Решение по делу № 2-469/2018 от 07.11.2017

Дело № 2-469/18                                                                       11 сентября 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:

        председательствующего судьи Тонконог Е.Б.,

    при секретаре                     Луговской Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Санкт- Петербургского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» и администрации Петродворцового района СПб об обязании произвести определенные действия,

у с т а н о в и л:

Санкт-Петербургский транспортный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ответчикам об обязании Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – совместно с администрацией Петродворцового района обеспечить производственный контроль и разработать инженерные и проектные решения с целью снижения вредного воздействия на среду обитания жителей садоводства «Озерковое», провести мероприятия по снижению уровня шума в районе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с установленными требованиями СН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и разработанными проектными решениями.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что по обращению депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ковалева А.А. в связи с заявлением Жаворонковой М.В. о неблагоприятном акустическом воздействии железнодорожного транспорта на жителей некоммерческого товарищества «Садоводство «Озерковое» проведена проверка совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге» о возможных нарушениях при движении железнодорожного транспорта. В ходе проверки проведены инструментальные измерения уровней шума и вибрации на территории жилой застройки по адресу: <адрес>. Согласно экспертным заключениям уровень шума не соответствуют вышеуказанным нормам.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.

Представители ОАО «РЖД» по доверенности Гречанников В.Е. и Гаркуша Н.Н. в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменном виде.

Представитель администрации Петродворцового района СПб Трофимова А.В. исковые требования не признала, полагала, что в полномочия районной администрации не входят действия, которые требует провести истец.

Третьи лица НТ "Озерковое", Управление Роспотребназдора по СПб, Русанов С.В. не явились, извещены.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и оценив собранные доказательства, суд находит иск не подлежащим в связи со следующим.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно- эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Согласно ст.2 Закона № 52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения в том числе юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст.8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушения юридическими лицами санитарного законодательства. Положениями ст.11 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ч.1 ст.23 Закона № 52-ФЗ жилые помещения, в том числе по уровням шума, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания, независимо от его срока.

В силу ст.24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч.1, ч.2 ст.27 Закона условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. В силу ч.3 ст.39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным, в том числе для юридических лиц.

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологичские требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64, установлены предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки.

Так, в приложении 3 к названным правилам предусмотрено, что эквивалентный уровень шума в жилых комнатах квартир не должен превышать: в дневное время – 40 дБА, в ночное время – 30 дБА: максимальный уровень звука установлен: в дневное время – 55 дБ, в ночное время – 45 дБ.

Вместе с тем, в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> при прохождении железнодорожного транспорта в дневное время выявлены превышения предельно допустимых значений по эквивалентным уровням звука на 22 дБА, по максимальным – на 16 дБ. В ночное время по эквивалентным уровням – на 15 дБА, по максимальным – на 18 дБ.

Кроме того, в соответствии с экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге» от ДД.ММ.ГГГГ установленные СанПиН 2.1.2801-10, СН 2.2.4/2.1.8.562-9 по адресу: <адрес> допустимые эквивалентные и максимальные уровни звука при движении автотранспорта по прилегающим улицам, при пролетах самолетов на посадку в аэропорт Пулково и при движении железнодорожного транспорта (прохождении пассажирского электропоезда) в ночное время превышают по эквивалентному уровню звука на 19 дБА, по максимальному уровню звука на 20 дБ.

В соответствии с п.3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ОАО «РЖД» обязано предусмотреть мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон при осуществлении строительства или реконструкции промышленных объектов.

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно- экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. В силу пункта 3.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно- защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Системное и логическое толкование приведенных правил (пункты 1.2, 1.5, 2.6 и 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) позволяет сделать вывод о том, что обязанность по установлению предусмотренных пунктом 2.6 санитарных правил расстояний (санитарные разрывы) возникает исключительно при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств. Требование об исполнении данных правил должностными лицами уже эксплуатирующихся промышленных объектов отсутствует.

Вместе с тем, реконструкция или новое строительство на указанном участке железной дороги не проводились. Доказательств обратного истцом не представлено. Следовательно, у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность по проведению шумозащитных мероприятий по указанному адресу.

Согласно статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, а так же угрозу возникновения и распространения заболеваний).

По смыслу статей 2, 12-28, 37, 38 Федерального закона № 52-ФЗсанитарно-эпидемиологические требования устанавливаются в санитарных правилах, разрабатываемых в порядке осуществления государственного санитарно- эпидемиологического нормирования, для различных сфер среды обитания человека, в частности к жилым помещениям, к эксплуатации транспорта. В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В силу приведенных норм обязательными для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами являются санитарные правила и гигиенические нормативы, сфера действия которых распространяется на осуществляемую данными лицами деятельность.

Санитарные правила (в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

Как следует из пунктов 1.2, 1.4, 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные нормы и правила распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека.

Проведение мероприятий по снижению негативного воздействия на жилую застройку, равно как и проведение шумозащитных изысканий, должно быть возложено в данном случае на застройщиков домов, которые были построены без учета влияния деятельности железнодорожного транспорта, функционировавшего задолго до возведения домов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в решении от 1 октября 1993 г. № 81-р и неоднократно подтвержденной им впоследствии, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону – исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.

Конституционный Суд указал, что законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида; в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.

