к делу № 2а-2680/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 сентября 2019 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Хуаде А.Х., при секретаре судебного заседания Шадже Р.С.,
с участием представителя административного ответчика Майкопского городского отдела судебных приставов Управления ФССП по Республике Адыгея и Управления ФССП по Республике Адыгея по доверенности Пхешховой М.Б., представителя ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника» Дидичева А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника» к Майкопскому городскому отделу судебных приставов УФССП по Республике Адыгея и Управления ФССП по Республике Адыгея об отсрочке по уплате исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника» обратилось в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставления отсрочки. В обоснование заявления указано, что является должником по исполнительному производству возбужденному постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № – ИП об оборудовании помещения поликлиники, расположенной по адресу РА <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации. В связи с неисполнением в срок установленный для добровольного исполнения ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора 50 000 рублей, полагают, что указанное постановление необоснованно.
Просит уменьшить размер исполнительского сбора и предоставить отсрочку по уплате исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № – ИП до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования и просили предоставить отсрочку по уплате исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № – ИП до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Майкопского городского отдела судебных приставов Управления ФССП по <адрес> в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Постановлением судебного пристава – исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП по РА Тхаркахо А.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника №» за неисполнение в срок исполнительного документа, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В силу частей 11, 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 112 закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью 3 ст. 112 закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П следует, что исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), возлагающей на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.
Таким образом, основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин в назначенный для добровольного исполнения срок.
Как установлено судом, в соответствии с решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу № суд обязал Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Майкопская городская поликлиника» (далее по тексту - истец или ГБУЗ РА МГП») и Министерство здравоохранения Республики Адыгея оборудовать помещение поликлиники, расположенное по адресу: <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации.Согласно п. 3.6. Устава ГБУЗ РА «МГП» финансирование деятельности осуществляется за счет: субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгеи на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ); субсидий на иные цели; бюджетных инвестиций; средств, полученных от приносящей доход деятельности; средств, полученных при возмещении затрат на эксплуатационные, коммунальные и административно-хозяйственные услуги от арендаторов; средств, полученных от сдачи помещений в аренду; средств, полученных в виде безвозмездных благотворительных поступлений и добровольных пожертвований; средств, полученных от участников размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд; средств, поступающих в счет оплаты медицинских услуг, в том числе по договорам добровольного и обязательного медицинского страхования; средств, полученных в виде грантов на осуществление научной деятельности; иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На сегодняшний день фактическими источниками финансирования деятельности истца являются средства, поступающие в счет оплаты медицинских услуг от государственного Фонда обязательного медицинского страхования и бюджета Республики Адыгея. Таким образом, платежеспособность истца напрямую зависит от своевременности и достаточности финансирования из указанных источников. Согласно предварительному локальному сметному расчету стоимость приобретения и установки системы автоматической пожарной сигнализации составляет около 740 000 рублей, без учета стоимости ее обязательного обслуживания. В настоящее время бюджетный процесс организован таким образом, что выделение денежных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (т.е. исключительно в соответствии с планом закупок и планом-графиком). Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам - заработную плату, включая разного рода компенсационные и стимулирующие выплаты, приобретения лекарственных препаратов и реагентов, а также оплаты коммунальных услуг. Финансирование носит строго целевой характер и осуществляется в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя: утверждение Министерством здравоохранения Республики Адыгея плана финансово-хозяйственной деятельности, составление плана закупок и плана графика расходования денежных средств и их исполнения в пределах лимитов бюджетных обязательств. Хотя существуют нормативы на капитальные вложения и капитальный ремонт, реальные расходы определяются в индивидуальном порядке, заявки бюджетных учреждений выполняются выборочно и даже с помощью отдельного механизма финансирования целевых программ. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ОМС), в частности согласно раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, расходы на оборудование зданий поликлиник средствами безопасности не входят в систему финансирования учреждений здравоохранения за счет средств ОМС. Таким образом, указанные мероприятия возможно проводить либо за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея либо за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности. Однако, использование средств, получаемых от приносящей доход деятельности, не представляется возможным ввиду их недостаточности. При этом ежемесячный объем денежных средств от платной деятельности ГБУЗ РА «МГП», после их распределения на оплату труда медицинского персонала и приобретения необходимых расходных материалов (реагентов, лекарственных препаратов и т.д.) существенно меньше требуемой суммы. В материалах гражданского дела № имеются соответствующие письма, в адрес Министерства здравоохранения Республики Адыгея с просьбой выделить из бюджета Республики Адыгея денежные средства на устранение нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. Так же, в материалах дела имеется ответ Министерства здравоохранения Республики Адыгея о направлении соответствующего запроса в адрес Заместителя Премьер-министра Республики Адыгея о включении в республиканский бюджет на 2019 год дополнительных средств на проведение мероприятий по пожарной безопасности (приобретение, установка и дальнейшее обслуживание систем пожарной сигнализации, перезарядка огнетушителей, огнезащитную обработку конструкций и т.д.), так как в бюджете на 2018 год денежные средства на указанные цели не предусмотрены.Судом установлено, что в январе 2019 года истцом направлено повторное обращение в Министерство здравоохранения Республики Адыгея (от ДД.ММ.ГГГГ №) о необходимости исполнения требования прокуратуры <адрес>, изложенное в решении Майкопского городского суда. В ответ на указанное письмо Министерством здравоохранения было представлен ответ, из которого следует, что ведомством направлено еще одно письмо в адрес Кабинета министров Республики Адыгея с просьбой выделить денежные средства на реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 6 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 статьи 112 указанного закона предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.Установленные обстоятельства свидетельствую о том, что должником принимались меры для исполнения решения суда, что свидетельствует о доказанности должником невозможности добровольного исполнения требований исполнительных документов, поскольку имеются объективно непреодолимые, находящихся вне контроля должника чрезвычайные обстоятельства. Кроме того, вступившим в законную силу определением Майкопского городского суда от 09.04ю2019 года ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника» предоставлена отсрочка исполнения решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № года до ДД.ММ.ГГГГ. Оценив в совокупности и взаимной связи представленные доказательства, а так же учитывая обстоятельства взыскания исполнительского сбора, суд, руководствуясь положениями ч.ч. 6, 7 ст. 112 закона № 229-ФЗ и правовой позицией, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, пришел к выводу о наличии законных оснований для отсрочки исполнительского сбора в пределах установленной ч.6 ст. 112 закона № 229-ФЗ.Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, Р Е Ш И Л: Административный иск ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника» к Майкопскому городскому отделу судебных приставов УФССП по <адрес> и Управления ФССП по <адрес> об отсрочке исполнительского сбора удовлетворить.
Предоставить отсрочку по уплате исполнительского сбора наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № – ИП до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись Хуаде А.Х.
УИД: 01RS0№-35
Подлинник находится в деле №а-2680/2019
В Майкопском городском суде