Решение по делу № 2-1724/2020 от 17.08.2020

дело № 2-1724/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волгоград 23 декабря 2020 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.

при секретаре судебного заседания Козловой З.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шагуновой Натальи Анатольевны к комитету здравоохранения Волгоградской области и ГУЗ «Поликлиника № 2» о взыскании компенсации морального вреда, денежных средств и о возложении обязанности обеспечить медицинским препаратом, включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом, обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственный препарат, предоставляемый бесплатно,

у с т а н о в и л:

Шагунова Н.А. обратилась в Ворошиловский районный суд Волгограда с иском к комитету здравоохранения <адрес> и ГУЗ «Поликлиника », в котором с учетом положений ст. 39 ГПК РФ просит обязать комитет здравоохранения <адрес> организовать постоянное обеспечение лекарственным препаратом Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин»), обязать комитет здравоохранения <адрес> обеспечить отпуск лекарственного препарата Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») по рецепту, выданному ГУЗ «Поликлиника » в декабре 2020 года и находящемуся на ожидании в аптеке , обязать комитет здравоохранения <адрес> и ГУЗ «Поликлиника » включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом, обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственный препарат, предоставляемый бесплатно, с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с комитета здравоохранения <адрес> понесенные истцом расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 17 966 рублей 24 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 540 рублей.

В обоснование иска истец указала, что является инвалидом второй группы бессрочно после перенесенной операции на сердце, наблюдается по месту регистрации в ГУЗ «Поликлиника ». Ввиду того, что необходимые после операции лекарственные препараты не значились в списках бесплатного отпуска, ей была выделена денежная компенсация на их приобретение в сумме 2 700 рублей, которую ей перечисляют на социальную банковскую карту. Дополнительно при обследовании у истца выявлены заболевания Е11.7-сахарный диабет, целевой уровень НвА1 с менее 7,55, осложнение: GG.2 дистальная сенсорная полинейропатия. Сопутствующий; 125,9 ИБС ПИКС (2002,2008). Резекция аневризмы левого желудочка с вентикулопластикой. АКШ (2009) ХСН 1 ФК1. Гипертоническая болезнь 3. Артериальная гипертензия 2 риск 4. Первичный гипотериоз, ХАТ. Невропатия смешанного генеза ХБП СЗа АО. Хронический пиелонефрит латентное течение. Далее указывает, что в октябре 2019 года ГУЗ «Поликлиника » по сопутствующим заболеваниям ей был подобран инсулиновый препарат Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин»), то есть стала инсулинозависиым больным по медицинским показаниям. Выписку из ГКБСМП Больницы она предоставила врачу эндокринологу в ГУЗ «Поликлиника » по месту своего жительства, где ее должны обеспечивать бесплатными рецептами на данный инсулиновый препарат, согласно действующего законодательства. Согласно закона <адрес> -ОД от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и по Приложению , препарат Инсулин был включен в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту бесплатно. Поскольку состояние истца напрямую зависит от систематического ежедневного приема препарата Инсулина, его применение необходимо истцу в каждодневных инъекциях. Истец неоднократно обращалась как в ГУЗ «Поликлиника » так и в комитет здравоохранения <адрес>, однако до настоящего времени бесплатные рецепты на данный инсулин так и не были выданы, в связи с чем, она была вынуждена покупать препарат за свои денежные средства, понеся при этом расходы в сумме 12 500 рублей. Считает, что комитетом здравоохранения <адрес> нарушено Конституционное право истца на охрану здоровья, поскольку более пяти месяцев 2020 года она не была обеспечена инсулиновым препаратом. Также полагает, что имеет право на компенсацию морального вреда, в связи с тем, что испытывала нравственные страдания, имея индивидуальные особенности и ряд серьезных хронических заболеваний, на протяжении пяти месяцев подвергалась риску лишиться жизни.

В судебном заседании истец Шагунова Н.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области, действующий на основании доверенности Рамазанова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Полагала, что комитетом здравоохранения Волгоградской области предприняты исчерпывающие меры для бесплатного обеспечения Шагуновой Н.А. лекарственным препаратом Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика ГУЗ «Поликлиника №2» действующая на основании доверенности Паталашко О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части возложении обязанности включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом, обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственный препарат, предоставляемый бесплатно и о взыскании компенсации морального вреда.

Представитель третьего лица Центра ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области и отделения ПФР по Волгоградской области, действующая на основании доверенности Иванова О.И. при вынесении решения, полагалась на усмотрение суда.

Представители третьих лиц комитета финансов по Волгоградской области, ТО Росздравнадзора Волгоградской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства с учетом доводов и возражений ответчиков, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в части.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (п.п. 1 и 3 ст. 1).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.

Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всеми адресованными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.

Бесплатное лекарственное обеспечение граждан с установленной группой инвалидности и сохранивших в 2019-2020 годах право на вышеуказанное обеспечение производится в рамках реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Перечень лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения утвержден приложением 2 к распоряжению Правительства РФ от 12 октября 2019 № 2406-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (далее - перечень Распоряжения № 2724-р).

Потребность граждан, проживающих в Волгоградской области, в льготных лекарственных препаратах формируется учреждениями здравоохранения Волгоградской области, участвующими в программах льготного лекарственного обеспечения, на основании персонифицированной потребности и в соответствии с утвержденными стандартами лечения.

Исходя из положений пп.7 п.2 Перечня заболеваний (состояний) и перечня видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется финансовое обеспечение приобретения для граждан лекарственных препаратов в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Обеспечение лекарственными препаратами граждан осуществляется через медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь по месту их прикрепления, согласно Порядку лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, утвержденному Постановлением администрации Волгоградской области от 17.06.2011 290-п (далее - Порядок).

В соответствии с п.3, пп. «г» п.4 Порядка, обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами осуществляется по рецептам на необходимые лекарственные препараты (далее - рецепты) бесплатно и с 50 - процентной оплатой стоимости за счет средств бюджета Волгоградской области.

Аналогичные нормы содержатся также и в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых гражданам в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, за счет средств областного бюджета, являющимся Приложением 6 Программы.

Обеспечение граждан РФ, проживающих на территории Волгоградской области и страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно осуществляется в соответствие с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» неработающие инвалиды второй группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно за счет средств субъекта РФ.

06 декабря 2019 года был принят Закон Волгоградской области №127-ОД, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года. В соответствии с Приложением №6 Территориальной программы, препарат «Инсулин гларгин-ликсисенатин» включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п.11 Порядка Комитет здравоохранения <адрес> осуществляет следующие функции: проводит мониторинг реализации прав граждан на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами; организует информационное взаимодействие с учреждениями здравоохранения, аптечными организациями и организацией, оказывающей услуги хранения, учета, доставки и отпуска необходимых лекарственных препаратов, в целях лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях; контролирует обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена па другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, и сторонами не оспаривалось, что Шагунова Н.А. страдает сахарным диабетом тип 2 Целевой уровень НвА1 с менее 7,5%, в связи с чем состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Поликлиника ».

ДД.ММ.ГГГГ Шагуновой Н.А. установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию, о чем свидетельствует справка МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Согласно выписке из медицинской амбулаторной карты больного ГУЗ «Поликлиника » следует, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шагунова Н.А. находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи », где было назначено лечение в том числе и лекарственным препаратом Соликва 8.00 – 12 ЕД («Инсулин гларгин-ликсисенатин»), который входит в перечень Распоряжения -<адрес> контроль сахара в крови натощак, перед основными приемами пищи на ночь, наблюдение у врачей эндокринолога и терапевта по месту жительства.

Согласно рецептурного бланка серии <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ Шагуновой Н.А. выписан рецепт на лекарственный препарат Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин»), раствор для подкожного введения, шприц-ручка.

Как следует из сообщения ГУЗ «Поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу обеспечения препаратом Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») руководствуясь установленными Территориальной программой порядком лекарственного обеспечения, ГУЗ «Поликлиника » в комитет здравоохранения <адрес> направлено ходатайство о включении лекарственного препарата в дополнительную заявку по региональной льготе. По мере исполнения закупочных мероприятий ФИО2 будет обеспечена указанным препаратом, и дополнительно проинформирована.

