33-1280/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Аврамовой Н.В., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания Чернушкиной Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 мая 2023 г. гражданское дело по исковому заявлению Россейкиной Елены Александровны к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2022 г.,
заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Спиридоновой А.Н., истца Россейкиной Е.А., её представителя Барковской С.А., представителя третьего лица Цалаповой Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Россейкина ЕА. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области») возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований с учетом их изменения указала, что работает в должности фельдшера-лаборанта в отделении особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области». В период с 2020 г. по 2022 г. в соответствии со своими должностными обязанностями она осуществляла забор биологического материала у лиц, заболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» и с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, а также производила обработку инфекционного материала от умерших от данного заболевания. В нарушение ч. 6 пп. «а» п. 2, ч. 1 пп. «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 г. № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2022 г.г. медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)…» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» ей было отказано в назначении социальной выплаты за нормативную смену со ссылкой на то, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не включен в перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации указанного постановления Правительства Российской Федерации соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении. Полагает, что её должностные обязанности подпадают под действие данного постановления Правительства Российской Федерации, и она обладает правом на специальные социальные выплаты.
Просила суд установить право на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); возложить на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» обязанность включить её в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 1 ноября 2020 г. по 15 июля 2022 г.; направить реестр в региональный Фонд социального страхования для специальной социальной выплаты за период с 1 ноября 2020 г. по 15 июля 2022 г. с включением в него Россейкину Елену Александровну.
В судебном заседании истец Россейкина Е.А. и её представитель Барковская С.А., действующая по устному ходатайству, на заявленных исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» - Спиридонова А.Н., действующая на основании доверенности, выразила несогласие с предъявленным иском.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее - ОСФР по Курганской области, ранее - Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) – Цалапова Е.В., действующая на основании доверенности, оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Департамента здравоохранения Курганской области,
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом вынесено решение, которым постановлено: «исковые требования -удовлетворить. Установить Россейкиной Елене Александровне (паспорт серия <...> номер <...>) право на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Обязать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (ИНН 4501113468) включить Россейкину Елену Александровну (паспорт серия <...> номер <...>) в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 01.11.2020 года по 15.07.2022 года. Обязать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (ИНН 4501113468) направить указанный реестр в региональный Фонд социального страхования для специальной выплаты с 01.11.2020 года по 15.07.2022 года Россейкиной Елене Александровне (паспорт серия <...> номер <...>). Взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (ИНН 4501113468) в доход муниципального образования город Курган государственную пошлину в размере 300,00 руб. Взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (ИНН 4501113468) в пользу Россейкиной Елены Александровны (паспорт серия <...> номер <...>) расходы по оплату государственной пошлины в размере 300,00 руб., а также почтовые расходы в размере 420,50 руб.».
В апелляционной жалобе ответчик ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» просит отменить решение Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2022 г., в удовлетворении исковых требований Россейкиной Е.А. отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судом при разрешении спора допущено нарушение норм материального права - неверно применен закон, подлежащий применению. Настаивает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Россейкиной Е.А. исковые требования, не обосновал возникновение права истца на специальные социальные выплаты. Приводя анализ положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762), полагает ошибочным вывод суда о том, что истец имела контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при обработке инфекционного материала от умерших от инфекции, а также при отборе биоматериала и проведении лабораторных исследований указанных материалов на наличие/отсутствие новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Полагает данный вывод несоответствующим действующему законодательству, поскольку, как разъяснено Министерством здравоохранения Российской Федерации в Письме от 21 мая 2020 г. № 16-3/И/2-5951, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесенным в информационный ресурс в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373. Суд пришел к выводу о том, что истец не оказывает медицинскую помощь, материалы дела не содержат доказательств того, что лицам, от которых был получен биоматериал (как в случае забора, обработки, также в случае его исследования) был установлен лечебным учреждением диагноз новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ввиду чего истец не относится к медицинским и иным работникам, не оказывающим медицинскую помощь, но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Истец в обоснование своих исковых требований ссылается на положения ч. 6 пп. «а» п. 2, ч. 1 пп. «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 г. № 1762, между тем, данные функции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не осуществляются и не входят в должностные обязанности истца. Также ссылается на то, что истец действительно участвует в диагностике, но категория медицинских работников, к которой она относится, не указан в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762. Считает, что при принятии по делу решения суд признал право истца на соответствующие выплаты, однако не определил, к какой категории работников согласно Перечня, содержащегося в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762, она относится, и какой размер специальной социальной выплаты ей полагается. Обращает внимание, что суд ссылается в решении на порядок выплаты стимулирующего характера как части заработной платы со ссылкой на нормы Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации, ТК РФ), тогда как выплаты, которые производились истцу, произведены на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Кроме того, указывает на неисполнимость решения суда в части возложения на ответчика обязанности включить истца в реестр сотрудников, работающих с материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), поскольку в период с 1 ноября 2020 г. по 15 июля 2022 г. данный реестр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не составлялся.
В возражениях на апелляционную жалобу Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выражено согласие с постановленным решением.
В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Курганской области оставило рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» - Спиридонова А.Н., действующая на основании доверенности, на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель третьего лица ОСФР по Курганской области – Цалапова Е.В., действующая на основании доверенности, действующая на основании доверенности, рассмотрение апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда.
Истец Россейкина Е.А. и её представитель Барковская С.А., действующая по устному ходатайству, полагали постановленное решение законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем указал в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, также указал, что Управление поддерживает доводы апелляционной жалобы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области».
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации, ГПК РФ) суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, на основании ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с 2020 г. по 2022 г. истец Россейкина Е.А. состояла в трудовых отношениях с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», работала в должности фельдшера-лаборанта отделения особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории, что следует из её трудовой книжки (л.д. 7-9) и никем в ходе судебного разбирательства не отрицалось.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Россейкина Е.А. полагала, что обладает правом на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в соответствии с положениями Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762, включением её в связи с этим в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 1 ноября 2020 г. по 15 июля 2022 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных Россейкиной Е.А. исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, принимая во внимание следующее.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
С 30 января 2020 г. на территории Российской Федерации введены мероприятия в целях предупреждения проникновения на территорию страны новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера.
Основанием для таких выплат являются особые условия труда и дополнительная нагрузка медицинских работников, которая обусловлена медицинской помощью гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты определены п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762.
Из содержания п. 2 названного постановления Правительства Российской Федерации следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 г. № 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены: а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену; фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену; водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену; члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену; б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 оплата производится за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
В соответствии с Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 специальная социальная выплата производится ежемесячно за одну нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр) (п. 4 Правил).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также указанных сведений по каждому работнику.
В соответствии с п. 8 указанных Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 10 Правил).
Как указано выше, истец в спорный период (2020 – 2022 г.г.) занимала должность фельдшера-лаборанта в отделении особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области».
Из анализа должностной инструкции Россейкиной Е.А. (л.д. 12-16) следует, что фельдшер-лаборант относится к категории «средний медицинский персонал» (п. 1.5 должностной инструкции).
Среди прочего, в должностные обязанности фельдшера-лаборанта микробиологической лаборатории входит проведение лабораторных исследований в соответствии с областью аккредитации ИЛЦ и согласно матрице полномочий микробиологической лаборатории (п. 3.1 должностной инструкции).
Согласно положений Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст) фельдшеры-лаборанты относятся к категории средний медицинский персонал здравоохранения, не входящий в другие группы.
В соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 473н, средний медицинский персонал здравоохранения выполняет технические и практические задачи по проведению диагностики и лечения заболеваний, болезней, травм и нарушений в организме человека и животных, обеспечивает медицинское обслуживание, соблюдение назначений и предписаний по лечению, которые обычно даются специалистами высшего уровня квалификации в области медицины, ветеринарии, медицинского ухода и другими медицинскими работниками.
Согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н) фельдшер-лаборант проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.
Изложенное свидетельствует о том, что Россейкина Е.А., как фельдшер-лаборант относится к среднему медицинскому персоналу, несмотря на то, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» является не медицинской организацией, а организацией здравоохранения.
Довод ответчика о том, что истец не представила доказательств, свидетельствующих о контакте при выполнении должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) несостоятелен, поскольку данная обязанность (организация соответствующих учетов) лежит на работодателе. Кроме того, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно п. 5 ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диагноз устанавливается лечащим врачом, должен быть основан на всестороннем обследовании пациента и составляется с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.
Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием (п. 6 ст. 70 названного Федерального закона).
Практическое инструктивно-методическое пособие по статистике здравоохранения (утв. Приказом Росстата от 22 ноября 2010 г. № 409) дает следующее определение диагноза - установление врачом наличия заболевания или состояния по его симптомам, синдромам, признакам, результатам лабораторных исследований или другим данным. Основное состояние (диагноз) определяется как диагноз, установленный в конце эпизода оказания медицинской помощи, по поводу которого больному проводилось основное лечение или исследование.
Между тем, в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении: а) положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений; б) положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10: U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов). При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10: U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).
В связи с указанными Временными методическими рекомендациями самого факта положительного результата лабораторных исследований достаточно для отнесения к подтвержденному случаю заболевания (COVID-19).
Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г.) разъясняет, что правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (пп. «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762). Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
По мнению судебной коллегии, истец в спорный период не занималась оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), однако контактировала с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, что следует из комплекса представленных в материалы дела доказательств. В частности, в материалы дела представлена справка за подписью заведующей лабораторией о количестве носоглоточных мазков на COVID-19 за период с 1 ноября 2020 г. по 30 июня 2022 г., взятых фельдшером-лаборантом Россейкиной Е.А. с приложением списка лиц, среди которых имеются сведения о взятии проб из носоглотки у лиц, проходивших исследование повторно. При этом отмечено, что результат исследования на COVID-19 является положительным.
Кроме того, из справки ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 29 августа 2022 г. (л.д. 53) следует, что микробиологической лабораторией (отделением особо опасных и вирусологических инфекций) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в период с 20 февраля 2020 г. по 30 июня 2022 г. было проведено 181139 исследований проб на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), из них 13446 положительных проб.
Помимо этого, материалы дела содержат сведения о том, что Россейкина Е.А. в ноябре 2020 г. и в апреле 2022 г. (в спорный период) дважды получила заболевание COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей, что подтверждено её работодателем (л.д. 159, 163). В связи с чем ей на основании п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» дважды была назначена и выплачена ГУ-Курганское региональное отделение фонда социального страхования единовременная страховая выплата в размере 68811 рублей за каждый страховой случай (л.д. 160, 161, 162, 164, 165).
Работодатель не оспаривает тот факт, что истец была систематически задействована в работах, связанных с тестированием на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с отбором проб.
С учетом изложенного, не имеется оснований полагать, что фельдшер-лаборант микробиологической лаборатории отделения особо опасных и вирусологических инфекций ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» Россейкина Е.А. не контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как на том настаивает апеллянт.
Судебная коллегия, принимая во внимание изложенное, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762, полагает, что истец Россейкина Е.А., относясь к категории «средний медицинский персонал», не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), является лицом, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, следовательно, обладает правом на социальные выплаты, предусмотренные пп. «б» абз. 5 п. 2 назван░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2021 ░. № 14-1/10/░-2784 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░. № 1762», ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░. № 1762, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░.░. 20-27), ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░ 2023 ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2020 ░. ░░ 15 ░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░. № 1762.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (COVID-19) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (COVID-19), ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ 1 ░░░░░░ 2021 ░. ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░. ░ ░ 1 ░░░░░░ 2022 ░. ░░ 15 ░░░░ 2022 ░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░. № 1762, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 196 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2003 ░. № 23 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 56 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 328 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░ 4 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2021 ░. ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░., ░ 1 ░░░░░░ 2022 ░. ░░ 15 ░░░░ 2022 ░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 199, 328-330 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░ 4 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2021 ░. ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░., ░ 1 ░░░░░░ 2022 ░. ░░ 15 ░░░░ 2022 ░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░ 2022 ░.