Таким образом, как специальные законы о защите окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так и санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не могут иметь обратной силы действия и распространяться на правоотношения, возникшие до их принятия, как нормативно-правовых актов регулирующих публичные отношения, субъектами которых выступают физические и юридические лица.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, застройщиками, управляющей компанией. В соответствии с пунктом 4.10.4.7 Правил при расположении жилых зданий вдоль железнодорожной магистрали следует устраивать шумозащитные экраны, насыпи, выемки, валы, стенки-барьеры или здания-экраны различного функционального назначения, размещаемые на прилегающей территории в сочетании с зелеными насаждениями. Согласно пункту 4.10.4.8. Правил выбор тех или иных средств защиты от шума, определение необходимости и целесообразности их применения следует производить на основе акустического расчета уровней звука на территории жилой застройки.

Осуществление шумозащитных мероприятий в районе дома <адрес> является обязанностью не ОАО «РЖД», а застройщика конкретного дома. Наличие шума на территории, не предназначенной для жилой застройки, не может служить основанием для возложения на лицо, не имеющее никакого отношения к строительству дома в зоне повышенного шума, какой-либо обязанности по снижению шума вблизи дома.

Также суд отмечает, что истец требует обязать ответчиков разработать инженерные и проектные решения с целью снижения вредного воздействия на среду обитания жителей садоводства «Озерковое». Вместе с тем, согласно протоколам измерений уровня шума от ДД.ММ.ГГГГ измерения уровней шума проводились только на селитебной территории у жилого дома по адресу: <адрес> внутри жилого помещения в указанном доме. Измерения уровней шума по другим адресам в садоводстве «Озерковое» отсутствуют. Вместе с тем садоводство «Озерковое» располагается на некоторой протяженности вдоль железной дороги. Жилые дома на территории садоводства находятся на различном расстоянии от железной дороги, отделены от нее различными видами ограждений.

Таким образом, невозможно достоверно установить тот факт, что на всю территорию садоводства «Озерковое» распространяется вредное воздействие от деятельности железной дороги. Следовательно, требования Санкт-Петербургского транспортного прокурора не обоснованы. Имеющиеся доказательства свидетельствуют о том, что уровень шума не соответствует нормам только возле дома <адрес> т.е. предполагается, что нарушены права определенного круга лиц – собственников и жителей указанного дома. Прокурором же заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, а не конкретных граждан.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ДД.ММ.ГГГГ-01» определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусмотрены обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований. Согласно пункту 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. Пунктом 2.6 СП 1.1.1058-01 предусмотрено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – не позднее трех месяцев со дня введения в действие данных Санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 2.8 СП 1.1.1058-01).

Проектная документация составляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию». Согласно данному Постановлению мероприятия по охране окружающей среды входят в проектную документацию отдельным разделом, куда в свою очередь и входят мероприятия по разработке программы производственного контроля.

Следовательно, программа производственного контроля неотделима от выполнения строительно-монтажных работ на объекте и разрабатывается при непосредственном выполнении работ, то есть, мероприятия, предусматривающие программу производственного контроля, отражаются в проектной документации на выполнение работ по строительству/реконструкции железной дороги. Кроме того, доказательств наличия на рассматриваемом участке зон санитарной охраны либо санитарно-защитных зон истцом не представлено.

Вместе с тем, как указывалось выше, ОАО «РЖД» не осуществляло работы по реконструкции железной дороги в районе жилого дома <адрес>.

Таким образом, у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность по совершению действий, к осуществлению которых просит понудить прокурор.

В соответствии с регламентом администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга утвержденным распоряжением администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 г. № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» районные администрации не наделены полномочиями по разработке инженерных и проектных решений с целью снижения вредного воздействия на среду обитания, проводить мероприятия по снижению уровня шума. Учитывая также то обстоятельство, что администрация Петродворцового района не является собственником или застройщиком указанного жилого дома, не выдавала разрешения на строительство и ввод дома в эксплуатацию, основания для удовлетворения исковых требований в отношении данного ответчика также отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Санкт-Петербургскому транспортному прокурору отказать в удовлетворении иска к ОАО «Российские железные дороги» и администрации Петродворцового района в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

                        Судья (подпись)

Решение принято в окончательной форме 17.09.2018

2-469/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Санкт-Петербургский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга
ОАО "Российские Железные Дороги" в лице филиала Октябрьской железной дороги
Другие
Русанов С. В.
Председатель С. ". ". С. И. А.
Некоммерческое товарищество "Садоводство "Озерковое"
Октябрьский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
Председатель СНТ "Садоводство "Озерковое" Самохина Ирина Александровна
Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу
Русанов Сергей Валерьевич
Суд
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Тонконог Екатерина Борисовна
Дело на странице суда
pdv.spb.sudrf.ru
07.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2017Передача материалов судье
13.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2018Подготовка дела (собеседование)
24.01.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.02.2018Предварительное судебное заседание
27.03.2018Предварительное судебное заседание
24.04.2018Предварительное судебное заседание
29.05.2018Предварительное судебное заседание
14.08.2018Предварительное судебное заседание
11.09.2018Судебное заседание
17.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2020Передача материалов судье
11.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2020Подготовка дела (собеседование)
11.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Дело оформлено
11.04.2020Дело передано в архив
11.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее