УИД 34RS0032-01-2022-000224-81 Административное дело № 2а-235 /2022
Судья Коновалова С.А. Дело № 33а-9866/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 25 августа 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Поликарпова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Волгоградской области к Метрищеву Р,Н, о взыскании недоимки, пени
по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2022 г., которым в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №8 по Волгоградской области отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России №8 по Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что Метрищев Р.Н. является плательщиком налога на имущество, земельного, транспортного налогов. Кроме того, с 10 марта 2010 г. Метрищев Р.Н. поставлен на учет в Межрайонную ИФНС России № 8 по Волгоградской области в качестве адвоката и является плательщиком налога на доходы физических лиц, а также страховых взносов. Метрищеву Р.Н. направились налоговые уведомления, а в последующем и требования об уплате недоимки пени. До настоящего времени задолженность по недоимке, пени в полном объеме не оплачена. 29 ноября 2021 г. определением мирового судьи судебного участка № № <...> Волгоградской области судебный приказ от 26.11.2021 № № <...> отменен.
Просила взыскать с Метрищева Р.Н.:
- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 570 рублей 95 копеек
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 171 рубль 61 копейка;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 754 рублей 38 копеек;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 75 рублей, пени в размере 10 рублей 93 копейки;
- транспортный налог с физических лиц в размере 3443 рубля 25 копейки, пени в размере 481 рубль 66 копеек;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 186 рублей, пени в размере 31 рубль 72 копеек, а всего на общую сумму 19196 рублей 39 копеек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Межрайонная ИФНС России №8 по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
В письменных возражениях административный ответчик Метрищев Р.Н. указывает на законность принятого судом решения. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В силу требований пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании пункта 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Статья 357 НК РФ устанавливает, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 указанной статьи сумма транспортного налога, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно Закону Волгоградской области «О транспортном налоге» от 11 ноября 2002 г. № 750-ОД определяются налоговые ставки в пределах, установленных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты транспортного налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с частью 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1 статья 401 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Н РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьями 430, 432 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 НК РФ определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 432 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
По смыслу пунктов 1, 3, 4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения с требованиями о взыскании с Метрищева Р.Н. пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога, отсутствии недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц.
Судебная коллегия считает такой вывод правильным, основанным на нормах материального права.
Как следует из материалов административного дела, Метрищев Р.Н. состоит на учете в налоговом органе в качестве адвоката, в связи с чем является плательщиком налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Кроме того, Метрищев Р.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.
Согласно решениям Октябрьского районного суда Волгоградской области по делам № № <...> и № № <...> задолженности по налогу на доходы за 2016 и 2017 годы ответчик Метрищев Р.Н. не имеет.
Налог на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 23 645 рублей Метрищевым Р.Н. оплачен 18 сентября 2021 г., одновременно оплачена сумма пени в размере 343 рубля 36 копеек.
Согласно требованиям № 35042, № 425 Метрищеву Р.Н. начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в размере 18 рублей 97 копеек, 16 рублей 71 копейка соответственно; за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС в размере 96 рублей 72 копейки, 64 рубля 36 копеек соответственно.
Срок исполнения требований № 35042 установлен до 22 декабря 2020 г., №425 - 1 марта 2021 г.
Представленные в материалы дела чеки – ордера свидетельствуют о том, что страховые взносы на ОМС и ОПС за 2018 год уплачены Метрищевым Р.Н. 25 января 2019 г.; за 2020 год - 8 февраля 2021 г. с оплатой пени по взносам на ОМС в сумме 16 рублей 71 копейка и пени по взносам на ОПС в сумме 64 рубля 36 копеек.
Кроме того, судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, срок исполнения требований № 35427, 1993, которыми установлена недоимка и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога установлен до 16 декабря 2020 г., 2 апреля 2021 г. соответственно.
Требования о наличии заложенности в части взыскания транспортного налога в сумме 3443 рубля 25 копеек, земельного налога в сумме 186 рублей и налога на имущество в сумме 75 рублей полностью дублируют требования, заявленные налоговым органом по административному делу № № <...>
Из решения Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу № № <...> следует, что задолженность по указанным налогам была взыскана судом. Вместе с тем, апелляционным определением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении требований было отказано.
Административным ответчиком в суд первой инстанции предоставлены чеки-ордера, подтверждающие уплату транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц по налоговым уведомлениям №35364902 от 20 августа 2019 г., №3614827 от 3 августа 2020 г.
26 ноября 2021 г. исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № № <...> Волгоградской области мировым судьей судебного участка № № <...> Волгоградской области вынесен судебный приказ № № <...> о взыскании с Метрищева Р.Н. задолженности по недоимки, пени, являющейся предметом рассмотрения настоящего спора.
29 ноября 2021 г. указанный судебный приказ отменен на основании возражения ответчика относительно исполнения судебного приказа.
4 мая 2022 г. Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27 марта 2018 г. N 611-О, от 17 июля 2018 г. N 1695-О).
Исходя из приведенных положений закона, принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.
При этом пропущенный по уважительной причине процессуальный срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных положений закона и представленные доказательства свидетельствуют о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании пени по страховым вносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, недоимки по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, пени.
Кроме того, представленные доказательства свидетельствуют об отсутствии у административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени.
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом срок для обращения в суд не пропущен, поскольку общая сумма выставленных требований превысила 10000 рублей лишь с выставлением требования от 26 июля 2021 г. № 19172, несостоятелен, поскольку пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ, в соответствии с которым указанная в статье 48 Кодекса сумма составляет 10 000 рублей, вступил в силу 23 декабря 2020 г. и на спорные правоотношения не распространяется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Волгоградской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи