи от 21.12.2008 г. в 3 – х комнатную квартиру (л.д. 176)и предоставленную в качестве служебного жилого помещения работнику муниципального органа согласно договора найма (л.д. 176 – 179).
Решением департамента имущественных отношений г.Сочи от 10.02.2017 года (л.д. 49 – 51) была произведена замена нумерации квартир с присвоением ранее занимаемой кв. № №, о чём было составлено дополнительное соглашение к договору найма жилого помещения (л.д. 87).
Разрешая настоящий спор, суд считает целесообразным в порядке аналогии права учитывать определение Верховного Суда РФ от 29.04.2015 года, принятого судебной коллегией при рассмотрении заявления С. об оспаривании муниципального правового акта – Положения «О специализированных жилых домах системы социального обслуживания в г.Сочи № 1459 от 19.04.2005 г.»
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статьёй 16 названного закона, определяющей формы социального обслуживания, предусмотрено, что гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования, при этом порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым статьи 4 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплено положение о том, что государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от их имущественного положения, места жительства и других обстоятельств.
В Краснодарском крае принят Закон от 4 августа 2008 г. № 1450-КЗ «О специализированном жилищном фонде в Краснодарском крае», в преамбуле которого в редакции, действующей на момент вынесения судебного решения, указано, что этим законом установлены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда муниципальных образований Краснодарского края, порядок и условия предоставления указанных специализированных жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 8 этого закона предусмотрено, что к числу граждан, которым предоставляются для проживания жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, относятся граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите, с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 8 того же закона порядок и условия отнесения гражданина к числу граждан, которым предоставляются для проживания жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, устанавливаются органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты населения. К домам системы социального обслуживания населения относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.
Примерная форма договора найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, порядок и условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, в том числе срок действия договора найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, размер площади предоставляемого жилого помещения, а также порядок пользования такими жилыми помещениями и порядок предоставления медицинских и социально- бытовых услуг согласно пункту 6 указанной нормы устанавливаются органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты населения по согласованию органом исполнительной власти Краснодарского края в области здравоохранения (пункт 6 статьи 8).
Из анализа названных положений следует, что законодателем указанные выше полномочия органам местного самоуправления не переданы. Таким образом, глава г. Сочи, принимая оспариваемое постановление, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, а кроме того, установил перечень категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения в специализированном жилищном фонде, отличный от перечня граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений в специализированном жилищном фонде, установленного федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. Определяя круг лиц, имеющих право на предоставление жилых помещениях в муниципальных домах системы социального обслуживания населения, орган местного самоуправления ввёл дополнительные условия отнесения граждан к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений в вышеназванном фонде, не предусмотренные ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.
Содержащиеся в нарушение вышеуказанного в оспариваемых положениях муниципального правового акта ограничения прав одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов на обеспечение в муниципальных домах системы социального обслуживания населения свидетельствуют о превышении главой муниципального образования при принятии оспариваемого правового акта в оспариваемой части своих полномочий.
Истцом 10.07.2008 года заключен договор жилого помещения в специализированном жилищном фонде системы социального обслуживания населения.
Глава 1 указанного договора предусматривает, что договор может быть заключен не только с нанимателями, но и с членами его семьи.
К таковым согласно акта обследования от 07.05.07 г. отнесена дочь Давыдова В.И. – Давыдова В.В., проживающая вместе с отцом, но имеющая регистрацию по другому адресу – в квартире № <адрес> площадью 10,1 кв.м., наряду ещё с 6 лицами согласно сведений с места регистрации (л.д. 14).
Факт совместного проживания истицы Давыдовой В.В. со своим отцом является бесспорным и необходим для него, как лица преклонного возраста – более 90 лет и нуждающегося в постоянном уходе его состояния здоровья согласно медицинских справок (л.д. 8).
Поскольку судом установлено отсутствие специализированного фонда и его реестра в г. Сочи жилых домов, а не отдельных его частей, и их не соответствие требованиям Положения о специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения г. Сочи от 19.04.2005 г., то суд приходит к выводу о не применении как нарушающего интересы истца. п. 2.10 Положения, предусматривающего, что наниматель жилого помещения в специализированном жилом доме вправе разрешить проживание в занимаемом им жилом помещении членов своей семьи (кроме несовершеннолетних детей) и других лиц исключительно на правах (в качестве) временных жильцов и в порядке, установленном ст. 80 и частью 12 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, без оформления регистрации по месту жительства. Гражданам, проживающим в указанных жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством не разрешается изменение договора найма жилого помещения, кроме случаев вселения несовершеннолетних детей.
Суд считает правильным с учётом всех в совокупности установленных обстоятельств руководствоваться для разрешения настоящего спора ч. 6 ст. 100 ЖК РФ, предусматривающей, что в договоре найма специализированного жилого помещения должны указываться члены семьи нанимателя.
В соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи с соблюдением требований ст. 70 ЖК РФ. Однако администрации г.Сочи уклонилась от текста типового договора найма и не включила в договор найма (№ 2/12 от 11.12.2008 г. право нанимателя, закреплённое в законе о праве вселять в это помещение других лиц в качестве членов семьи. В соответствии со ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Такие же разъяснения о единообразном применении права даны в Пленуме ВС РФ № 14 от 02.07.2009 г. в соответствии с положениями которого «в договоре найма специализированного жилого помещения должны указываться члены семьи нанимателя. В соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений наниматель вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи».
С учётом изложенного, суд считает необходимым включить в договор найма жилого помещения в качестве члена нанимателя Давыдова В.И. и его дочь Давыдову В.В., обязав её сняться с регистрационного учёта по прежнему месту жительства. В этой части, суд руководствуется положениями ч.3 ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198, ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Давыдова В.И. Давыдовой В.В. к администрации города Сочи о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.Сочи включить в договор найма жилого помещения в специализированном жилом фонде системы социального обслуживания населения № от 10.07.2008 года, расположенного по адресу: <адрес> заключенный между Муниципальным унитарным предприятием г.Сочи «Ремонтно-эксплуатационная организация-9» действующее от имени собственника жилого помещения Администрации г.Сочи и Давыдовым В.И., в качестве члена семьи нанимателя его дочь – Давыдову В.В.
Обязать дочь нанимателя – Давыдову В.В. снятся с регистрационного учета по последнему месту жительства и зарегистрироваться на постоянное место жительства по адресу: <адрес> (с учетом изменения нумерации по дополнительному соглашению от 08.09.2017 года)
В остальной части заявленных исковых требований, отказать.
На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через суд Хостинского района г.Сочи в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 18 марта 2019 года.
Председательствующий: И.Г. Клименко