Судья Малкова К.Ю. дело №66а-3333/2021
(номер дела в суде первой инстанции
3а-228/2021)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 10 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.,
судей Савинова К.А., Рогожиной Е.В.,
при секретаре Кощеевой Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Игнатьевой Н.Н. о признании недействующим со дня принятия пункта 8 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующего детей, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года №26, по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А., объяснения представителя Правительства Удмуртской Республики ФИО12 возражения представителя административного истца адвоката ФИО13 заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО14 полагавшей решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года № 26 утверждено Положение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующих детей (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8 Положения при определении права заявителя на ежемесячную денежную выплату учитываются рожденные женщиной, родившей третьего ребенка, дети в возрасте до 18 лет, а также дети, достигшие возраста 18 лет, если они обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
ФИО2, мать троих детей (сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Положения, исключающего возможность получения ЕДВ при рождении третьего ребенка семьями, в которых ранее рожденные дети достигли возраста 18 лет либо в случае их обучения в образовательных организациях по очной форме обучения 23 лет, сославшись в подтверждение нарушения своих прав на ответы Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики о прекращении права на ЕДВ в связи с достижением старшим сыном Игнатьевым А.В., обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, возраста 23 лет. По мнению административного истца, оспариваемая норма противоречит и ущемляет права и законные интересы ее и детей на получение социальной поддержки.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительством Удмуртской Республики поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия по административным делам считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания пункта 8 Положения недействующим установлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что целью установления ежемесячной выплаты является материальная поддержка нуждающихся семей при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей независимо от возраста ранее рожденных детей, пришел к выводу об удовлетворении административного иска и признал недействующим со дня принятия пункт 8 Положения в той мере, в которой он предусматривает предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующего детей только в том случае, если рожденные ранее дети являются несовершеннолетними (дети в возрасте до 18 лет), а также достигшими возраста 18 лет, если они обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации политика России как правового социального государства, на котором лежит ответственность перед нынешним и будущими поколениями и которое стремится обеспечить благополучие и процветание страны, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Относящийся к основам конституционного строя принцип социального государства обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану здоровья людей, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать гарантии социальной защиты (преамбула; статья 1, часть 1; статья 7).
Конституция Российской Федерации предусматривает защиту семьи, материнства, отцовства и детства, относя осуществление соответствующего правового регулирования к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж".1 части 1), и закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание составляют равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
В силу того что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, государство создает условия, способствующие их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию, обеспечивает приоритет семейного воспитания, а также гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1; статья 67.1, часть 4, Конституции Российской Федерации).
В целях реализации демографической политики Российской Федерации принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606), в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 данного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Указ Главы Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 года № 368 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2017 года третьего и последующих детей», как видно из его преамбулы, принят во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации № 606.
Пунктом 2 названного Указа постановлено:
Установить нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2017 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет ежемесячную денежную выплату в размере величины прожиточного минимума для детей в Удмуртской Республике.
Нуждающимися в поддержке признаются семьи, в которых размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Удмуртской Республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Правительству Удмуртской Республики дано указание в месячный срок разработать и утвердить положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 1 настоящего Указа.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года № 26, в соответствии с пунктом 8 которого при определении права заявителя на ежемесячную денежную выплату учитываются рожденные женщиной, родившей третьего ребенка, дети в возрасте до 18 лет, а также дети, достигшие возраста 18 лет, если они обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Вместе с тем, из содержания пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 и пункта 2 Указа Главы Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 года № 368 следует, что на установленную меру социальной поддержки имеет право семья, в которой после 31 декабря 2012 года родился (усыновлен) третий либо последующий ребенок. Видом такой социальной поддержки является ежемесячная денежная выплата, размер которой ограничен величиной прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации, и условием получения такой выплаты являются рождение (усыновление) после 31 декабря 2012 года третьего и последующего ребенка, а также нуждаемость семьи в социальной поддержке, определяемая в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Такая выплата назначается в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка (или последующих детей) до достижения им возраста трех лет.
Целью установления ежемесячной денежной выплаты является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей, проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией и включенных в перечень субъектов Российской Федерации, где величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей независимо от возраста ранее рожденных детей в такой семье, то есть право семьи на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимость от возраста детей, рожденных до указанной даты.
Иных условий для предоставления ежемесячной денежной выплаты Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 и Указ Главы Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 года № 368 не содержат.
Таким образом, иное толкование и применение приведенных Указов повлечет предоставление предусмотренной им ежемесячной денежной выплаты только многодетным семьям, в отношении которых имеется самостоятельное правовое регулирования, направленное на социальную поддержку таких семей.
Принимая во внимание, что пункт 8 Положения в сравнении с правовым регулированием, установленным приведенными Указами ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, вывод суда о его несоответствии имеющим большую силу нормативным правовым актам является верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что совершеннолетние дети при определении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных правовых норм, которыми возникновение такого права не ставится в зависимость от возраста детей в семье, рожденных (усыновленных) до 31 декабря 2012 года.
Вопреки доводам административного ответчика суд обоснованно признал недействующим пункт 8 Положения со дня его принятия.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой оспариваемая часть нормативного акта является недействующей, суд первой инстанции исходил из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", где указано, что оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Учитывая, что пункт 8 Положения применен в отношении административного истца и ей было отказано в предоставлении права на ЕДВ, судебная коллегия полагает правильным признание указанного пункта Положения не действующим с даты принятия. В противном случае не будут достигнуты цели судебной защиты и восстановления нарушенных прав административного истца при обоснованности заявленного им административного иска, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда не имеется, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи