Дело №2-5/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Луза Кировской области 30 января 2018 года
Лузский районный суд Кировской области в составе:
председательствующей Захаровой С.Н.,
при секретаре Чушовой Н.Б.,
с участием:
представителя истца Рыковой Н.В.,
представителя ответчиков ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Лузское УЖКХ, ООО «Расчетный центр» Добрынина А.Г.,
представителя третьего лица МУП «Коммунсервис» Токовининой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства», обществу с ограниченной ответственностью «Расчетный центр», обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства» о признании незаконными действий по начислению и включению в состав платы за коммунальные услуги по квартире по адресу: <адрес> платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Лузское УЖКХ», обществу с ограниченной ответственностью «Расчетный центр» о признании незаконными действий по начислению и включению в состав платы за коммунальные услуги платы за вывоз и утилизацию ТБО, взыскании солидарно с ответчиков незаконно начисленных и взысканных денежных средств в размере 4784 руб. 40 коп., компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование исковых требований указала, что ответчиками ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ» ей, лицу, которому принадлежит на праве общей долевой собственности <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, и которое проживает в ней, в нарушение требований ст.154 Жилищного Кодекса РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно начислена и взыскана плата за вывоз ТБО в размере 3551,04 руб. и плата за утилизацию ТБО в размере 1233,36 руб. Вышеуказанными действиями ответчиков ей причинены нравственные страдания, поскольку на протяжении трех лет она,
чувствуя беспомощность и беззащитность перед произволом ответчиков, испытывает унижения, пытаясь добиться реализации своих прав, гарантированных ей законодательством. Моральный вред, причиненный ей, она оценивает в <данные изъяты>.
Сославшись на изложенные обстоятельства, истец ФИО2 просит суд признать незаконными действия ООО «Лузское УЖКХ», ООО «Расчетный центр» по начислению и включению в состав платы за коммунальные услуги по адресу: <адрес>, платы за вывоз ТБО и утилизацию ТБО; взыскать солидарно с ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ», незаконно начисленные и взысканные денежные средства в размере <данные изъяты> а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Определениями Лузского районного суда <адрес> в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО8, МУП «Коммунсервис», МУП «Расчетно-информационный центр», администрация Лузского городского поселения. В качестве соответчика к участию в деле привлечено ООО УК «Лузское УЖКХ и С».
В судебное заседание ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, в адрес суда направила заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддерживает заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО4, допущенная участию в деле по ее устному заявлению, уточнила исковые требования истца по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что в соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включая в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с положениями ч.3 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. То есть плата за вывоз ТБО должна входить в состав платы за содержание общего имущества, начисление отдельными строками указанной услуги, не допускается. Однако, в нарушение норм жилищного законодательства ООО «Лузское УЖКХ» и ООО «РЦ» по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено начисление платы за вывоз ТБО и утилизацию ТБО отдельными строками, в результате чего за вышеуказанный период незаконно начислены
взысканы денежные средства за вывоз и утилизацию ТБО в размере 3863,43 рублей. Услуги по вывозу и утилизации ТБО ФИО2 не оказывались, договора между собственниками многоквартирного <адрес> и МУП «Коммунсервис» по оказанию услуг по вывозу и утилизации ТБО не заключалось. Действиями ответчиков: ООО УК «Лузское УЖКХ и С», которое несет ответственность перед жильцами как управляющая организация, ООО «Лузское УЖКХ» и ООО «РЦ», которые производили незаконно начисления платы за вывоз и утилизацию ТБО не в тарифе на содержание общего имущества, истцу ФИО2 причинен моральный вред, выразившийся в том, что она испытывает переживания по поводу незаконных начислений и удержаний, произвола управляющей организации, пытается добиться реализации своих прав, гарантированных законодательством. Просит признать незаконными действия ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ» по начислению и включению в состав платы за коммунальные услуги по <адрес>, расположенной в <адрес>, платы за вывоз и утилизацию ТБО, взыскать солидарно с ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ» незаконно начисленные и взысканные денежные средства в размере 3863 руб. 43 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В дополнение к исковому заявлению указала, что ФИО2 понесла судебные расходы в размере 15000 рублей в связи с оказанием ей юридических услуг (проведение предварительного судебного анализа; подготовку юридического заключения, включающего в себя перспективы рассмотрения дела и подготовку расчета суммы задолженности, подлежащей взысканию; подготовку проекта процессуальных документов, включая исковое заявление, направление искового заявления в суд; ознакомление с материалами дела, представление интересов в судебном заседании), которые просит взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца.
Представитель ответчиков ООО «Лузское УЖКХ», ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Расчетный центр» ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признал. Суду пояснил, что с 2008 года управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляло ООО УК «Лузское УЖКХ и С». До ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО осуществляло МУП «РИЦ». ДД.ММ.ГГГГ между ООО УК «Лузское УЖКХ и С» и ООО «Лузское УЖКХ» был заключен агентский договор, в соответствии с условиями которого ООО «Лузское УЖКХ» осуществляло начисление гражданам платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, прием платежей, перечисление денежных средств, полученных от граждан, по указанию ООО УК «Лузское УЖКХ и С». Указанный договор действовал до ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь ООО «Лузское УЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ заключило агентский договор с МУП «Коммунсервис», по условиями которого ООО «Лузское УЖКХ» осуществляло начисление гражданам платежей за вывоз и утилиза-
цию ТБО и сбор указанных платежей. ДД.ММ.ГГГГ ООО «РЦ» заключило с МУП «Коммунсервис» агентский договор, по которому ООО «РЦ» осуществляет начисление гражданам платежей за вывоз и утилизацию ТБО, а также сбор платежей. Услуги по вывозу и утилизации ТБО за весь спорный период истцу оказывало МУП «Коммунсервис», которое является единственным предприятием на территории Лузского городского поселения, осуществляющим на основе лицензии деятельность по сбору, вывозу и утилизации отходов. В 2014 году жильцами на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в тариф на содержание общего имущества в размере 2,23 руб. за 1 кв.м. не включены услуги по вывозу и утилизации ТБО, в связи с чем плата за данные оказанные услуги им начислялась отдельными строками в квитанции, двойного начисления не было, что подтверждается выпиской из лицевого счета. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного дома был утвержден тариф на содержание общего имущества в размере 3,31 руб. за 1 к.в.м, при этом в данный тариф собственниками были включены услуги по вывозу и утилизации ТБО (1,75 руб.). С ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменениями в ЖК РФ (ч.4 ст.154 ЖК РФ), предусматривающую включение в состав платы за коммунальные услуги плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, начисление платы за содержание общего имущества производится в размере 1,46 за 1 кв.м., то есть без учета стоимости услуг по вывозу и утилизации ТБО (1,75), содержания МУП «РИЦ» (0,16) (3,31-0,16-1,75=1,46), что также подтверждается выпиской из лицевого счета. Начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО производилось отдельно. С ДД.ММ.ГГГГ жильцам <адрес> не производится начисление платы за содержание общего имущества, начисляется лишь плата за вывоз и утилизацию ТБО. Денежные средства, полученные от вывоза и утилизации ТБО, не перечислялись ООО «Лузское УЖКХ» и ООО «РЦ» на счет управляющей организации — ООО УК «Лузское УЖКХ и С», они перечислялись только в адрес МУП «Коммунсервис», в связи с чем полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется. Кроме того, полагает, что исковые требования о компенсации морального вреда и судебных расходов являются чрезмерно завышенными.
Представитель третьего лица МУП «Коммунсервис» ФИО6 суду пояснила, что до июня 2015 года начислением и сбором платежей за вывоз и утилизацию ТБО занималось МУП «РИЦ». Все денежные средства, поступившие на расчетный счет МУП «РИЦ», перечислялись непосредственно в МУП «Коммунсервис», в управляющую компанию не перечислялись. На территории Лузского городского поселения МУП «Коммунсервис» является единственной организацией, занимающейся вывозом и утилизацией ТБО на основании лицензии. Начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО ООО «Лузское УЖКХ» осуществляет по агентскому договору с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «РЦ» с ДД.ММ.ГГГГ. При этом все денежные средства, собранные за вывоз и утилизацию ТБО,
перечисляются МУП «Коммунсервис», управляющей организации ООО УК «Лузское УЖКХ и С» они не перечислялись. Полагает, что истец пользовалась услугой по вывозу и утилизации ТБО, поскольку у <адрес>, расположенного недалеко от <адрес>, имеется контейнерная площадка с контейнерами, откуда регулярно вывозятся отходы на полигон твердых бытовых отходов. При этом каких-либо претензий по оказанию услуг ненадлежащего качества по вывозу и утилизации ТБО со стороны ФИО2 в адрес МУП «Коммунсервис» не было. За указанный период истец ФИО2 напрямую на полигон отходы не сдавала. Полагает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Третье лицо ФИО8, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, направил в адрес суда заявление, в котором поддерживает требования ФИО2
Третьи лица администрация Лузского городского поселения <адрес> и МУП «РИЦ», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили, возражений относительно заявленных исковых требований в адрес суда не представили.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие третьих лиц администрации Лузского городского поселения, МУП «РИЦ», ФИО8
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены понятия обращение с отходами, которые включают в себя деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора. В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании Устава Лузского городского поселения, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования Лузское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения(п.п.19 п.1 ст.8).
Согласно Правилам по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Лузского городского поселения <адрес>, надлежащему содержанию расположенных на
них объектов, утвержденных решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № все физические лица, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), обязаны осуществлять уборку территории самостоятельно или посредством привлечения специализированной организации за счет собственных средств в соответствии с действующим законодательством. Сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов производства и потребления осуществляется за счет собственных средств юридическими и физическими лицами, … на основании заключенных договоров со специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на данный вид деятельности и документ об установлении или образовании отходов и лимиты на их размещение (п.п.3.1.1 п.1 ст.3).
Положением п. 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" регулируются порядок и сроки вывоза твердых бытовых отходов, согласно которым сроки вывоза твердых бытовых отходов производятся в течение 1 - 3 дней (в зависимости от времени года), после чего отходы подлежат вывозу на специально отведенные полигоны. Данные нормы подлежат неукоснительному исполнению со стороны специализированных организаций.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
Указанной выше норме корреспондируют положения статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на содержание принадлежащего им помещения путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в
этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентируется соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном дома, и порядке их содержания и выполнения", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 290 от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 290 от ДД.ММ.ГГГГ, в такой перечень услуг и работ, выполняемых управляющими организациями, включаются в том числе работы по вывозу твердых отходов.
Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой.
Согласно требованиям ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения,
включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту
общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу подпунктов 4.1 и 5 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 размер платы за содержание и ремонт определяется решением общего собрания собственников помещений в доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Нормы части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 17 Правил N 491, обязывают собственников помещений утвердить на общем собрании размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
На основании пункта 30 указанных выше Правил содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО (с ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции предусмотрена отдельная строка - коммунальная услуга по обращению с ТКО.
В связи с изменением системы обращения с ТКО и введением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 "Об утверждении Правил
содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания
услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов исключен из состава работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных пунктом 11 Правил N 491 и включен в состав платы за коммунальные услуги (п.4 ст.154 ЖК РФ).
Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, все собственники ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений представителя ответчиков ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ» ФИО5, а также представителя третьего лица МУП «Коммунсервис» ФИО6 следует, что МУП «Коммунсервис» является единственной организацией, осуществляющей деятельность по сбору, вывозу и утилизации ТБО на территории Лузского городского поселения (<адрес>).
Из материалов дела следует, что на территории Лузского городского поселения организовано МУП «Коммунсервис», в соответствии с п.п.2.2.9 п. 2 Устава предметом деятельности которого являются удаление и обра-
ботка твердых отходов; в соответствии с п.п.ДД.ММ.ГГГГ п.2 - утилизация твердых бытовых отходов (т.1 л.д.182-187).
На осуществление указанной деятельности МУП «Коммунсервис» выдана лицензия (т. 2 л.д.1).
Представленными истцом ФИО2 документами подтверждается, что <адрес> принадлежит ей на праве общей долевой собственности (т.1 л.д.8 об.), она зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире (т.1 л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ между жильцами многоквартирного <адрес> и ООО УК «Лузское УЖКХ и С» был заключен договор управления многоквартирным домом (т.1 л.д.40-44).
В соответствии с условиями указанного договора управления многоквартирным домом, ООО УК «Лузское УЖКХ и С» приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Согласно данным, размещенным управляющей организацией на официальном Интернет-сайте www.reformagkh.ru (т.1 л.д.162-176) жилой <адрес>, 1971 года постройки относится к неблагоустроенному жилому фонду.
Между МУП «РИЦ» и МУП «Коммунсервис» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №-А (т.1 л.д.246-247), по условиям которого МУП «РИЦ» по заданию МУП «Коммунсервис» обязалось оказывать комплекс услуг по начислению платы за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) гражданам – нанимателям и собственникам жилых помещений. Указанным договором было предусмотрено, что все денежные средства, начисленные МУП «РИЦ» ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, перечислялись на расчетный счет МУП «Коммунсервис», либо по его письменному указанию.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «РИЦ» и МУП «Коммунсервис» был заключен договор №-А (т.1 л.д.248-249), по условиям которого МУП «РИЦ» по заданию МУП «Коммунсервис» обязалось оказывать комплекс услуг по начислению платы за утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) гражданам – нанимателям и собственникам жилых помещений. Указанным договором было предусмотрено, что все денежные средства, начисленные МУП «РИЦ» ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, перечислялись на расчетный счет МУП «Коммунсервис», либо по его письменному указанию.
Между ООО УК «Лузское УЖКХ и С» и ООО «Лузское УЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ был заключен агентский договор на оказание услуг по начислению и сбору платежей с граждан за коммунальные услуги (т.1 л.д.62-63), по которому ООО «Лузское УЖКХ» приняло на себя обязательства по
совершению действий по начислению гражданам платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, организацию и сбор платежей от граждан за оказанные коммунальные услуги, учет поступивших платежей, перечисление денежных средств граждан по оплате за коммунальные услуги, по письменному указанию ООО УК «Лузское УЖКХ и С» (п.п.1 п.1 договора); осуществлять перечисление денежных средств, поступивших в оплату коммунальных услуг, за вычетом вознаграждения, по письменному указанию ООО УК «Лузское УЖКХ и С» (п.2.1.6 договора).
ООО «Лузское УЖКХ», в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ заключило с МУП «Коммунсервис» агентский договор на оказание услуг по начислению и приему платежей граждан за коммунальные услуги, по условиям которого на ООО «Лузское УЖКХ» возложена обязанность совершить от имени МУП «Коммунсервис» действия по начислению гражданам платежей за вывоз и утилизацию ТБО, организацию сбора платежей граждан за оказанные коммунальные услуги; перечислению денежных средств, собранных с граждан по оплате за коммунальные услуги (п.п.1.1 п.1 договора); осуществлять перечисление денежных средств, поступивших в оплату коммунальных услуг, за вычетом вознаграждения, по письменному указанию МУП «Коммунсервис» (п.2.1.5 договора) (т.1 л.д.64-65).
Жильцам <адрес> МУП «Коммунсервис» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись услуги по вывозу и утилизации ТБО.
Указанные обстоятельства подтверждаются платежными документами по л/с 20869 за декабрь 2014 года (т.1 л.д. 240), июль 2017 года (т.1 л.д.237), декабрь 2017 года (т.1 л.д.241). В указанных платежных документах исполнителем услуги по вывозу ТБО указано МУП «Коммунсервис».
Факт выполнения МУП «Коммунсервис» услуги по вывозу и утилизации ТБО подтверждается:
- реестром контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории Лузского городского поселения, согласно которому указано наличие 5 контейнеров у <адрес> (п.61) (т.1 л.д.178-179);
- фототаблицей (т.1 л.д.180-181);
- справкой МУП «Коммунсервис», согласно которой ФИО2, проживающая в <адрес>, бытовые отходы на полигон ТБО не вывозила; около <адрес> (данный дом находится недалеко от <адрес>) находятся 5 контейнеров; ФИО2 не обращалась в МУП «Коммунсервис» по поводу оказания услуг ненадлежащего качества по вывозу ТБО (т.1 л.д.177);
- маршрутами движения мусоровоза, согласно которым прослеживается, что на протяжении 2014,2015,2016,2017 года согласно графика с понедельника по субботу, осуществляется вывоз ТБО от контейнеров, расположенных по <адрес> № «а» <адрес>, расположенных недалеко от <адрес> (т.1 л.д.231, т.2 л.д.75-82);
- постановлением об отводе земель для размещения городской свалки (т. 1 196);
- заключением № по отводу земельного участка под строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов (т.1 л.д.197);
- актом приемки законченного строительством объекта — полигона твердых бытовых отходов для <адрес> (т.1 л.д.198-199);
- договорами аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым подтверждается принадлежность МУП «Коммунсервис» на правах аренды (временного владения и пользования) полигона для твердых бытовых отходов и земельного участка для твердых бытовых отходов, расположенных в районе <адрес> (т.1 л.д.188-195).
Доказательств невыполнения МУП «Коммунсервис» услуг по вывозу и утилизации ТБО истцом и его представителем не представлено.
Соответственно, услуги по вывозу и утилизации ТБО истцу фактически оказаны, ею потреблены.
Из объяснений представителя истца следует, что за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ежемесячно получала квитанции, в которых отдельными строками помимо платы за содержание общего имущества включались плата за вывоз и утилизацию ТБО. Услуги по вывозу и утилизации ТБО ею оплачены, задолженности по их уплате она не имеет.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома в 2014 году размер платы за содержание общего имущества МКД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ утвержден собственниками в размере 2,23 руб. за 1 кв. м, без учета стоимости работ по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) (т.1 л.д.119-120).
В Перечне работ и услуг по содержанию общего имущества МКД на указанный период работы (услуги) по вывозу и утилизации ТБО не указаны.
Стоимость услуг по вывозу и утилизации ТБО не включена в тариф "содержание общего имущества".
В соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома в 2015 году размер платы за содержание общего имущества МКД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ утвержден собственниками в размере 3,31 руб. за 1 кв. м, с учетом стоимости работ по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) – 1,75 руб. за 1 кв.м. (т.1 л.д.121-122).
В Перечне работ и услуг по содержанию общего имущества МКД на вышеуказанный период указаны работы (услуги) по вывозу и утилизации ТБО.
Стоимость услуг по вывозу и утилизации ТБО включена в тариф "содержание общего имущества".
В соответствии с расчетами стоимости услуг по вывозу, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов от жилого фонда на территории Лузского городского поселения, оказываемыми МУП
«Коммунсервис» (т.1 л.д.131-134), утвержденными МУП «Коммунсервис» и согласованными с администрацией Лузского городского поселения Лузского
района, ООО «Лузское УЖКХ» до ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ ООО «РЦ», по <адрес> производится начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО, при этом стоимость вывоза ТБО в месяц в 2014 году по неблагоустроенному жилфонду составила 27,88 рублей, утилизация ТБО – 10,04 рублей; в 2015 году стоимость вывоза ТБО составила — 29,87 рублей, по утилизации — 10,50 рублей; в 2016 году стоимость вывоза ТБО в месяц составила – 32,24 рублей, утилизации ТБО – 10,95 рублей; в 2017 году стоимость вывоза ТБО в месяц составила – 32,88 рублей, утилизации ТБО – 11,42 рублей.
Согласно выписке из лицевого счета по <адрес>, общая площадь 53,1 кв.м., количество зарегистрированных 3 человека (т.1 л.д.71-74) следует:
- с декабря 2014 года плата за содержание общего имущества начислена исходя из утвержденного жильцами тарифа на содержание общего имущества - 2,23 рубля за 1 кв.м в размере 118,41 рублей (2,23 (тариф на содержание общего имущества без учета услуг на вывоз и утилизацию ТБО) х 53,1 (площадь жилого помещения) = 118,41 рублей, плата за вывоз ТБО начислена в размере 83,64 рублей (27,88 рублей (по стоимости тарифа (т.1 л.д.131) х 3 количество жильцов) = 83,64, за утилизацию ТБО в размере 30,12 рублей (10,04 рублей (по стоимости тарифа (т.1 л.д.131) х 3 (количество жильцов = 30,12) отдельной строкой;
- с августа 2015 года начисление отдельной строкой платы за вывоз и утилизацию ТБО не производилось, оказанные услуги вошли в состав платы за содержание общего имущества исходя из утвержденного собственниками многоквартирного дома тарифа (3,31 куб. за 1 кв.м); начислялась оплата за содержание общего имущества в размере 175,76 рублей (3,31 (тариф) х 53,1 (площадь занимаемого помещения) = 175,76);
- с января 2016 года плата за содержание общего имущества начислена в размере 77,53 рублей исходя из тарифа на содержание общего имущества – 1,46 руб. за 1 кв.м (3,31 (тариф с учетом содержания МУП «РИЦ» и услуг по вывозу и утилизации ТБО) - 0,16 (стоимость услуг на содержание МУП «РИЦ») – 1,75 (стоимость услуг по вывозу и утилизации ТБО) = 1,46 рублей) (1,46 (тариф) х 53,1 (площадь занимаемого помещения) = 77,53 рублей; плата за вывоз ТБО начислена в размере 89,61 рублей (29,87 рублей (по стоимости тарифа (т.1 л.д.132) х 3 количество жильцов) = 89,61), за утилизацию ТБО в размере 31,50 рублей (10,50 рублей (по стоимости тарифа (т.1 л.д.132) х 3 (количество жильцов = 31,50) отдельной строкой;
- с июля 2017 года плата на содержание общего имущества не начисляется; начислена плата за вывоз ТБО в размере 98,64 рублей (по стоимости тарифа 32,88 рублей с человека (т.1 л.д.134) х 3 (количество проживающих) = 98,64), за утилизацию ТБО в размере 34,26 рублей (по стоимости тарифа 11,42 рублей с человека (т.1 л.д.134) х 3 (количество проживающих) = 34,26).
Таким образом, факт начисления двойной платы за вывоз и утилизацию ТБО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не установлен.
Каких-либо достаточных и допустимых доказательств наличия двойной платы за вывоз и утилизацию ТБО, в ходе рассмотрения дела истцом и его представителем не представлено.
Само по себе выделение в квитанции отдельных срок «вывоз ТБО» и «утилизация ТБО» не нарушает прав и законных интересов ФИО2
Факт невключения в утвержденный на общем собрании собственников в 2014 году Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов не освобождает собственников жилых помещений в многоквартирном доме от оплаты уже оказанных услуг.
Представленными документами (платежными поручениями, письмами, заявками, письмом о наличии картотеки) (т.1 л.д.204-223) подтверждается, что в соответствии с условиями агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Лузское УЖКХ» и «Коммунсервис» (п.2.1.5), денежные средства, поступающие в оплату услуг по вывозу и утилизации ТБО, ООО «Лузское УЖКХ» и ООО «РЦ» перечислялись в адрес МУП «Коммунсервис».
Указанные обстоятельства также подтверждаются справками по расчетам между ООО «Лузское УЖКХ» и МУП «Коммунсервис» за 2015,2016,2017 г.(т.1 л.д.224-226).
Денежные средства по агентским договорам, заключенным между МУП «РИЦ» и МУП «Коммунсервис», поступающие в качестве оплаты услуг по вывозу ТБО и утилизации ТБО, МУП «РИЦ» ежемесячно перечислялись на расчетный счет МУП «Коммунсервис» (т.1 л.д.250-252).
Доказательств, свидетельствующих о перечислении МУП «РИЦ», ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ», действующим по агентским договорам, денежных средств, собранных за вывоз и утилизацию ТБО, управляющей компании - ООО УК «Лузское УЖКХ и С», суду не представлено.
Суд не принимает во внимание доводы представителя истца ФИО4 о неправомерности начисления платы за вывоз и утилизацию ТБО, которые относятся к содержанию общего имущества, поскольку выделение названных статей расходов отдельной строкой не нарушает права истца ФИО2 как собственника жилого помещения в многоквартирном доме. Доказательств, подтверждающих двойную оплату указанных услуг, в материалы дела не представлено.
Доводы ФИО4 о том, что ФИО2 не оказывалась услуга по вывозу и утилизации ТБО, опровергаются материалами дела.
Доводы ФИО4 об отсутствии договора на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО между ФИО2 и МУП «Коммунсервис» суд признает несостоятельными.
Так, согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
Из содержания п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов следует, что документом, свидетельствующим о заключении такого договора, может быть и квитанция, и талон, и иной документ.
Из пояснений представителя истца ФИО4 следует, что ФИО2 регулярно получала квитанции на оплату услуг по вывозу и утилизации ТБО, и оплачивала их. Пояснила, что ФИО2 контейнерами для сбора ТБО практически не пользуется, поскольку бумажные отходы сжигает в печи, пластиковую и жестяную тару не выбрасывает; допускает, что один раз в год истец накопившиеся отходы складирует в контейнер.
Однако, суд приходит к выводу, что представителем истца не представлено доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ФИО2, заключения соответствующих договоров с иными лицами, а также не использования установленных мусорных контейнеров.
Доводы о том, что у <адрес> отсутствуют контейнеры, суд признает несостоятельными.
Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Лузского городского поселения <адрес>, надлежащему содержанию расположенных на них объектов, утвержденных решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что допускается размещение контейнерной площадки для группы домов, объединенных жилой застройкой, в пределах одного микрорайона (п.п.3.2.1.4 п.3.2 ст.3).
Таким образом, истец ФИО2 не лишена возможности пользоваться контейнерами, расположенными у <адрес>, которые находятся недалеко от <адрес>.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Таким образом, обязанность по вывозу ТБО должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
На территории Лузского городского поселения в качестве специализированной организации работает МУП «Коммунсервис», которое оказывает услуги населению по сбору и вывозу мусора. Заключение договора путем выставления квитанций, содержащих все необходимые реквизиты, допускается Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. Более того, в силу п. 16 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 155 потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Учитывая, что фактически МУП «Коммунсервис» оказывало услуги и несло расходы по вывозу и утилизации ТБО (что не оспорено), а ФИО2 принимала услуги (обратное не доказано), то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца ФИО2 о признании незаконными действий ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ» по начислению и включению в состав платы за коммунальные услуги по адресу: <адрес>, платы за вывоз ТБО и утилизацию ТБО и взыскания солидарно с ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ» незаконно начисленных и взысканных денежных средств в размере 3863 руб. 43 коп.
В силу статьи 15 Федерального закона "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения
изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что нарушений прав ФИО2 как потребителя судом со стороны ООО УК «Лузское УЖКХ и С», ООО «Лузское УЖКХ», ООО «РЦ» не установлено, у суда отсутствуют основания
для взыскания с них в пользу ФИО2 компенсации морального вреда.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку ФИО2 отказано в удовлетворении исковых требований, у суда отсутствуют основания для взыскания в ее пользу судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства», обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства», обществу с ограниченной ответственностью «Расчетный центр» о признании незаконными действий по начислению и включению в состав платы за коммунальные услуги по <адрес> по адресу: <адрес>, платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, взыскании солидарно с общества с ограниченной ответственностью «Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства», общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства », ООО «Расчетный центр»
денежных средств в размере 3863 рубля 43 копейки, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ), с подачей жалобы через Лузский районный суд <адрес>.
Судья С.Н.Захарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья С.Н.Захарова