Вместе с тем, в судебном заседании истец Шагунова Н.А. утверждала, что указанным препаратом ГУЗ «Поликлиника » отказалась её обеспечить в установленный срок. При обращении в комитет, она также получила письменный отказ. Также указала, что она являлась для получения бесплатного лекарственного препарата по рецепту врача, однако в аптеке его вовремя не обеспечили, и она была вновь вынуждена приобрести лекарственный препарат за собственные денежные средства.

Как следует из объяснений представителя ответчика ГУЗ «Поликлиника », действующей на основании доверенности Паталашко О.В., ГУЗ «Поликлиника № 2», выполняя свои обязательства, оформило для Шагуновой Н.А. рецепт на Инсулин гларгин+ликсисенатин ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведений системы регистрации льготников с учетом необходимой потребностью на 7 месяцев. Исполнение заявки и обеспечение ФИО2 указанным препаратом должно было осуществляться после проведения комитетом здравоохранения <адрес> закупочных мероприятий. В настоящее время ГУЗ «Поликлиника » подало сведения по ФИО2 и пациенту оформлена заявка в Системе регистрации льготников по обеспечению препаратом Инсулин гларгин+ликсисенатин на 2021 год в количестве годовой потребности 32 картриджа.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением главы администрации Волгоградской области от 10 июня 2011 г. № 610 «О лекарственном обеспечении граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета», ГУЗ «Поликлиника №2» была сформирована заявка для Шагуновой Н.А. на обеспечение лекарственным    препаратом     Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин»), годовая потребность 32 картриджа, которая, в свою очередь, была представлена в комитет здравоохранение <адрес>, что подтверждается информационным письмом и.о. главного врача ГУЗ «Поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ и регистром из системы регистрации льготников на 2021 год.

Вместе с тем, из сообщения комитета здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по информации, полученной из ГУ – ОПФРФ по <адрес>, на 2020 год Шагунова Н.А. в заявку не была включена, поскольку последней оформлен отказ от набора социальных услуг, в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, в связи с чем, оформлена денежная компенсация.

Как пояснила в процессе рассмотрения указанного дела представитель ответчика комитет здравоохранения Волгоградской области Рамазанова И.А., комитет здравоохранения не регулирует порядок выписки рецептов, а занимается только обеспечением уже выписанных рецептов. Истцу рецепт был выписан ДД.ММ.ГГГГ, обеспечен был с просрочкой, поскольку были перебои с закупочными мероприятиями. На момент обращения истца не было возможности обеспечить ее лекарственными препаратами, поскольку истец отказалась от набора социальных услуг. Полагает, что бездействий со стороны комитета не имеется, на данный момент истец обеспечен лекарственным препаратом до декабря 2020 года. В список на 2020 год истец не вошла, поскольку на момент составления данного списка в 2019 году, указанный препарат не относился к категории бесплатных. В дополнительную заявку истец так же не вошла, по причине того, что имеется заявление об отказе от набора социальных услуг. Для возобновления получения бесплатной лекарственной помощью комитетом было рекомендовано обратиться в отделение ГУ – ОПФРФ по <адрес> по месту жительства с заявлением о возврате пакета социальных услуг. Вместе с тем, дополнительно сообщила, что ФИО2 выписаны рецепты на лекарственный препарат Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>4, предъявлен в аптеку ДД.ММ.ГГГГ, обеспечена препаратом истец ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>1, предъявлен в аптеку ДД.ММ.ГГГГ, обеспечена истец ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение указанного была представлена карточка лекарственного обеспечения пациента.

Разрешая исковые требования и соглашаясь с доводами истца о возложении на ответчика комитет здравоохранения <адрес> обязанность по организации постоянного обеспечения лекарственным препаратом Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») Шагунову Н.А. в соответствии с медицинскими показаниями, суд принимает во внимание следующее.

Бесплатное лекарственное обеспечение граждан, имеющих инвалидность и сохранивших в 2020 году право на вышеуказанное обеспечение, производится в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2020 году утвержден приложением 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р (далее - перечень Распоряжения -р).

Так, постановлением Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. № 290-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и Закона Волгоградской области от 12 мая 2009 г. № 1885-ОД «О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области» в их взаимосвязи.

В силу ст.2 Федерального закона орт 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов организма.

Частью 2 названной статьи установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно. Пунктом 4 данного Постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

На основании пункта 1, пункта 5 статьи 37 указанного Закона, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 указанного Закона, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152.

Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.

В соответствии с п. 2.1.17 Положения, комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.39 - 2.1.40 - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета, и осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области в установленной сфере деятельности.

Исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов, суд полагает необоснованным отказ Комитета здравоохранения Волгоградской области в обеспечении лекарственным препаратом Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин»), поскольку лекарственный препарат отнесен к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, и входит в перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2020 году, утвержденный приложением 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО2 нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванного лекарственного препарата, имеет право на бесплатное обеспечение данным препаратом за счет средств бюджета <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на комитет необходимо возложить обязанность организовать постоянное обеспечение Шагуновой Н.А. лекарственным препаратом Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения.

При этом, заявленные по делу доводы и возражения со стороны ответчика комитет здравоохранения <адрес>, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку имеют своей целью фактическое уклонение от исполнения возложенных на ответчика государством задач и функций.

Вместе с тем, в связи с отказом в обеспечении истца лекарственным препаратом, истец была вынуждена приобрести его за собственные денежные средства, в подтверждение суду были представлены товарный чек товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ из аптек ГУП «Волгофарм» о приобретении лекарственного препарата Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») на общую сумму 17 966 рублей 24 копейки (л.д.81,83,85).

Нуждаемость Шагуновой Н.А. в применении показанного ей лекарственного препарата по жизненным показаниям не опровергалась иными участниками процесса.

Между тем, как указывалось ранее, Шагунова Н.А. по выписанному рецепту на лекарственный препарат Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») №<адрес>4, предъявленному в аптеку ДД.ММ.ГГГГ, была обеспечена указанным препаратом ДД.ММ.ГГГГ, что полностью удовлетворяет потребность больного в данном лекарственном препарате.

Таким образом, принимая во внимание, что Шагунова Н.А. не была обеспечена лекарственным препаратом для продолжения необходимого курса лечения и ею в целях сохранения жизни затрачено на приобретение лекарственного средства Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») в размере 13 560 рублей 09 копеек (4 595 рублей 87 копеек + 4 582 рубля 80 копеек + 4 436 рублей 10 копеек), который входит в перечень жизненно важных лекарств, отпускаемых нуждающимся гражданам по льготным рецептам, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, суд приходит к выводу о том, что с комитета здравоохранения <адрес> в пользу ФИО2 подлежит взысканию сумма в размере 13 560 рублей 09 копеек, при этом в удовлетворении требовании о взыскании остальной суммы в размере 4 351 рублей 47 копеек, потраченной на приобретение лекарственного препарата ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым отказать, так как рецепт был выписан ДД.ММ.ГГГГ с отсрочкой исполнения до 10 дней, то есть в пределах установленного законом срока.

Между тем, требования истца Шагуновой Н.А. к комитет здравоохранения <адрес> и ГУЗ «Поликлиника » о возложении обязанности включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом являются необоснованными, поскольку как указывалось ранее, ДД.ММ.ГГГГ был принят <адрес> от -ОД, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. В соответствии с Приложением данной Территориальной программы, препарат Инсулин гларгин+ликсисенатин был включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Поскольку данный Закон - ОД вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ, Шагунова Н.А. включена на указанный препарат в дополнительную заявку по региональной льготе на 2020 год, что подтверждено документально, и сторонами по делу не оспаривалось.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Шагуновой Н.А. к ГУЗ «Поликлиника » о возложении обязанности включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом, обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственный препарат, предоставляемый бесплатно, суд полагает необходимым, отказать, так же как и в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ГУЗ «Поликлиника » обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственный препарат, предоставляемый бесплатно, поскольку в настоящее время нарушений порядка и сроков выдачи рецептов на бесплатный лекарственный препарат, судом не установлено.

Далее, рассматривая исковые требования Шагуновой Н.А. о взыскании с комитета здравоохранения <адрес> и ГУЗ «Поликлиника » компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, суд учитывает, что согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Понятие морального вреда раскрывается пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в соответствии с которым под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно пункту 3 Постановления, в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Согласно п. 8 и 9 Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п учреждения здравоохранения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях гражданам за счет средств бюджета <адрес> (далее именуются - учреждения здравоохранения), формируют для обеспечения граждан заявки на необходимые лекарственные препараты (далее именуются - заявки), которые утверждаются руководителями учреждений здравоохранения и представляются в комитет здравоохранения <адрес> (далее именуется - Комитет). Комитет на основании заявок учреждений здравоохранения формирует сводную заявку на необходимые лекарственные препараты.

Таким образом, получение необходимого лекарственного препарата для больного носит заявительный характер лечебного учреждения здравоохранения.

Как следует из ответа ГУЗ «Поликлиника » для обеспечения истца необходимым лекарственным препаратом была сделана заявка в Системе регистрации льготников по обеспечению препаратом Инсулин гларгин+ликсисенатин на 2021 год в количестве годовой потребности 32 картриджа, которая, в свою очередь, была представлена в комитет здравоохранение <адрес>.

Кроме того, как следует из ответа комитета здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик в адрес истца сообщал, что по вопросу льготного лекарственного обеспечения рекомендовано обратиться к заведующему терапевтическим отделением ГУЗ «Поликлиника », при этом указано ответственное лицо за льготное лекарственное обеспечение больного (л.д.20).

Таким образом, каких-либо оснований для взыскания компенсации морального вреда обусловленных причинением Шагуновой Н.А. физических и нравственных страданий вследствие не предоставления ей необходимого для жизни лекарственного препарата, судом не установлено.

С учетом изложенного, судом не усматривается оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей за счет комитета здравоохранения <адрес> и ГУЗ «Поликлиника », а потому суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Шагуновой Н.А. к комитету здравоохранения <адрес> и ГУЗ «Поликлиника » о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение суда в части обеспечения Шагуновой Н.А. показанным лекарственным препаратом на основании ст. 212 ГПК РФ подлежит обращению к немедленному исполнению в связи с наличием высокой степени риска наступления тяжких последствий для жизни истца вследствие промедления применения соответствующего лекарственного препарата.

В силу п. 2. ч. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.

Как выше указывалось, истец Шагунова Н.А. является инвалидом II группы по общему заболеванию, соответственно оплаченная ею государственная пошлина в сумме 540 рублей (400 рублей по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ + 140 рублей по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ) подлежит возврату в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Шагуновой Натальи Анатольевны к комитету здравоохранения Волгоградской области и ГУЗ «Поликлиника № 2» о взыскании компенсации морального вреда, денежных средств и о возложении обязанности обеспечить медицинским препаратом, включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом, обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственный препарат, предоставляемый бесплатно, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на комитет здравоохранения Волгоградской области организовать постоянное обеспечение Соликва СолоСтар (100 ЕД/мл + 50 мгк/мл «Инсулин гларгин-ликсисенатин») Шагунову Наталью Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения.

Взыскать с комитета здравоохранения <адрес> в пользу Шагуновой Натальи Анатольевны в счет возмещения затрат на приобретение лекарственного препарата, предоставляемого бесплатно в размере 13 560 рублей 09 копеек.

В остальной части иска Шагуновой Натальи Анатольевны к комитету здравоохранения Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, денежных средств и о возложении обязанности включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом, отказать.

В удовлетворении иска Шагуновой Натальи Анатольевны к ГУЗ «Поликлиника № 2» о взыскании компенсации морального вреда и о возложении обязанности включить в списки Территориальной программы по обеспечению потребностей на бесплатное льготное обеспечение лекарственным препаратом, обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственный препарат, предоставляемый бесплатно, отказать.

Возвратить Шагуновой Наталье Анатольевне уплаченную государственную пошлину при подаче искового заявления в размере 540 рублей.

Решение в части обеспечения Шагуновой Натальи Анатольевны лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение одного месяца.

Председательствующий Юдкина Е.И.

Мотивированное решение суда составлено 30 декабря 2020 года.

Судья Юдкина Е.И.

2-1724/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шагунова Наталья Анатольевна
Ответчики
ГУЗ "Поликлиника № 2"
Комитет здравоохранения Волгоградской области
Другие
Центр ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области.
ТО Росздравнадзора Волгоградской области
Комитет финансов по Волгоградской области
Отделение ПФР по Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Рыков Дмитрий Юрьевич
Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2020Подготовка дела (собеседование)
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
10.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее