Решение по делу № 2а-2658/2021 от 09.08.2021

Дело №2а-2658/2021

УИД 03RS0001-01-2021-002566-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 года г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Киекбаевой А.Г.,

при секретаре Габдулиной Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №30 по Республике Башкортостан к Латыпова Т.С. о взыскании налоговой задолженности

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №30 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением к Латыпова Т.С. о взыскании налоговой задолженности, указав, что за ответчиком числится задолженность по налогам и сборам, а именно:

- по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2019 год в размере 689 руб., пени – 1,17 руб., пени за 2017 год – 10,62 руб;

- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пени за 2016 год в размере 2,45 руб., пени за 2017 год в размере 8,20 руб.;

- по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 7989 руб., пени за 2017 год в размере 1230 руб., пени за 2018 год в размере 349,58 руб., пени за 2019 год в размере 13,58 руб.;

-по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пени за 2015 год в размере 9,03 руб., пени за 2017 год в размере 37,95 руб.

За следующие объекты налогообложения:

-жилой дом, адрес: <адрес>, кадастровый , пл. 54,80 кв.м, дата регистрации права 01.12.2014;

-квартиры, адрес: <адрес> кадастровый , пл. 21,70 кв.м., дата регистрации 01.12,2014;

-земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый , пл. 507, дата регистрации 01.12,2014;

-автобусы, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>;

-автомобили легковые, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>;

- автобусы, <данные изъяты>;

Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и сборам:

по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2019 год в размере 689 руб., пени за 2019 год – 1,17 руб., пени за 2017 год – 10,62 руб.;

- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пени за 2016 год в размере 2,45 руб., пени за 2017 год в размере 8,20 руб.;

- по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 7989 руб., пени за 2017 год в размере 1230 руб., пени за 2018 год в размере 349,58 руб., пени за 2019 год в размере 13,58 руб.;

-по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пени за 2015 год в размере 9,03 руб., пени за 2017 год в размере 37,95 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №30 по РБ на судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Административный ответчик на судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии со ст.289 ч.2 КАС Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия не явившегося административного истца, ответчика.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (ч.ч.2 и 4 ст.69 НК РФ).

Согласно частей 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.358 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп.1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп.1 п.1 ст.359 НК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.399 НК РФ, Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговая база, в соответствии со ст. 390 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.402 НК РФ, Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п.1 ст.207 НК РФ Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от реализации в Российской Федерации имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

Согласно подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Данные физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

В соответствии с п.п.1 п.4 ст.228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с названной статьей производят физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества. Исходя из этого, можно сделать вывод, то если гражданско-правой договор на оказание услуг, заключен организацией с физическим лицом, не являющимися ее работниками, не предусматривает обязанно­сти организации удерживать и уплачивать в бюджет НДФЛ с сумм вознаграждений, го делать это она не обязана.

Как следует из статьи 209 НК РФ, объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.216 НК РФ).

В силу п.1 ст.224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (пункт 1 статьи 210 НК РФ). При этом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определения размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг) находящихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (подпункт 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ).

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ, случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Согласно разъяснениям пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Из материалов дела следует, что согласно налоговому уведомлению № 47485179 от 01.09.2020 ответчику Латыпова Т.С. начислены суммы налогов:

- транспортный налог за 2019 год в размере 7989 руб. за автомобили: <данные изъяты>;

- налог на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах» за 2019 год в размере 689 руб. с суммы дохода 5300 руб.

Налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, подтверждается распечаткой страницы интернет-браузера личного кабинета Латыпова Т.С.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом административному ответчику направлено требование № 3244926 по состоянию на 14.12.2020 об уплате налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 689 руб., пени 1,17 руб., транспортного налога в размере 7989 руб., пени – 13,58 руб. в срок до 01.02.2021.

Требование передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается распечаткой с программы АИС Налог-3 ПРОМ в формате электронного документооборота.

Определением мирового судьи судебного участка №2 по Демскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 21.04.2021 судебный приказ №2а-701/2021 от 25.03.2021 о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями должника.

Административное исковое заявление ИФНС подано в суд 09.08.2021. Следовательно, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и административный иск поданы в срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога на доходы физических лиц и транспортного налога за 2019 год налоговым органом соблюдена.

Из представленного административным истцом расчета задолженности Латыпова Т.С. следует, что у последней имеется задолженность по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2019 год в размере 689 руб., пени за 2019 год в размере 1,17 руб., транспортного налога за 2019 год в размере 7989 руб., пени за 2019 год – 13,58 руб.

Расчет судом проверен, является арифметически правильным, административным ответчиком не оспаривается.

Поскольку доказательств погашения взыскиваемой задолженности по налогу не представлено, суд приходит к выводу о том, что требования Инспекции о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2019 год в размере 689 руб., пени за 2019 год в размере 1,17 руб., транспортного налога за 2019 год в размере 7989 руб., пени за 2019 год – 13,58 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Далее.

Решением Демского районного суда г.Уфы РБ 15.10.2020 с Латыпова Т.С. взыскан транспортный налог за 2018 год в размере 7043 руб., пени за 2018 год в размере 82, 93 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 20.01.2021 решение Демского районного суда г. Уфы РБ от 15.10.2020 отменено в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной инспекция федеральной налоговой службы России № 30 по РБ о взыскании с Латыпова Т.С. налоговой задолженности по требованию об уплате налогов, принято в указанной части новое решение о взыскании с Латыпова Т.С. пени по налогу на имущество физических лип, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 17,08 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельных участком, расположенным в границах городских округов, в размере 160,11 руб., пени по транспортному налогу 2 119,23 руб. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Таким образом, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 82,93 руб. были взысканы решением суда. Доказательств направления требования об уплате пени по транспортному налогу за период после вынесения суда в материалы дела не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 349, 58 руб. не имеется.

Далее.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 51 Постановления Пленума от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Указанные выводы согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О.

Доказательств принятия своевременных мер к принудительному взысканию сумм налога доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2017 год, административный истец суду не представил.

Согласно налоговому уведомлению № 71646507 от 10.10.2016 ответчику начислен земельный налог за 2015 год в размере 604 руб.

Согласно налоговому уведомлению № 2536238 от 20.09.2017 год ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 102 руб.

Согласно налоговому уведомлению № 50843163 от 18.08.2018 ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 112 руб., земельного налога за 2017 год в размере 572 руб.

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество у ответчика возникла 01.12.2017 и 01.12.2018, земельного налога за 2015 и 2017 годы – 01.12.2016 и 01.12.2019 и как следствие установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате налога истек в марте 2017 года, марте 2018 года и марте 2019 года, марте 2020 года соответственно.

В связи с неуплатой налоговой налоговым органом ответчику направлено требование № 309681 об уплате налога на имущество физических лиц по состоянию на 17.11.2020 в размере 112 руб. и пени 1,45 руб. в срок до 12.01.2021 и требование 53701 по состоянию на 24.04.2020 об уплате налога на имущество в размере 102 руб., пени2,45 руб., налога на имущество 112 руб., пени – 6,75 руб., земельного налога в размере 493 руб., пени - 9,03 руб., земельного налога в размере 572 руб. и пени 32,62 руб.

Таким образом, указанные требования направлены Инспекцией в адрес ответчика за пределами установленного законодательством срока.

То обстоятельство, что после отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с административным иском в течение шести месяцев, не свидетельствует о соблюдении налоговым органом срока обращения в суд с заявленными требованиями.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о выдаче судебного приказа процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, материалы административного дела не содержат доказательств наличия судебных актов о взыскании с административного ответчика недоимки по соответствующим налогам, взыскание пеней по которым является предметом настоящего спора. Соответственно, нельзя считать установленным, что налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и имеются основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Исходя из изложенного, административные исковые требования о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2017 год в размере 10,62 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год в размере 2,45 руб., за 2017 год в размере 8,20 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 9,03 руб., за 2017 год в размере 37,95 руб. удовлетворению не подлежат.

На основании ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России №30 по Республике Башкортостан к Латыпова Т.С. о взыскании налоговой задолженности удовлетворить частично.

Взыскать с Латыпова Т.С. задолженности по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2019 год в размере 689 руб., пени за 2019 год в размере 1,17 руб., по транспортному налогу за 2019 год в размере 7989 руб., пени за 2019 год в размере 13,58 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Латыпова Т.С. госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Киекбаева А.Г.

2а-2658/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС № 30 по Республике Башкортостан
Ответчики
Латыпова Татьяна Сергеевна
Суд
Демский районный суд г. Уфы
Судья
Киекбаева Альфия Гайсовна
Дело на странице суда
demsky.bkr.sudrf.ru
09.08.2021Регистрация административного искового заявления
09.08.2021Передача материалов судье
12.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2021Подготовка дела (собеседование)
02.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее