Дело № 11а-6081/2019 Судья Андреев И.С.
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2019 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Загайновой А.Ф.
судей Зариповой Ю.С., Аганиной Т.А.
при секретаре Селезневой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Галимовой Г.Я. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 14 февраля 2019 года по административному исковому заявлению ГАЛИМОВОЙ Гульфии Ягафаровны,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,
у с т а н о в и л а:
Галимова Г.Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения администрации г. Челябинска от 03 октября 2018 года № 11195-е в части снятия ее (истицы) с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома <адрес>, постановлением главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 03 декабря 1998 года была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 4 человека: она и три ее дочери. Дочери впоследствии были сняты с учета нуждающихся в связи с предоставлением им жилых помещений, она же снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность жилой площадью выше учетной нормы). Считает, данное распоряжение незаконным, так как жилого помещения она не получила, а дом <адрес> признан на основании распоряжения Главы администрации г. Челябинска от 20 сентября 2017 года непригодным для проживания, иного жилья пригодного для проживания она не имеет.
Галимова Г.Я., ее представитель Завертан О.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель администрации г. Челябинска Субботина И.Н. в судебном заседании иск не признала.
Заинтересованное лицо Марчук А.С., действующая за себя и в интересах ФИО3., считала требования подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Галимова Э.С., действующая за себя и в интересах ФИО5., в судебном заседании участия не принимала.
Решением суда в удовлетворении требований Галимовой Г.Я. отказано.
В апелляционной жалобе Галимова Г.Я. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что суд неправомерно применил при разрешении дела положения статьи 53 и пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ и не применил положения части 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекс РФ». Не согласна с выводами суда о том, что в 2013 году распорядившись принадлежащей ей на праве собственности по наследству ? доли жилого дома по ул. <адрес> общей площадью 54,1 кв.м., она намерено ухудшила свои жилищные условия, поскольку на момент продажи этой доли она состояла на учете нуждающихся с двумя дочерьми и следовательно их обеспеченность общей площадью жилого помещения была ниже учетной нормы, при этом дочери были приняты на учет нуждающихся в составе семьи ФИО6. (их отца) только 03 июля 2014 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав Галимову Г.Я., ее представителя Завертан О.Н., представителя администрации г. Челябинска Субботину И.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Галимова Г.Я. является собственником жилого дома <адрес> общей площадью 43,4 кв.м, который на основании распоряжения первого заместителя главы г. Челябинска от 20 сентября 2017 года № 11401-п был признан непригодным для проживания.
Также в период с 25 сентября 2009 года по 14 октября 2013 года Галимова Г.Я.в порядке наследования являлась собственником ? доли в праве собственности на жилой дом <адрес> общей площадью 54,1 кв.м.
Постановлением Главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 03 декабря 1998 года № 2109 Галимова Г.Я., проживающая по вышеуказанному адресу, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку № 2 (граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и пользующиеся правом на внеочередное и первоочередное получение жилья) составом семьи 4 человека: она и три ее дочери - ФИО7., Галимова Э.С. и Марчук (Галимова) А.С.
При этом, ФИО8. в июле 2007 года была снята с учета нуждающихся в связи с предоставлением ей жилого помещения по адресу: г. <адрес> общей площадью 71,67 кв.
23 июля 2014 года бывший муж Галимовой Г.Я. - ФИО9 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, как пострадавший следствии аварии на ПО «Маяк», составом семьи 4 человека: он, две его дочери - Марчук А.С. и Галимова Э.С. и внучка ФИО10., при этом, Марчук А.с. и Галимова Э.С. также продолжали состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи Галимовой Г.Я.
На основании распоряжения администрации г. Челябинска от 03 октября 2018 года № 11196-е ФИО11., Галимова Э.С., Марчук А.С. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением бюджетных средств на приобретение жилого помещения. ФИО12., Марчук А.С. и ФИО4. (сын Марчук А.С.) являются собственниками квартиры <адрес> общей площадью 49,10 кв.м. Галимова Э.С., ее дочь ФИО13. являются собственниками квартиры <адрес> общей площадью 24,7 кв.м.
Галимова Г.Я. на основании распоряжения администрации г. Челябинска от 03 октября 2018 года № 11195-е также снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность жилой площадью жилых помещений, принадлежащих членам семьи Галимовой Г.Я. на праве общей долевой собственности, свыше учетной нормы, установленной до введения в действие Жилищного кодекса РФ).
04 февраля 2019 года ( в период рассмотрения настоящего дела в суде) распоряжением заместителя главы г. Челябинска по правовым и имущественным вопросам № 1023-е в распоряжение № 11195-е внесены изменения, пункт 1 изложен в следующей редакции: «Галимову Г.Я. в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность жилой площадью жилых помещений, принадлежащих членам семьи Галимовой Г.Я. на праве общей долевой собственности, свыше учетной нормы, установленной до введения в действие Жилищного кодекса РФ, а также совершение Галимовой Г.Я. действий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для снятия ее с учета нуждающихся. При этом суд учел, что Галимова Г.Я. обеспечена жилым помещениям, как член семьи своих детей, свыше учетной нормы. Также суд согласился с выводом органа местного самоуправления о совершении Галимовой Г.Я. намеренных действий для приобретения права состоять на учете нуждающихся, распорядившись принадлежащей ей ? долей в праве собственности на дом <адрес>. Также суд указал, что признание дома <адрес> непригодным для проживания при условии, что Галимова Г.Я. не признана малоимущей, не дает ей право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке; на Галимовой Г.Я., как собственнике данного дома, лежит бремя содержания имущества.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции неправильными по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Статьей 55 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введении его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, определены в части 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;.
По смыслу указанных выше положений закона, Галимова Г.Я., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При этом, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Из материалов дела следует, что данное требование закона ответчиком не выполнено, поскольку оспариваемое распоряжение не содержит указания на правовые нормы, дающие основания снятия истицы с учета нуждающихся в жилом помещении, а приведенное в распоряжении указание на обеспеченность истицы жилой площадью жилых помещений свыше учетной нормы и совершение ею действий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 04 февраля 2019 года) не содержит ссылки на фактические обстоятельства дела, подтверждающие указанные органом местного самоуправления основания для снятия с учета нуждающихся.
Содержащийся в пояснительной записке к проекту оспариваемого распоряжения расчет уровня обеспеченности Галимовой Г.Я. жилой площадью является неясным и немотивированным: непонятно какие жилые помещения принимались для расчета и с учетом какого количества граждан (членов семьи Галимовой Г.Я.) производился этот расчет. Отсутствие указанных сведений лишает заинтересованное лицо в условиях неопределенности оснований и причин принятия такого решения возможности в полном объеме и надлежащими средствами осуществлять защиту своих нарушенных прав.
Кроме того, из данного расчета (приведен в пояснительной записке) следует, что на момент принятия оспариваемого распоряжения уровень обеспеченности Галимовой Г.Я. жилой площадью составлял 7,93 кв.м.
Между тем, основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года определялись статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В силу статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в том числе имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно подпункту «а» пункта 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Советом Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с данными Примерными правилами Решением исполкома Челябинского областного совета народных депутатов и президиума Челябинского областного совета профсоюзов от 13 ноября 1984 года № 452 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в жилье, и распределения жилой площади в домах местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций Челябинской области, согласно пп. «а» пункта 27 которых граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного облисполкомом, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Решением исполкома Челябинского областного совета народных депутатов от 27 марта 1984 года № 112, была установлена (с учетом изменений, внесенных решением от 20 января 1987 года № 26), единая норма жилой площади для принятия граждан на учет на территории Челябинской области - 6 кв. м на одного человека и минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на одного человека.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство выделяло два понятия - «норма жилой площади для принятия граждан на учет» (6 кв. м, в ныне действующем законодательстве именуемая как «норма учета») и «минимальный размер предоставляемой жилой площади» (9 кв. м, в ныне действующем законодательстве именуемая как «норма предоставления»).
Вышеназванные нормы закона, исходя из их буквального толкования основание снятия гражданина с учета связывали с превышением «размера» (9 кв. м), а не «нормы» (6 кв. м), то есть по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, гражданин мог быть снят с учета только в том случае, если обеспеченность его жильем стала больше нормы предоставления, а не больше нормы учета.
Таким образом, указанный в пояснительной записке расчет не подтверждает выводы органы местного самоуправления об обеспеченности истицы жилой площадью достаточной для снятия ее с учета.
Суд первой инстанции указанные обстоятельства оставил без внимания, не применил нормы, подлежащие применению, неверно установил фактические обстоятельства дела, что повлекло вынесение незаконного решения. Решение суда подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении требований.
Удовлетворяя иск административного истца, суд учитывает, что из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для удовлетворения заявленных требований, по делу установлена.
Принимая новое решение, судебная коллегия считает необходимым признать незаконным распоряжение № 11195-е от 03 октября 2018 года не только в части снятия Галимовой Г.Я. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и в части признания утратившим силу пункта 1 постановления главы администрации Курчатовского района г. Челябинска о принятии ее на учет, как производное от первого пункта (пункт 2 постановления).
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 14 февраля 2019 года отменить. Принять новое решение.
Административный иск Галимовой Гульфии Ягафаровны удовлетворить. Признать незаконным распоряжение администрации г. Челябинска от 03 октября 2018 года № 11195-е, принятое в отношении Галимовой Гульфии Ягафаровны.
Председательствующий
Судьи