ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Саранск 10 июня 2022 года
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Бурлаков И.И.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, в отношении в отношении Трушина Александра Валерьевича, <данные изъяты>
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении № 0008344 от 20 мая 2022 года, 20 мая 2022 года в 07 час. 40 мин. Трушин А.В. нарушил Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Мордовия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, утвержденные пунктом 3 Указа Главы Республики Мордовия от 27 марта 2020 года №78-УГ (в редакции от 11 марта 2022 года), статьями 6, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 (COVID-19), а именно находился в общественном месте – в салоне общественного транспорта, следующего по маршруту № 13, на остановке общественного транспорта «Серадзская» около д. 36 по пр-ту 50 лет Октября г. Саранска без средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинская маска/респиратор), то есть совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации.
На рассмотрение дела Трушин А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание принцип добросовестного поведения участников производства по делу, суд в силу части 2 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пункта 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В развитие вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации Указом Главы Республики Мордовия от 27 марта 2020 года № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Мордовия введен режим повышенной готовности.
Данным Указом приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), учреждены Правила поведения граждан с возложением на граждан, в том числе, обязанности использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские либо иные аналогичные им по защитным свойствам маски или респираторы):
в местах массового пребывания людей, на остановках общественного транспорта, на парковках и в лифтах;
при посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не приостановлена;
при посещении зданий (строений, сооружений) автовокзалов, железнодорожных вокзалов и аэропорта (подпункт 7 пункта 3 Указа).
Указом Главы Республики Мордовия от 02 июня 2022 года № 172-УГ «О внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. №78-УГ» на период эпидемиологического благополучия в Республике Мордовия приостановлено действие подпунктов 6 и 7 части первой пункта 3, абзаца четвертого подпункта 1 и абзаца третьего подпункта 2 пункта 17 Указа Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», устанавливавших обязанность граждан в объектах торговли, общественном транспорте и легковом такси, местах массового пребывания людей, на остановках общественного транспорта, парковках и в лифтах, при посещении органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, зданий (строений, сооружений) автовокзалов, железнодорожных вокзалов и аэропорта использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские либо иные аналогичные им по защитным свойствам маски или респираторы).
Данный Указ вступает в силу со дня его подписания, то есть с 02 июня 2022 года.
Согласно статье 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Судом установлено, что в настоящее время, действие Указа Главы Республики Мордовия от 27 марта 2020 года № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», устанавливающего требования, за неисполнение которых в отношении Трушина А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, приостановлено и в этой части не применяется.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Исходя из совокупности указанных норм, смягчение положений закона, за нарушение которого в отношении Трушина А.В. был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, влечет прекращение производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.1-29.13 КоАП Российской Федерации, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Трушина Александра Валерьевича, <данные изъяты> по части 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, прекратить.
На постановление судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья И.И. Бурлаков