Дело № 2-252/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,
с участием истца Забровского Д.В.,
представителя истца Кучинского С.Э.,
представителей ответчика Федорова С.Э.,
24 января 2018 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забровского ФИО10 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении к обеспечению инвалида медицинскими препаратами,
установил:
Забровский Д.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Комитету здравоохранения Волгоградской области, в котором просит признать за ним право на бесплатное обеспечение препаратом Босутиниб (Босулиф); возложить на Комитет здравоохранения Волгоградской области обязанность принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата Босутиниб (Босулиф) и обеспечивать Забровского Д.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> в полном соответствии с медицинскими показаниями – <данные изъяты>. в сутки. Решение суда в части обеспечения его медицинским препаратом обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований Забровский Д.В. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года страдает <данные изъяты>). Данное заболевание приводит к сокращению продолжительности жизни гражданина. ДД.ММ.ГГГГ он признан инвалидом первой группы бессрочно. В ДД.ММ.ГГГГ году в ФГБУ «Первый Санкт-Петербургий государственный медицинский университет им. ФИО6» ФИО1 была проведена аллогенная <данные изъяты>. Однако, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году заболевание стало прогрессировать, а также в виду наличия мутаций, по медицинским и жизненным показаниям ему был назначен лекарственный препарат <данные изъяты> мг в сутки. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ консилиум ГБУЗ «<адрес> №» ему также рекомендована терапия указанным медицинским препаратом. Также решением врачебной комиссией ГУЗ «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с показаниями, на основании выписного эпикриза ФГБУ «<данные изъяты> №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заключения клинико-экспертной комиссии ГБУЗ «<адрес> <адрес> №» № от ДД.ММ.ГГГГ ему также назначен данный препарат в указанной выше дозе. Вместе с тем, в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в обеспечении истцу препаратом <данные изъяты>), ссылаясь на отсутствие лекарственного препарата в перечне препаратов, утвержденных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению <адрес> медицинской помощи в ДД.ММ.ГГГГ году и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденной Законом Волгоградской области № 130-Од от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ответчик незаконно уклоняется от обеспечения его лекарственным препаратом, необходимым ему для поддержания жизни. Изложенное послужило основанием для обращения за судебной защитой.
В судебном заседании истец Забровский Д.В. и его представитель Кучинский С.Э., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Ответчик Комитет здравоохранения Волгоградской области в лице представителя Федорова Д.В., действующего на основании по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признал, просил в иске отказать.
Третье лицо Министерство здравоохранения Российской Федерации для участия в судебном заседании своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, представив возражения на иск Забровского Д.В., в котором просят дело рассмотреть отсутствие своего представителя. Согласно представленным возражениям Забровский Д.В. имеет диагноз хронический миелоидный лейкоз, относящихся к числу злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей. При этом обеспечение истца лекарственным препаратом бозутиниб может быть осуществлено в индивидуальном порядке Комитетом здравоохранения Волгоградской области за счет средств областного бюджета при наличии медицинских показателей и выдаче рецепта.
Третьи лица Комитет финансов Волгоградской области, ГУЗ «Клиническая больница №2» для участия в судебном заседании своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.
Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
Согласно ст. 4,19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П и от 29 марта 2011 года N 2-П).
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.
Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всем адресованным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Программа же государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденная постановлением Правительства 19.12.2016 № 1403, в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно) предусматривает право граждан на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при заболеваниях и состояниях «новообразования»; а в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.1.14 Положения, комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.34 - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 настоящего Закона).
Материалами дела подтверждено, что Забровский Д.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является жителем <адрес>, а следовательно, вправе претендовать на льготы, распространяемые применительно к указанному региону.
Далее, из материалов дела следует, что Забровский Д.В. является инвалидом первой группы (л.д.14), страдает <данные изъяты>.
Согласно выписному эпикризу <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Забровский Д.В. обследован и прошел лечение в отделении <данные изъяты>. Рекомендован <данные изъяты> мг. (л.д. 19-22)
Как следует из консультативного заключения <данные изъяты>» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ пациенту Забровскому Д.В. выполнена аллогенная трансплантация костного мозга от частично совместимого неродственного донора с получением полного молекулярного ответа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован молекулярный рецидив с утратой большого молекулярного ответа от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая наличие мутации с ДД.ММ.ГГГГ начата терапия босутинибом, которая рекомендована по жизненным показаниям в суточной дозе 500 мг под контролем молекулярно-биологического мониторинга 1 раз в 2 месяца (л.д. 15).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Забровский Д.В. также обследован и прошел лечение в отделении трансплантации костного мозга для взрослых <данные изъяты>» Министерства здравоохранения Российской Федерации, где рекомендован <данные изъяты> (л.д.23-26).
В соответствии со справкой ГБУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Забровский Д.В. находился на амбулаторном обследовании, где установлено, что пациент по жизненным показаниям нуждается в терапии <данные изъяты>сутки (л.д. 16).
Как установлено, лекарственный препарат «<данные изъяты>) зарегистрирован на территории Российской Федерации, внесен в Государственный реестр лекарственных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с регистрационным номером ЛП-002711.
Указанный лекарственный препарат согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.12.2015 г. № 2724-р с 01 марта 2016 года отнесен к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения
Между тем, в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссии медицинских организаций, утвержденный как вышеуказанным распоряжением Правительства РФ по приложению № 2, так и ранее действовавшим распоряжением № 2782-р, указанный лекарственный препарат не входит.
В силу положений ст. 37 Федерального закона №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть первая). Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть пятая).
Согласно ст. 48 Федерального закона №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, Врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей (часть первая). Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть вторая).
Из содержания протокола ВК № от ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «<данные изъяты>» следует, что на основании выписного эпикриза отделения трансплантологии костного мозга <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес>, заключения клинико-экспертной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Забровскому Д.В. назначен по жизненным показаниям лекарственный препарат <данные изъяты> (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ Забровский Д.В. обратился в территориальный орган Росздравнадзор по Волгоградской области с заявлением об обеспечении его лекарственным препаратом Босутиниб.
ДД.ММ.ГГГГ председателю Комитета Здравоохранения Администрации Волгоградской области направлено экспертное заключение на Забровского Д.В., где указано, что в связи с потерей эффективности препарата дазатиниб (ДД.ММ.ГГГГ) пациент переведен специалистами <данные изъяты> на терапию <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года. На этом фоне терапии отмечается восстановление большого молекулярного ответа. Таким образом, у пациента имеются показания и доказанная эффективность и отсутствие непереносимости проводимой терапии ингибитором тирозинкиназы <данные изъяты> внутрь длительно на <данные изъяты> месяц терапии требуется <данные изъяты> на <данные изъяты> месяцев – <данные изъяты> упаковок (л.д. 18).
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ Комитет здравоохранения Волгоградской области указал, что данный лекарственный препарат не входит в перечень Приложения № и № Распоряжения №-р и в перечень лекарственных препаратов, утвержденный Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населения Волгоградской области медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому обеспечение данным препаратом за счет средств федерального бюджета не представляется возможным (л.д.28).
Таким образом, Забровский Д.В. до настоящего времени жизненно показанным ему лекарственным препаратом не обеспечен, что нарушает его право на жизнь и здоровье.
Соглашаясь с доводами истца и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению Забровского Д.В. показанным лекарственным препаратом, суд принимает во внимание следующее.
Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Закона Волгоградской области от 12 мая 2009 г. № 1885-ОД "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области" в их взаимосвязи.
Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена Комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152.
Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.
Нуждаемость Забровского Д.В. в применении показанного ему лекарственного препарата по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что Забровский Д.В. нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванного лекарственного препарата, имеет право на бесплатное обеспечение данным препаратом за счет средств бюджета Волгоградской области, однако на момент рассмотрения дела им не обеспечен.
Заявленные по делу доводы и возражения со стороны ответчика, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку имеют своей целью фактическое уклонение от исполнения возложенных на ответчика государством задач и функций.
Забровский Д.В. просит суд возложить на Комитет здравоохранения Волгоградской области обязанность обеспечивать его лекарственным препаратом <данные изъяты>) в полном соответствии с назначениями врачебной комиссией <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> мг в сутки.
Вместе с тем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в части, и обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать Забровского Д.В. лекарственным препаратом <данные изъяты>) в необходимом объеме в соответствии с медицинским показателями до отмены данного препарата лечащим врачом.
Делая такой вывод, суд исходит из того, что дозировка препарата может быть изменена в зависимости от состояния больного, так же как вопрос о сроке приема препаратов, что может привести к сложностям в исполнении решения суда. Вопрос о выборе способа предоставления препаратов Забровскому Д.В. (амбулаторно, в условиях стационара и т.д.) должен быть определен ответчиком при исполнении решения суда в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом того, что указанный лекарственный препарат является жизненно необходимым для Забровского Д.В., суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению. При этом суд учитывает, что закупка указанного препарата должна быть осуществлена на контрактной основе, в связи с чем задержка в исполнении решения суда, с учетом предусмотренного срока для его вступления в законную силу и возможного обжалования судебного акта может привести к неоправданной задержке в исполнении решения суда, и как следствие поставить под угрозу жизнь инвалида.
В соответствии с п.п.2 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются, в том числе истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.
Поскольку, истец в силу закона освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления, то уплаченная ДД.ММ.ГГГГ государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей по чек-ордеру № (л.д. 11) подлежит возврату Забровскому Д.В. полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 212,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Забровского ФИО12 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении к обеспечению инвалида медицинскими препаратами - удовлетворить в части.
Признать за Забровским ФИО11, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, имеющим международное непатентованное или химическое наименование «<данные изъяты> торговое наименование «<данные изъяты>
Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать Забровского ФИО13, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, лекарственным препаратом, имеющим международное непатентованное или химическое наименование «<данные изъяты>», торговое наименование «<данные изъяты>» в необходимом объеме в соответствии с медицинским показателями до отмены данного препарата лечащим врачом, в остальной части иска отказать.
Решение суда о возложении обязанности на Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечивать Забровского ФИО14 лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.
Государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, оплаченная по чек- ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ при подаче искового заявления Забровского ФИО15 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении к обеспечению инвалида медицинскими препаратами, подлежит возврату из бюджета Забровскому ФИО16.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 29 января 2018 года.
Судья Юрченко Д.А.