УИН 38RS0003-01-2021-000234-17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Братск 19 февраля 2021 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова Олеся Викторовна, в помещении Братского городского суда Иркутской области по адресу: 665717, Иркутская область, г.Братск, ул. Кирова, 5а, каб. 207,
рассмотрев дело № 5-139/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Смелова Андрея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ИНН ***, ОГРНИП ***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
В Братский городской суд Иркутской области поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя Смелова А.А. (далее ИП Смелов А.А.) по факту того, что 26.12.2020 в 23 час 23 мин в баре «Пивной бочонок», расположенного по адресу: г.Братск, ул. Подбельского, 10 «г», ИП Смелов А.А. осуществлял деятельность общественного питания без соблюдения режима работы бара, чем нарушил указ Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации» Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
На рассмотрение дела об административном правонарушении Смелов А.А. не явился, будучи надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки.
При рассмотрении дела об административном правонарушении защитник по ордеру Федкович Г.С. поддержал письменные пояснения Смелова А.А., в которых последний вину в совершении административного правонарушения признал, в содеянном раскаивался. При назначении наказания просил учесть то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые и не повлекло причинение вреда, применить положения ст. ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и назначит наказание в виде предупреждения.
Выслушав защитника, изучив материалы дела, нахожу факт совершения административного правонарушения ИП Смеловым А.А. и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации") (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 названного федерального закона).
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на высшие должностные лица (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 N 279-уг (в ред., действовавшей на момент совершения административного правонарушения) "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что на территории Иркутской области указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 18 марта 2020 года введен и действует режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Иркутская область определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приостановлена (ограничена) на период до исключения угрозы жизни и здоровью граждан в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей в соответствии с указанным в настоящем пункте Перечнем.
Установлен Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с п.п. 1 п. 2 Перечня ограничена на территории Иркутской области деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (код ОКВЭД 2: 56) за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 настоящего Перечня.
В силу абзаца 6 пункта 5 Перечня - деятельность хозяйствующих субъектов, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Перечня, допускается при условии соблюдения режима работы ресторана, кафе, столовой, буфета, бара, закусочной и иного предприятия общественного питания - с 6-00 часов до 23-00 часов по местному времени.
Как следует из материалов дела, обстоятельством, послужившими основанием для возбуждения в отношении ИП Смелова А.А. дела об административном правонарушении явилось нарушение им пункта 5 Перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена (ограничена) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленного Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации», а именно, с 26.12.2020 в 23 час 23 мин в баре «Пивной бочонок», расположенного по адресу: г. Братск, ул. Подбельского, 10 «г», осуществлялась деятельность общественного питания без соблюдения режима работы бара.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении АП № 047689 от 14.01.2021, в котором зафиксированы обстоятельства административного правонарушения;
- сообщением, зарегистрированным в ОП-1 МУ МВД России «Братское» № 17738 от 26.12.2020, в котором зафиксирован факт работы бара «Пивной бочонок», расположенного по адресу: г. Братск, ул. Подбельского, 10 «г», 26.12.2020 в 23 час 23 мин;
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26.12.2020, согласно которому 26.12.2020 в 23 час 23 мин в баре «Пивной бочонок», расположенного по адресу: г. Братск, ул. Подбельского, 10 «г» осуществлялась деятельность бара;
- объяснениями Верхотуровой С.О., в которых указано, что она вместе с компанией 26.12.2020 примерно в 23 час 25 мин находилась в баре «Пивной бочонок», расположенном по адресу: <адрес> «г»;
- фото и видеоматериалами;
- копией договора аренды от 01.01.2020 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Братск, ул. Подбельского, 10 «г», заключенного между Шишкиным С.Г. и ИП Смеловым А.А.;
- выпиской из ЕГРИП от 26.12.2020, согласно которой Смелов А.А. является индивидуальным предпринимателем, основным видом экономической деятельности, которого, по общероссийскому классификатору видов экономический деятельности является подача напитков (ОКВЭД 56.30). В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утверждённым приказом Росстандарта от 31.01.2014, расшифровка кода ОКВЭД 56.30 - деятельность по подаче напитков (эта группировка включает: изготовление и продажу напитков для непосредственного употребления внутри заведений, деятельность баров, таверн, коктейльных залов, дискотек и танцевальных площадок (с преобладающим обслуживанием напитками), пивных баров, буфетов, фито-баров, автоматов по продаже напитков);
- объяснениями Смелова А.А., в которых он подтвердил факт работы бара в нарушение требований установленных Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг, вину в совершении правонарушения признал, в содеянном раскаивался, и другими материалами дела.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, документы содержат необходимые сведения, устанавливающие личность лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, закрепленные в письменной форме в соответствии с законом.
Протокол об административном правонарушении в отношении ИП Смелова А.А. составлен в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ. Замечаний по содержанию протокола от последнего не поступало.
При этом, абзац 6 пункта 5 вышеуказанного Перечня утратил силу в связи с изданием Указа Губернатора Иркутской области от 30.01.2021 N 28-уг.
Таким образом, положения закона, за нарушение которого в отношении ИП Смелова А.А. составлен протокол об административном правонарушении на момент рассмотрения дела, не являются действующими.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 г. N 4-П, от 14 июля 2015 г. N 20-П, определения от 16 января 2001 г. N 1-О, от 10 октября 2013 г. N 1485-О, от 21 ноября 2013 г. N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 2017-О изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ИП Смелова А.А. дела об административном правонарушении, имели место в период, когда указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг был прямо допускалась деятельность хозяйствующих субъектов, при условии соблюдения режима работы ресторана, кафе, столовой, буфета, бара, закусочной и иного предприятия общественного питания - с 6-00 часов до 23-00 часов по местному времени.
На момент рассмотрения дела, в связи с отменой абзаца 6 пункта 5 Перечня на основании Указа Губернатора Иркутской области от 30.01.2021 N 28-уг, за нарушение которого в отношении ИП Смелова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, положение лица, привлекаемого к административной ответственности, улучшено. При этом режим повышенной готовности на территории Иркутской области не отменен.
С учетом изложенного, отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Данная правовая позиция отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Смелова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с наличием такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Доводы защитника о применении при назначении административного наказания в отношении Смелова А.А. положений ст. ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, в данном случае правового значения не имеют.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Смелова Андрея Анатольевича прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.В. Орлова