Судья Попов С.Б. Дело №33-11062/2022
№ 2-2471/2021 УИД 52RS0009-01-2021-004023-10
Мотивированное определение изготовлено 27 июля 2023 года.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 25 июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Карпова Д.В.
судей Беловой А.В., Сивохиной И.А.,
при секретаре Демирове А.И.,
с участием прокурора Белякова В.В., представителя истца ФИО14., представителя третьего лица ООО «Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии» - ФИО8, представителя ответчика ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Карпова Д.В.
дело по апелляционным жалобам К.А.В. и ООО «Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии», апелляционному представлению Арзамасского городского прокурора
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 декабря 2021 года
по иску К.А.В. к Государственному учреждению – Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области о взыскании компенсации за техническое средство реабилитации,
У С Т А Н О В И Л А:
К.А.В. обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с уполномоченного органа недоплаченную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – протезе бедра модульный с внешним источником энергии – в размере 1 283 333,33 руб.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 декабря 2021 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе К.А.В. поставлен вопрос об отмене решения суда.
В апелляционной жалобе лица, не привлеченного к участия в деле, ООО «Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии» также ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением процессуальных норм, поскольку Общество являлось изготовителем протеза, полученного истцом, решение суда может повлиять на его права и обязанности.
В апелляционном представлении Арзамасского городского прокурора ставится вопрос об отмене решения потому основанию, что суд, в нарушение статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, не привлек к участию в деле прокурора для дачи заключения по данному спору как вытекающему из правоотношений по возмещению вреда здоровью.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2022 года решение суда отменено, принято по делу новое решение об удовлетворении иска.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 29 ноября 2022 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Нижегородский областной суд.
В связи с реорганизацией Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика в порядке процессуального правопреемства на Государственное учреждение – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Доказательствами по делу подтверждается, что К.А.В. на основании справки МСЭ-009 [номер] от [дата] присвоена третья группа инвалидности (л.д.33 т.1).
Индивидуальной программой реабилитации инвалида [номер] от [дата], разработанной Бюро [номер] – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России, К.А.В. нуждается в технических средствах реабилитации: протез бедра для купания бессрочно, протез бедра модульный с внешним источником энергии с [дата] до [дата] (т.1 л.д.19-32, 79-91), исполнителем рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий указано ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
[дата] между обществом с ограниченной ответственностью "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии" (далее - ООО "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии") и К.А.В. заключен договор на изготовление технических средств реабилитации.
Согласно указанному договору ООО "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии" изготавливает техническое средство реабилитации - протез бедра модульный с внешним источником энергии, проводит протезирование К.А.В., К.А.В. принимает и оплачивает технические средства реабилитации на условиях настоящего договора (пункты 1.2 - 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость услуг, предоставляемых исполнителем заказчику по изготовлению технических средств реабилитации, составляет 4478030 рублей.
Согласно счету-фактуре стоимость протеза бедра модульного с внешним источником энергии составляет 4200000 рублей, протеза бедра для купания - 278030 рублей.
Исходя из акта сдачи-приемки, К.А.В. [дата] получил технические средства реабилитации по договору на изготовление технических средств реабилитации от [дата]
В соответствии с чеком-ордером от [дата] К.А.В. произвел оплату технических средств реабилитации на сумму 4478030 рублей.
[дата] К.А.В. обратился в уполномоченный орган с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.
[дата] ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ принято решение о выплате компенсации в размере 2916666 рублей 67 копеек за протез бедра модульный с внешним источником энергии и 278030 рублей за протез бедра для купания. Указанные выплаты произведены К.А.В. на основании приказа от [дата]
Предметом спора является разница между стоимостью приобретенного истцом (4200000 рублей) и оплаченного ответчиком (2916666 рублей 67 копеек) протеза бедра модульного с внешним источником энергии – в сумме 1 283 333 рублей 33 копейки.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных К.А.В. требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер компенсации за приобретенный истцом протез бедра модульный с внешним источником энергии определен на основании результатов последней по времени закупки технического средства реабилитации, на основании государственного контракта от [дата], заключенного между ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ООО "Технологии реабилитации".
Данные выводы суда являются верными, а доводы апелляционной жалобы истца не влекут отмену правильного по существу решения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного вышеназванной классификацией.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Таким образом, нормативными правовыми актами закреплено право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает однородность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченным органам по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, составленной [дата], К.А.В. рекомендованы, в том числе, протез бедра модульный с внешним источником энергии - 1 шт., протез бедра для купания - 1 шт. Дополнительные характеристики модульного протеза бедра в программе реабилитации не приведены.
В соответствии с Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N 86н (в редакции от 06.05.2019, действовавшей на момент составления ИПР, приобретения протеза и обращения в Фонд), раздел 8-07 "Протезы нижних конечностей" включает в себя позицию – 8-07-12 " Протез бедра модульный с внешним источником энергии ".
Согласно нормам действующего законодательства, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в п. п. 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, в данном случае с учетом заявленных исковых требований и возражений ответчика, суду следовало установить, в каком техническом средстве реабилитации нуждался К.А.В. в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации и соответствуют ли приобретенный им протез программе реабилитации, проведен ли сравнительный анализ технических характеристик приобретенного протеза и фактически оплаченного ответчиком, и какие имеются расхождения, а также установить последний контракт на однородный протез со схожими техническими характеристиками.
Из описания функциональных и технических характеристик технического задания государственного контракта от [дата] [номер] на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов протезами бедра модульными с внешним источником энергии в 2020 году следует: протез бедра модульный с внешним источником энергии (для пациентов с высоким уровнем двигательной активности). Приемная гильза индивидуального изготовления по слепку с культи пациента. Материал постоянной гильзы – литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. Крепление на пациенте при помощи силиконового чехла и замкового устройства. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весовым и нагрузочным параметрам пациента. Использование поворотного устройства. Электронный, одноосный, гидравлический, самообучающийся колленый модуль с управляемыми микропроцессором фазами опоры и переноса (управляемая микропроцессором вязкость магнитореологической жидкости в приводе коленного модуля), с функцией ручного замка, влагозащищенный, обеспечивающий безопасную физиологическую ходьбу по любой поверхности, с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента. Стопа для пациентов с высоким уровнем двигательной активности с расщепленной носочной частью с отведенным большим пальцем, с двойным С-образным карбоновым килем, которая позволяет комфортно, плавно, динамично передвигаться по наклонным поверхностям, пересеченной местности. Стопа подбирается индивидуально под весовые параметры пациента. Косметическая облицовка – специализированная модульная пыле-влагозащищенная.
Между тем К.А.В. приобретен протез бедра модульный с внешним источником энергии также предусмотренный пунктом 8.07-12 Классификации технических средств реабилитации (изделий) «Протез бедра модульный с микропроцессорным управлением», но с дополнительными функциями, а именно: с возможностью бега трусцой, с функцией езды на велосипеде и дополнительной пружиной (т.1, л.д.133, что не предусмотрено индивидуальной программой реабилитации истца.
Ввиду того, что индивидуальной программой реабилитации К.А.В. установлена нуждаемость в таком техническом средстве реабилитации, как протез бедра модульный с внешним источником энергии, то в силу пунктов 3, 4 и 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, ответчик правомерно выплатил истцу компенсацию за «Протез бедра модульный с внешним источником энергии», предусмотренный пунктом 8.07-12 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. № 86н.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правильно применив и истолковав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что самостоятельно приобретенный истцом протез модульный с внешним источником энергии и дополнительными функциями по своим техническим характеристикам, будучи по существу протезом бедра модульным, отличается наличием дополнительных функций от протеза, социально обоснованная необходимость в котором установлена в индивидуальной программе реабилитации, пришел к правильному выводу о том, что размер компенсации за самостоятельно приобретенный истцом К.А.В. протез модульный с внешним источником энергии не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается истец в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, составленной в установленном законом порядке.
Учитывая, что на дату обращения К.А.В. к ответчику с заявлением о выплате компенсации имел место завершенный исполнением Государственный контракт [номер] от [дата] (т.1, л.д.111-118), заключенный с ООО «Технологии реабилитации» (г. Нижний Новгород), где стоимость одной единицы протеза бедра модульного с внешним источником энергии указана в размере 2 916 666 рублей 67 копеек, что является завершением процедуры в соответствии с вышеназванным Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от [дата] [номер]н, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного истцом технического средства реабилитации и выплаченной ответчиком компенсации, определенной исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом [номер] от [дата].
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией принято в качестве нового доказательства заключение медико-технической экспертизы ГУ-Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от [дата], согласно которому техническое средство (изделие) протез бедра модульный с внешним источником энергии, самостоятельно приобретенный [дата] истцом в ООО «Волго-Вятский Центр Протезирования и Ортопедии» соответствует предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям).
В целях исполнения указаний суда кассационной инстанции судебной коллегией допрошена в качестве специалиста врач-эксперт ГБ МСЭ по Нижегородской области ФИО10, участвовавшая в медико-техничеcкой экспертизе, из пояснений которой следует, что и приобретенный истцом протез бедра модульный с внешним источником энергии, и оплаченный Фондом, исходя из Государственного контракта от [дата], протез бедра модульный с внешним источником энергии, соответствуют ИПРА, однако, первый имеет дополнительные функции.
Представленные в материалы дела заключение медико-технической комиссии N 14-091120 ООО "Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии", заключение медико-технической комиссии [номер] от [дата], проведенной ООО «Европейский Центр протезирования и ортопедии» не влияют на существо выводов суда первой инстанции, поскольку содержат лишь подробное описание приобретенного истцом протеза, указывая на его дополнительные функции и преимущества, однако не опровергает тот факт, что и приобретенный истцом протез бедра модульный с внешним источником энергии, и оплаченный Фондом, исходя из Государственного контракта от [дата], протез бедра модульный с внешним источником энергии, соответствуют ИПРА по наименованию средства реабилитации, тогда как иные, желаемые истцом, технические характеристики, присутствующие в приобретенном протезе являются дополнением к базовой модели, приобретенной уполномоченным органом по Государственному контракта [номер] от [дата].
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции судебная коллегия отказала представителю истца в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертиза на предмет определения соответствия приобретенного истцом протеза индивидуальной программе реабилитации, поскольку указанные обстоятельства устанавливаются в порядке, предусмотренном специальным законодательством.
Между тем из собранных по делу доказательств в их совокупности и взаимной связи с достоверностью следует, что наличие в приобретенном истцом протезе бедра модульный с дополнительных функций прямо не предусмотрено программой реабилитации, и, как следствие, размер компенсации за указанное техническое средство реабилитации не может превышать стоимость предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации.
Представленные истцом сведения о заключении ФСС государственных контрактов связанных с приобретением протеза бедра модульного с внешним источником энергии в другом субъекте Российской Федерации (Республика Башкортостан) на л.д.221-231 в т.1 также не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в техническом задании (л.д.226 т.1) содержит указание на технические характеристики, превышающие стандартное наполнение протеза бедра модульного с внешним источником энергии, соответствующего ИПРА К.А.В.
Помимо указанного, действующим и действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством в области социального страхования (п.4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации) прямо предусмотрено, что компенсация стоимости соответствующего технического средства реабилитации определяется по стоимости его приобретения в рамках реализованного государственного контракта уполномоченным органом, каковым являлось ГУ-Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, тогда как закупка, проведенная любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округ в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, в т.ч. Республики Башкортостан, имеет юридическое значение лишь в случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом заявления, чего по настоящему делу не имеется.
Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что лишь приобретенный истцом, но не оплаченный ответчиком протез бедра может обеспечит достижение целей ИПРА о 3-4 уровне двигательной активности, поскольку согласно п.10 Приказа Минтруда России от 28.12.2017 N 888н (в ░░░░░░░░ ░░ 06.05.2019, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░) "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░" ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ 8-07-05 ░░ 8-07-10, 8-07-12) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
3 ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
4 ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░, 3-4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ [░░░░] (░.░.104 ░.1), ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 39 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ "░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░.49 ░.3, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 19.06.2023 N 88-15967/2023.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░