Решение по делу № 33-2394/2022 от 27.06.2022

судья .. дело №2-2320/2022

дело № 33-2394/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.,

судей областного суда: Вилисовой Л.А., Егоровой И.В.,

при секретаре: Чабыкиной З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по апелляционной жалобе представителя Цоя ЕО по доверенности Магзумова РН

на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года

по иску Цоя ЕО к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения в части отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установила:

Цой Е.О. обратился в суд с иском, указав, что является действующим сотрудником органов внутренних дел МВД России, стаж его службы составляет более 10 лет. 12 февраля 2021 года он обратился в УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел. Однако решением заседания комиссии от 9 марта 2021 года в принятии на учет отказано. Считает отказ незаконным, поскольку он и его супруга являются нуждающимися в жилом помещении, в собственности жилого помещения не имеют. С 17 августа 2010 года по 2 декабря 2016 года он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его отцу ФИО18. В 2015 году квартира была продана его сестре и зятю, а в 2017 году - стороннему лицу. С 2 декабря 2016 года по настоящее время он зарегистрирован и проживает с супругой Цой Г.Е. в жилом доме, общей площадью 307 кв.м., расположенном по адресу<адрес> Его супруга по данному адресу имеет регистрацию по месту пребывания № от 15 декабря 2020 года. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО19. По данному адресу кроме него и его супруги зарегистрированы ФИО20. и его отец ФИО21., которые фактически проживают и трудоустроены в г. Москве. Он по устной договоренности с собственником временно проживает в жилом доме на период его отсутствия и во время приезда обязан освободить дом. Его супруга Цой Г.Е. имеет постоянную регистрацию в доме общей площадью 123 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, который принадлежит по 1/2 доли брату и жене брата Цой Г.Е. Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности ему или его супруге, не имеется. Просит признать незаконным решение заседания комиссии УМВД России по Астраханской области в части отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним и супругой Цой Г.Е. право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебное заседание Цой Е.О., представитель ответчика МВД России, третье лицо Цой Г.Е. не явились.

Представитель Цоя Е.О. по доверенности Магзумов Р.Н. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УМВД России по Астраханской области Моисеева И.В. исковые требования не признала.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Цоя Е.О. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Цоя Е.О. по доверенности Магзумов Р.Н. ставит вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности. Указывает, что истец и его супруга жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, не имеют, на учете по улучшению жилищных условий не состоят. Вывод суда о том, что факт регистрации супруги истца в домовладении ее брата порождает для нее право пользования жилым помещением, приведен незаконно, поскольку на момент регистрации в 1992 году она являлась членом семьи собственника, но утратила право на проживание после отчуждения 5 марта 2012 года другим собственникам, которые ее в указанное жилое помещение не вселяли как члена семьи. ФИО22. также временно проживает в жилом помещении с согласия собственника ФИО23 не был вселен в качестве члена ее семьи. Таким образом, судом первой инстанции не учтены существенные обстоятельства дела, все доводы носят предположительный характер, решение не основано на законе.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2022 года апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

На заседание судебной коллегии Цой Е.О. и Цой Г.Е. не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Цоя Е.О. по доверенности адвоката Магзумова Р.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя УМВД России по Астраханской области и МВД России Моисеевой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что с 9 ноября 2010 года по настоящее время Цой Е.О. является действующим сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, имеет стаж службы более 10 лет, последняя занимаемая должность - начальник отделения по осуществлению административного надзора отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Астрахани.

12 февраля 2021 года Цой Е.О. обратился к начальнику УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи два человека (он и его супруга Цой (<данные изъяты>) Г.Е.).

Указанное заявление и приложенные к нему документы рассмотрены на заседании комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 9 марта 2021 года и решением, оформленным протоколом заседания комиссии № , утвержденным распоряжением УМВД России по Астраханской области от 11 марта 2021 года № , Цою Е.О. отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Основанием для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило то, что на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (12 февраля 2021 года) и до настоящего времени Цой Е.О. зарегистрирован в домовладении, расположенном по адресу: г. <адрес>, принадлежащем на праве собственности супруге отца истца ФИО24. Супруга истца Цой Г.Е. имеет регистрацию по месту пребывания в данном жилом доме, что подтверждается соответствующим свидетельством № от 15 декабря 2020 года. Кроме истца и его супруги на регистрационном учете в указанном жилом доме состоят собственник дома ФИО25. и отец истца ФИО26. Жилой дом имеет общую площадь 307 кв.м. При этом супруга истца Цой Г.Е. имеет постоянную регистрацию в доме, общей площадью 123 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> который принадлежит на праве собственности по 1/2 доли ее брату и жене брата.

Рассматривая исковые требования Цоя Е.О., направленные на оспаривание принятого в отношении него решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каждый член семьи истца обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., что свидетельствует об отсутствии их нуждаемости в жилом помещении, и, как следствие, об отсутствии права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение районного суда указанным требованиям не отвечает.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий регулируется Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

При этом право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011года № 247-ФЗ): проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Подпункт «а» пункта 5 Правил предусматривает, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из необходимых условий возникновения права сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты является нуждаемость в жилом помещении, а именно: отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 416-О, единовременная социальная выплата предоставляется в качестве меры социальной поддержки конкретным обратившимся за ней сотрудникам, нуждающимся в жилье и не считающимся обеспеченными жилыми помещениями на праве собственности или социального найма ни лично, ни в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения. Это предполагает необходимость учета комиссией органа внутренних дел по предоставлению единовременной выплаты, в частности, сведений о жилых помещениях, право пользования которыми на соответствующих основаниях имеет сотрудник, претендующий на ее получение, чему корреспондирует закрепленная в подпункте «е» пункта 5 указанных Правил обязанность сотрудника сообщить о наличии таких жилых помещений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 сентября 2012 года № 1806-О, требование документального подтверждения того факта, что лицо, претендующее на получение единовременной социальной выплаты, не обеспечено жилым помещением, как обязательное условие принятия на учет для ее получения, направлено на предотвращение злоупотребления соискателем выплаты своими правами при обращении за ее получением за счет бюджетных ассигнований и не может рассматриваться как противоречащее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (часть 3), 55 (часть 3), 71 (пункт «з»), 114 (пункты «а», «в» части 1) и 115 (часть 1).

Решение комиссии о принятии сотрудника на учет, как это следует из пункта 12 Правил, должно базироваться на достоверных сведениях.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных требований, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление нуждаемости истца и его супруги в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).

Как было указано выше, Цой Е.О. и его супруга Цой Г.Е. зарегистрированы и проживают в жилом доме, общей площадью 307 кв.м., по адресу: <адрес>

Данный объект недвижимости принадлежит на праве собственности супруге отца истца ФИО27., которая зарегистрирована по данному адресу. Кроме нее, истца и его супруги, по указанному адресу зарегистрирован отец истца ФИО28

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Отказывая в удовлетворении заявления Цой Е.О. о постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, УМВД России по Астраханской области сослалось на то, что истец является членом семьи собственника домовладения с семьей в составе 2-х человек и обеспечен жилой площадью более 15 кв.м.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ФИО29., являясь собственником жилого помещения по адресу: <адрес> где зарегистрирован истец с супругой, проживает с ФИО30. в другом субъекте Российской Федерации (г. Москва), в ином жилом помещении, где ведут самостоятельное хозяйство и трудоустроены.

Факт раздельного проживания супруги истца Цой Г.Е. со своим братом в домовладении, принадлежащем ему и его супруги по адресу: <адрес> в, ходе судебного разбирательства также установлен.

Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях, в связи с чем домовладение, расположенное по адресу: г. <адрес>, общей площадью 307 кв.м. необоснованно учтено при расчете жилой площади, находящейся в пользовании истца.

При таких обстоятельствах, выводы комиссии УМВД России по Астраханской области об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении ввиду обеспеченности его и супруги более 15 кв.м. на каждого члена семьи своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, выводы комиссии по отказу истцу в постановке на очередь на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не основаны на нормах действующего законодательства.

Проанализировав установленные обстоятельства, судебная коллегия, учитывая, что Цой Е.О. нанимателем другого жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения не является, продолжительность его службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет, полагает, что по делу установлена совокупность условий, при наличии которых истец вправе состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Исходя из приведенного выше, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежат отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования Цоя ЕО к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения в части отказа в принятии на учете на получение единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить.

Признать отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области в принятии Цоя ЕО на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.

Признать за Цоем ЕО и Цой ГЕ право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.

Председательствующий:

Судьи областного суда:

судья .. дело №2-2320/2022

дело № 33-2394/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.,

судей областного суда: Вилисовой Л.А., Егоровой И.В.,

при секретаре: Чабыкиной З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по апелляционной жалобе представителя Цоя ЕО по доверенности Магзумова РН

на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года

по иску Цоя ЕО к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения в части отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установила:

Цой Е.О. обратился в суд с иском, указав, что является действующим сотрудником органов внутренних дел МВД России, стаж его службы составляет более 10 лет. 12 февраля 2021 года он обратился в УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел. Однако решением заседания комиссии от 9 марта 2021 года в принятии на учет отказано. Считает отказ незаконным, поскольку он и его супруга являются нуждающимися в жилом помещении, в собственности жилого помещения не имеют. С 17 августа 2010 года по 2 декабря 2016 года он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его отцу ФИО18. В 2015 году квартира была продана его сестре и зятю, а в 2017 году - стороннему лицу. С 2 декабря 2016 года по настоящее время он зарегистрирован и проживает с супругой Цой Г.Е. в жилом доме, общей площадью 307 кв.м., расположенном по адресу<адрес> Его супруга по данному адресу имеет регистрацию по месту пребывания № от 15 декабря 2020 года. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО19. По данному адресу кроме него и его супруги зарегистрированы ФИО20. и его отец ФИО21., которые фактически проживают и трудоустроены в г. Москве. Он по устной договоренности с собственником временно проживает в жилом доме на период его отсутствия и во время приезда обязан освободить дом. Его супруга Цой Г.Е. имеет постоянную регистрацию в доме общей площадью 123 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, который принадлежит по 1/2 доли брату и жене брата Цой Г.Е. Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности ему или его супруге, не имеется. Просит признать незаконным решение заседания комиссии УМВД России по Астраханской области в части отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним и супругой Цой Г.Е. право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебное заседание Цой Е.О., представитель ответчика МВД России, третье лицо Цой Г.Е. не явились.

Представитель Цоя Е.О. по доверенности Магзумов Р.Н. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УМВД России по Астраханской области Моисеева И.В. исковые требования не признала.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Цоя Е.О. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Цоя Е.О. по доверенности Магзумов Р.Н. ставит вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности. Указывает, что истец и его супруга жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, не имеют, на учете по улучшению жилищных условий не состоят. Вывод суда о том, что факт регистрации супруги истца в домовладении ее брата порождает для нее право пользования жилым помещением, приведен незаконно, поскольку на момент регистрации в 1992 году она являлась членом семьи собственника, но утратила право на проживание после отчуждения 5 марта 2012 года другим собственникам, которые ее в указанное жилое помещение не вселяли как члена семьи. ФИО22. также временно проживает в жилом помещении с согласия собственника ФИО23 не был вселен в качестве члена ее семьи. Таким образом, судом первой инстанции не учтены существенные обстоятельства дела, все доводы носят предположительный характер, решение не основано на законе.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2022 года апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 декабря 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

На заседание судебной коллегии Цой Е.О. и Цой Г.Е. не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Цоя Е.О. по доверенности адвоката Магзумова Р.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя УМВД России по Астраханской области и МВД России Моисеевой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что с 9 ноября 2010 года по настоящее время Цой Е.О. является действующим сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, имеет стаж службы более 10 лет, последняя занимаемая должность - начальник отделения по осуществлению административного надзора отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Астрахани.

12 февраля 2021 года Цой Е.О. обратился к начальнику УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи два человека (он и его супруга Цой (<данные изъяты>) Г.Е.).

Указанное заявление и приложенные к нему документы рассмотрены на заседании комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 9 марта 2021 года и решением, оформленным протоколом заседания комиссии № , утвержденным распоряжением УМВД России по Астраханской области от 11 марта 2021 года № , Цою Е.О. отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Основанием для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило то, что на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (12 февраля 2021 года) и до настоящего времени Цой Е.О. зарегистрирован в домовладении, расположенном по адресу: г. <адрес>, принадлежащем на праве собственности супруге отца истца ФИО24. Супруга истца Цой Г.Е. имеет регистрацию по месту пребывания в данном жилом доме, что подтверждается соответствующим свидетельством № от 15 декабря 2020 года. Кроме истца и его супруги на регистрационном учете в указанном жилом доме состоят собственник дома ФИО25. и отец истца ФИО26. Жилой дом имеет общую площадь 307 кв.м. При этом супруга истца Цой Г.Е. имеет постоянную регистрацию в доме, общей площадью 123 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> который принадлежит на праве собственности по 1/2 доли ее брату и жене брата.

Рассматривая исковые требования Цоя Е.О., направленные на оспаривание принятого в отношении него решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каждый член семьи истца обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., что свидетельствует об отсутствии их нуждаемости в жилом помещении, и, как следствие, об отсутствии права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение районного суда указанным требованиям не отвечает.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий регулируется Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

При этом право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011года № 247-ФЗ): проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Подпункт «а» пункта 5 Правил предусматривает, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из необходимых условий возникновения права сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты является нуждаемость в жилом помещении, а именно: отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 416-О, единовременная социальная выплата предоставляется в качестве меры социальной поддержки конкретным обратившимся за ней сотрудникам, нуждающимся в жилье и не считающимся обеспеченными жилыми помещениями на праве собственности или социального найма ни лично, ни в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения. Это предполагает необходимость учета комиссией органа внутренних дел по предоставлению единовременной выплаты, в частности, сведений о жилых помещениях, право пользования которыми на соответствующих основаниях имеет сотрудник, претендующий на ее получение, чему корреспондирует закрепленная в подпункте «е» пункта 5 указанных Правил обязанность сотрудника сообщить о наличии таких жилых помещений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 сентября 2012 года № 1806-О, требование документального подтверждения того факта, что лицо, претендующее на получение единовременной социальной выплаты, не обеспечено жилым помещением, как обязательное условие принятия на учет для ее получения, направлено на предотвращение злоупотребления соискателем выплаты своими правами при обращении за ее получением за счет бюджетных ассигнований и не может рассматриваться как противоречащее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (часть 3), 55 (часть 3), 71 (пункт «з»), 114 (пункты «а», «в» части 1) и 115 (часть 1).

Решение комиссии о принятии сотрудника на учет, как это следует из пункта 12 Правил, должно базироваться на достоверных сведениях.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных требований, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление нуждаемости истца и его супруги в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).

Как было указано выше, Цой Е.О. и его супруга Цой Г.Е. зарегистрированы и проживают в жилом доме, общей площадью 307 кв.м., по адресу: <адрес>

Данный объект недвижимости принадлежит на праве собственности супруге отца истца ФИО27., которая зарегистрирована по данному адресу. Кроме нее, истца и его супруги, по указанному адресу зарегистрирован отец истца ФИО28

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Отказывая в удовлетворении заявления Цой Е.О. о постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, УМВД России по Астраханской области сослалось на то, что истец является членом семьи собственника домовладения с семьей в составе 2-х человек и обеспечен жилой площадью более 15 кв.м.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ФИО29., являясь собственником жилого помещения по адресу: <адрес> где зарегистрирован истец с супругой, проживает с ФИО30. в другом субъекте Российской Федерации (г. Москва), в ином жилом помещении, где ведут самостоятельное хозяйство и трудоустроены.

Факт раздельного проживания супруги истца Цой Г.Е. со своим братом в домовладении, принадлежащем ему и его супруги по адресу: <адрес> в, ходе судебного разбирательства также установлен.

Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях, в связи с чем домовладение, расположенное по адресу: г. <адрес>, общей площадью 307 кв.м. необоснованно учтено при расчете жилой площади, находящейся в пользовании истца.

При таких обстоятельствах, выводы комиссии УМВД России по Астраханской области об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении ввиду обеспеченности его и супруги более 15 кв.м. на каждого члена семьи своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, выводы комиссии по отказу истцу в постановке на очередь на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не основаны на нормах действующего законодательства.

Проанализировав установленные обстоятельства, судебная коллегия, учитывая, что Цой Е.О. нанимателем другого жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения не является, продолжительность его службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет, полагает, что по делу установлена совокупность условий, при наличии которых истец вправе состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Исходя из приведенного выше, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежат отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования Цоя ЕО к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения в части отказа в принятии на учете на получение единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить.

Признать отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области в принятии Цоя ЕО на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.

Признать за Цоем ЕО и Цой ГЕ право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.

Председательствующий:

Судьи областного суда:

33-2394/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Цой Е.О.
Ответчики
УМВД России по Астраханской области
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Костина Любовь Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.ast.sudrf.ru
06.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Передано в экспедицию
27.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее