Гражданское дело № 2-1465\2024
...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2024 года Краснодарский край, г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бахмутова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильященко А.П.,
с участием сторон:
представителя истца - некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» по доверенности Корниенко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края гражданское дело по иску некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Басковой Алевтине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
30.07.2024 Некоммерческая унитарная организация «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее истец, фонд) обратилась в Апшеронский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Басковой А.А. о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В обоснование иска указано, что Баскова А.А. является собственником квартиры №, по <адрес> (далее МКД).
Данный многоквартирный дом был включен в региональную программу капитального ремонта, в связи с чем, у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность вносить взносы на капитальный ремонт, однако ответчик свои обязанности не исполняет, в связи с чем, образовалась задолженность.
В исковом заявлении Фонд просит суд взыскать с Басковой А.А. в свою пользу задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.05.2016 по 31.03.2024 в размере 39 502 рубля 85 копеек, пени за период с 01.05.2016 по 31.03.2024 в размере 12 210 рублей 08 копеек, а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 1751 рубль.
Представитель Фонда Корниенко Н.Н., на удовлетворении требований настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Баскова А.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть исковое заявление в ее отсутствие, в удовлетворении иска Фонда отказать за необоснованностью, указав при этом, что правоотношения, связанные с первично изданным постановлением администрации <адрес> городского поселения № от 18.05.2016 о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, которое на основании решения <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным. Указанные доводы и обстоятельства, имевшие место до принятия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, уже были предметом рассмотрения судов первой, второй и кассационной инстанции и не подлежат проверке вновь. Фактически ответчик оспаривает дату начала внесения взносов на капитальный ремонт, считая, что данная обязанность могла возникнуть только с 01.06.2016, а также считает вновь принятое постановление администрации <адрес> городского поселения № от 21.06.2023 о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора незаконным. Исходя из этого, поскольку у регионального оператора отсутствует право начислять взносы на капитальный ремонт с 01.05.2016, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена судом на официальном сайте Апшеронского районного суда (http:// apsheronsk.krd.sudrf.ru) (раздел - судебное делопроизводство), что свидетельствует из копии страниц официального сайта суда, подтверждающие размещение судом указанных сведений, представленных в материалах дела.
В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или признает причины их неявки неуважительными.
Суд находит неявку ответчика Басковой А.А. в судебное заседание неуважительной, поскольку она была извещена о месте и времени судебного заседания по месту жительства надлежащим образом.
На основании протокольного определения от 20.11.2024 судом, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке сторон.
Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу пп. 2 п. 1, а также п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При этом гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе присуждения к исполнению обязанности, возмещения убытков, взыскании неустойки, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений п.11 ч.1 ст.4, п.п.1, 2, 6 ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности могут возникать из договоров, из актов государственных органов, а также вследствие действий участников жилищных отношений. Отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственником в многоквартирном доме.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Баскова А.А. является собственником квартиры №, в <адрес> и зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается: выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, адресной справкой ОМВД России по <адрес> от 08.08.2024.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ ).
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, направленные на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации, которыми в частности: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливаются порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок внесения изменений в такую программу, в том числе на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к такой программе.
Законом Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края (с изменениями на 11 марта 2024 года), были установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края.
Статьей 2 указанного Закона, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов отнесены права: создания специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов; утверждения региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов; утверждения порядка актуализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2013 № 767-р, создана некоммерческая организация «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», а Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 № 1638, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы.
На основании п. 1 ст. 22 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ, региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов подлежит актуализации не реже одного раза в год.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 № 1295, в ходе актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, многоквартирный жилой дом №, по <адрес>, был включен в перечень многоквартирных домов под номером 9741, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с утвержденной ранее региональной программой.
Исходя из положений ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 этого кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частями 3, 7 статьи 170 названного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке, и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома осуществляется на счете регионального оператора.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт региональному оператору в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
В силу положений ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2.1 ст. 6 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ (в редакции от 25.06.2015, действовавшей на момент актуализации программы капитального ремонта), в случае включения в региональную программу при ее актуализации новых многоквартирных домов обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в таких многоквартирных домах по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включены такие многоквартирные дома.
Поскольку Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 № 1295, было официального опубликовано в декабре 2015 года на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, а также на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, то у собственников помещений в многоквартирном доме №, по <адрес>, возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с 01.05.2016.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии оснований для выплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД с 01.05.2016 противоречат требованиям закона, в связи с чем, являются несостоятельными и уже были предметом рассмотрения судами первой, второй и кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (ч. 3)
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение (ч. 5).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 5.1)
Не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (ч. 6).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7).
Из разъяснений, изложенных в п. 7.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П, следует, что по смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома. В частности, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.
Следовательно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).
Вместе с тем в силу ч. 6 ст. 170 ЖК РФ именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта – притом, что оно должно быть проведено, не позднее, чем за месяц до окончания, установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения.
Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Таким образом, положение ч. 7 ст. 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
Как следует из материалов дела, ранее решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии, и определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2023, в удовлетворении исковых требований Фонда к собственникам помещений многоквартирного дома по <адрес>, о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества было отказано, поскольку органом местного самоуправления не принято надлежащее решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а собственники помещений в данном многоквартирном доме не принимали решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> городского поселения <адрес> (далее - администрация) в рамках компетенции органа местного самоуправления принято постановление № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес>, на счете регионального оператора» которое, как следует из письма заместителя главы поселения ААА, в установленном законом порядке, не оспаривалось и не отменялось.
При этом, как следует из письменных возражений ответчика, по инициативе представителя администрации было проведено общее собрание собственников помещений в МКД, по результатам которого на основании 100% голосов «За» принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора: НКО «Фонд капитального ремонта МКД».
Поскольку постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № не оспорено в установленном законом порядке, а проверка законности его принятия в рамках данного дела в компетенцию суда не входит, суд считает подтвержденным право регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта МКД» требовать исполнения обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД с собственников помещений в нем, в т.ч. с ответчика Басковой А.А.
В соответствии с ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
На основании ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Из положений ст. 210, 249 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ст. 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 14.05.2024 отменен судебный приказ № от 23.04.2024, выданный Фонду, в связи с поступившими на него возражениями ответчика, относительно его исполнения.
С исковым заявлением в суд Фонд обратился 24.07.2024, что следует из даты почтового штемпеля на конверте, в котором исковое заявление поступило в суд.
Согласно представленному расчету за период с 01.05.2016 по 31.03.2024 у Басковой А.А. образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества МКД в размере 39 502 рубля 85 копеек, пени за период с 01.05.2016 по 31.03.2024, расчет которых произведен с учетом моратория на их начисление в размере 12 210 рублей 08 копеек.
Цена иска, заявленная Фондом к взысканию в порядке, установленном ст. 56 ГПК РФ ответчиком надлежащим образом не оспорена, соответствует требованиям закона и подлежит взысканию с ответчика в полном объеме, т.к. ответчиком по делу не представлено документов, свидетельствующих об оплате взносов на капитальный ремонт за указанные в исковом заявлении периоды, на несоразмерность пеней, ответчик в возражениях на иск применить положения ст. 333 ГК РФ не просил.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что при подаче искового заявления Фондом уплачена государственная пошлина в размере 1751 руб., что подтверждается платежными поручениями от 12.04.2024 №, от 11.07.2024 №.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ, уплаченная истцом государственная пошлина, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Басковой Алевтине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома удовлетворить.
Взыскать с Басковой Алевтины Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, ... в пользу некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН №) задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома за период с 01.05.2016 по 31.03.2024 в размере 39 502 рубля 85 копеек, пени за период с 01.05.2016 по 31.03.2024 в размере 12 210 рублей 08 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1751 рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2024.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.11.2024.
Судья А.В. Бахмутов