11RS0016-01-2024-000067-67
дело № 2-258/2024
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт «22» мая 2024 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салий А. АлексА.а, Шулеповой О. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на расселение из аварийного жилья в рамках республиканской адресной программы переселения граждан,
установил:
Салий А.А. обратился в суд с иском к администрации МР «Сыктывдинский» РК о признании за ним составом семьи 8 человек, включая Салий А.С., Салий Д..А., Салий А.А., Салий Я.А., Шулепову О.А., Шулепова Н.Г., Шулепова А.М., права на расселение из аварийного дома по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, в рамках республиканской адресной программы переселения граждан и аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства РК №160 от 31.03.2019. В обоснование требований указано, что истец зарегистрирован в спорном жилом помещении с 2006 года, и проживал в нем до момента, пока не закрыли школу. Указанное жилое помещение было предоставлено отцу истца Салий А.С. в связи с трудоустройством в Сыктывдинском ЛПХ ТПО «Комилеспром». Жилой дом, где расположена квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. При обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма в отношении указанного жилого помещения, истцу было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих право пользования жилым помещением. Ссылаясь на то, что предоставить указанные документы не представляется возможным, Салий А.А. обратился в суд с настоящим иском.
В рамках указанного гражданского дела определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.02.2024 к производству принят встречный иск администрации МР «Сыктывдинский» РК к Салий А.А., Салий А.С., Салий Д..А., Салий А.А., Салий Я.А., Шулеповой О.А., Шулепову Н.Г., Шулеповой А.М. о признании утратившими права пользования жилым помещением по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, - и снятии с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 16.05.2024 к производству уточненное исковое заявление, в котором Шулепова О.А. заявлена в качестве соистца и требования сформулированы как требования Салий А.А. и Шулеповой О.А. к администрации МР «Сыктывдинский» РК о признании за ними составом семьи 8 человек, включая Салий А.С., Салий Д..А., Салий А.А., Салий Я.А., Шулепову О.А., Шулепова Н.Г., Шулепова А.М., права на расселение из аварийного дома по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, в рамках республиканской адресной программы переселения граждан и аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства РК №160 от 31.03.2019.
Определением суда от 22.05.2024 производство по встречному иску администрации МР «Сыктывдинский» РК к Салий А.А., Салий А.С., Салий Д.А., Салий А.А., Салий Я.А., Шулеповой О.А., Шулепову Н.Г., Шулепову А.М. о признании утратившими права пользования жилым помещением по адресу: Сыктывдинский район, <адрес> - и снятии с регистрационного учета по указанному адресу прекращено в связи с отказом администрации МР «Сыктывдинский» РК от встречного иска.
Стороны и третьи лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили. Ответчиком и третьим лицом заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Салий А.А. с 31.01.2006, а также Шулепова О.А. с 09.10.2006 имеют регистрацию по месту жительства по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>. Совместно с истцами в жилом помещении с 21.12.1990 зарегистрирован Салий А.С., приходящийся истцам отцом, с 17.09.2022 Шулепов А.М., с 15.11.2016 – Шулепов Н.Г., с 08.04.2024 Салий Д.А. и Салий А.А., с 11.07.2018 – Салий Я.А., приходящиеся истцам детьми.
На основании заключения межведомственной комиссии постановлением администрации СП «Мандач» №12/65 от 30.12.2016 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Коми №160 от 31.03.2019 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». В перечень аварийных многоквартирных домов в рамках указанной программы включен жилой дом <адрес>.
Ссылаясь на наличие права на участие в программе переселения, Салий А.А. и Шулепова О.А. обратились в суд с настоящими требованиями.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Положениями частей 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действующей до 01.03.2005, установлено, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами данной статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
На основании ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса).
Часть 1 ст. 60 и пункт 1 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.
Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем – договора социального найма в письменной форме.
В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В силу п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с положениями ст. 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч. 2). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (ч. 3).
По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилое помещение, определяемое им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, возникающего независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение.
В ходе рассмотрения дела установлено и сторонами не оспаривалось, что жилой дом <адрес> состоит в реестре муниципальной собственности.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем квартиры №1, имеющей площадь 39,5 кв.м, в доме <адрес> является МО МР «Сыктывдинский».
Истцы и члены их семьи Салий А.С., Салий Д.А., Салий А.А., Салий Я.А., Шулепов Н.Г., Шулепов А.М. до настоящего времени сохраняют регистрацию по месту жительства в спорном жилом помещении.
Лицами, участвующими в рассмотрении дела, также не оспаривалось, что ранее спорный жилой дом находился на балансе Сыктывдинского ЛПХ ТПО «Комилеспром», деятельность которого прекращена. Спорное жилое помещение, в котором зарегистрированы истцы, было предоставлено третьему лицу Салий А.С., приходящемуся истцам отцом, в связи с его трудоустройством в Новоипатовском лесопункте.
Так, из предоставленной в материалы дела копии личной карточки Новоипатовского лесопункта в отношении третьего лица Салий А.С. следует, что в сентябре 1989 г. Салий А.С. был принят на работу в Новоипатовский лесопункт, где был трудоустроен до марта 2000 года.
Согласно представленным в материалы дела копиям похозяйственных книг за период с 1991 по 2006 годы Салий А.С. указан в качестве главы хозяйства, а истцы в качестве членов его семьи в отношении жилого помещения, находящегося в <адрес>, без указания адреса хозяйства, поскольку, согласно сведениям администрации СП «Мандач» до 2009 года адресного хозяйства в сельском поселении не было.
В предоставленной копии похозяйственной книги №2 за период с 2007 по 2011 годы Салий А.С. указан в качестве главы хозяйства, а истцы в качестве членов его семьи в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, без указания адреса <адрес>.
В ходе рассмотрения дела Салий А.А. указал, что выехал из спорного жилого помещения примерно в 2012-2013 году, в связи с отсутствием работы в поселке, а Шулепова О.А. в 2007 году, уехав учиться в техникум. При этом, истцы ссылались на вынужденный характер выезда из спорного помещения, в связи с отсутствием рабочих мест, образовательных учреждений, транспортной доступности, медицинской помощи.
Согласно информации Филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в РК жилой дом <адрес> отключен от электроснабжения 29.03.2021.
Деятельность ФАП в п. Новоипатово прекращена с 13.01.2023.
Как следует из документов, предоставленных архивным отделом администрации МР «Сыктывдинский» РК, постановлением главы администрации Новоипатовского сельсовета №6/16 от 10.06.1998 с 01.07.1998 закрыт ясли-сад п. Новоипатово.
Постановлением главы администрации МО «Сыктывдинский район» №5/397 от 22.05.2001 с 01.06.2001 закрыта начальная общеобразовательная школа п. Новоипатово.
Постановлением главы МО «Сыктывдинский район» №3/293 от 25.03.2004 прекращена деятельность МОУ «Детский сад №39 п. Мандач» путем его ликвидации.
Постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» №4/750 от 06.04.2012 с 01.08.2012 ликвидировано МБОУ «Мандачская основная общеобразовательная школа»
В ходе проведения общего собрания граждан, проживающих в п. Новоипатово от 15.10.2013 принято решение о целесообразности признания п. Новипатово закрывающимся.
Решением Совета СП «Мандач» №21/05-2-54 от 19.05.2014 принято решение обратиться в Правительство Республики Коми с ходатайством о рассмотрении вопроса о признании п. Новоипатово закрывающимся.
При этом, согласно пояснительной записке главы СП «Мандач» от 15.05.2014 дороги круглогодичного действия отсутствуют, транспортное сообщение с районным центом отсутствует, соцаильно-культурные и промышленные предприятия на территории поселка отсутствуют, бюджетные учреждения ликвидированы, в населенном пункте отсутствуют рабочие места. Материалы о признании поселка Новоипатово закрывающимся направлены главой сельского поселения «Мандач» в Министерство экономического развития РК 15.05.2014.
Указанные обстоятельства представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Руководствуясь вышеприведенными положениями Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса РФ, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцы и члены их семьи, а именно, Салий А.С., Салий Д.А., Салий А.А., Салий Я.А., Шулепов Н.Г., Шулепов А.М. приобрели право пользования на условиях социального найма квартирой <адрес>.
При этом, при оценке доводов администрации суд учитывает, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением в силу юридически значимых действий своих родителей, которые, пользуясь правом на вселение несовершеннолетних детей, осуществили право выбора места жительства истцов по месту своей регистрации, а истцы, с учетом их возраста на момент регистрации в спорном жилом помещении не приняли решение об изменении места жительства.
Следует также отметить, что до подачи истцами в суд настоящего иска, право пользования истцов и членов их семьи спорным жилым помещением органом местного самоуправления не оспаривалось.
В свою очередь, выезд истцов из спорного жилого помещения при установленных обстоятельствах, по убеждению суда вызван объективными причинами, связанными с закрытием учреждений социального значения, и не свидетельствует об их отказе от права пользования спорным жилым помещением.
Доводы представителя ответчика о том, что истцы выехали из спорного жилого помещения задолго до его признания аварийным при установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах правового значения не имеют.
В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений реализуют органы местного самоуправления района.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Расселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии с положениями ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии с положениями ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также выводы, к которым суд пришел выше о возникновении у истцов и членов их семьи права пользования спорным жилым помещением, что, в свою очередь, свидетельствует о возникновении у них права на предоставление жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, суд полагает, что за Салий А.А. и Шулеповой О.А., составом семьи 8 человек, включая Салий А.С., Салий Д.А., Салий А.А., Салий Я.А., Шулепов Н.Г., Шулепов А.М., надлежит признать право на расселение из спорного жилого дома в рамках реализации республиканской адресной программы переселения, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № 160 от 31.03.2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Салий А. АлексА.а и Шулеповой О. А. удовлетворить.
Признать за Салий А. А. (паспорт №) и Шулеповой О. А. (паспорт №), составом семьи 8 человек, включая Салий А. С. (паспорт 8717 №761361), Салий Д. А. (свидетельство I№), Салий Я. А. (свидетельство №), Салий А. А. (свидетельство №), Шулепова А. М. (свидетельство №), Шулепова Н. Г. (свидетельство №), право на расселение из аварийного дома по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, – зарегистрированных в квартире №, площадью 39,5 кв.м, в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № 160 от 31 марта 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 мая 2024 года.
Судья Ю.В. Рачковская