Уникальный идентификатор дела: 34RS0003-01-2019-006358-02
Дело № 2-5420/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
(заочное)
город Волгоград 11 ноября 2019 года
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Музраева З.К.
при секретаре судебного заседания Атопове Б.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты, и излишне полученной ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунально-жилищных услуг, в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты, и излишне полученной ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунально-жилищных услуг, в порядке наследования. В обосновании иска указало, что ФИО1, проживавшая по адресу: <адрес>, была зарегистрирована в Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» по льготной категории «ветеран труда» и являлась получателем мер социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги - статья 3 Закона Волгоградской области № 1016-Д от 03 марта 2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области»; и Закон Волгоградской области № 246-ОД от 31 декабря 2015 года «Социальный кодекс Волгоградской области». На основании статьи 3 Закона Волгоградской области № 1016-ОД от 03 марта 2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области» - ветеранам труда предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежегодно индексируемой ежемесячной денежной выплаты, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, определяемой в размере 50 процентов величины областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области в пределах социальной нормы площади жилья, установленной главой администрации Волгоградской области. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, был установлен Постановлением Администрации Волгоградской области № 90-п от 29 марта 2010 года. С 01 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, проживающим на территории Волгоградской области, предоставлялись в соответствии с Законом Волгоградской области № 1733-ОД от 08 июля 2008 года «О внесении изменений в законы Волгоградской области № 1016-ОД от 03 марта 2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области», и № 1197-ОД от 14 февраля 2006 года «О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы» в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной по установленной методике. Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг был установлен Постановлением Администрации Волгоградской области № 155-п от 26 апреля 2010 года «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». В соответствии с данными законодательными актами ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей, которая с ДД.ММ.ГГГГ, с учётом ежегодной индексации составила 529 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 568 рублей, с дальнейшим перерасчётом в соответствии с действующим законодательством. До 2015 года предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда федерального значения осуществлялось по стандарту, исходя из размера жилой площади и количества членов семьи на основании сведений, предоставляемых льготополучателями. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг определялся как произведение величины площади жилья, умноженной на удельный вес жилищно-коммунальных услуг, умноженной на величину областного стандарта стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц, умноженной на 50%. С ДД.ММ.ГГГГ изменился механизм предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг данной категории граждан (меры социальной поддержки стали предоставляться исхода из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг). В соответствии с пунктом 2.3 Порядка 155-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области № 1-п от 15 января 2015 года) ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается гражданину по заявлению индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50 процентов от произведения величин социальной нормы площади жилья, установленной постановлением Губернатора Волгоградской области, и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области. С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки стали предоставляться ФИО1 на основании вступившего в действие Социального кодекса Волгоградской области, а также Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, утвержденного Приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области № 396 от 19 апреля 2016 года, и Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и ветеранам военной службы, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, гражданам, имеющим статус «Дети Сталинграда», бывшим военнослужащим 1927-1928 годов рождения, утвержденного Приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области № 335 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончалась. Право на ежемесячные денежные выплаты она имела по ДД.ММ.ГГГГ. За период с января 2015 года по февраль 2017 года ФИО1 из расчёта стандарта и количества проживающих была назначена и выплачена ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 18924 рублей. Указанная денежная выплата была перечислена на лицевой счёт ФИО1 в Сбербанке. ФИО1 при жизни платежные документы для осуществления перерасчёта в центр социальной защиты населения не предоставляла, как того требует Порядок. При осуществлении после смерти ФИО1 перерасчёта ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг по фактическим затратам по данным, представленным Открытого акционерного общества «ИВЦ ЖКХ и ТЭФИО6» и Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Волгоград» по адресу: <адрес>, было установлено, что общая сумма ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с января 2015 года по февраль 2017 года у ФИО1 должна была составить 18361 рубль 44 копейки. Сумма излишне полученных сверх объема мер социальной поддержки средств областного бюджета составила 562 рублей 56 копеек. В связи с тем, что о смерти ФИО1 в органы соцзащиты никто из её родственников не сообщил, меры социальной поддержки перечислялись на её лицевой счёт в Сбербанке по май 2017 года. Сумма излишне перечисленной ежемесячной денежной выплаты за период с марта 2017 года по май 2017 года составила 1587 рублей, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг 1748 рублей, а всего 3335 рублей. Общая сумма излишне перечисленных денежных средств составила 3897 рублей 56 копеек (562 рублей 56 копеек + 3335 рублей = 3897 рублей 56 копеек). На основании пункта 3.5 Порядка № от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства: изменение места жительства гражданина; переход получателя на получение мер социальной поддержки по другим основаниям за счет средств областного бюджета в соответствии со статьями 35 и 47 Социального кодекса; помещение получателя на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме; смерть гражданина либо признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; представление гражданином документов с заведомо недостоверными сведениями. На основании пункта 3.11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, утвержденного Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области № 396 от 19 апреля 2016 года, ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором центром социальной защиты установлены соответствующие обстоятельства: а) изменение места жительства гражданина; б) смерть гражданина, либо признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; в) представление гражданином документов с заведомо недостоверными сведениями; г) несоответствие получателя мер социальной поддержки условиям, установленным пунктами 1.1 и 1.2 настоящего Порядка; д) переход на получение мер социальной поддержки из средств федерального бюджета. Решениями директора Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» указанные выплаты прекращены с 01 июня 2017 года. На основании пункта 3.16. Порядка № 396 от 19 апреля 2016 года, полученные авансовые суммы ежемесячных денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных слуг, в связи со смертью получателя подлежат перерасчёту. Определенные перерасчётом суммы, проавансированные сверх объёма мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 1175 ГК РФ - наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. Денежные обязательства входят в наследственное имущество и должны быть исполнены наследниками должника. Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство включает в себя не только имущественный актив, но и пассив наследодателя, поскольку при наследовании возникает универсальное правопреемство (пункт 1 статьи 1110 ГК РФ). На основании изложенного, на наследниках лежит обязанность по возмещению излишне полученных наследодателем (ФИО1) денежных средств сверх объёма мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством. Государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» сделан запрос в Нотариальную палату Волгоградской области № 03/25346 от 16 ноября 2017 года, и получен ответ от исполняющего обязанности нотариуса ФИО12 - ФИО13 № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело и имеются наследники, принявшие наследство. Ответчик ФИО2 является дочерью умершей ФИО1. В соответствии со статьей 1142 ГК РФ - дети наряду с супругами и родителями являются наследниками первой очереди по закону. Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по <адрес> ФИО6» неоднократно обращалось к ответчику ФИО2 с просьбой погасить излишне выплаченную сумму ФИО1 (письма № от ДД.ММ.ГГГГ, и № от 24. мая 2019 года), однако она на данные письма не отреагировала. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - решение вопросов по организации социального обслуживания населения и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан было отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим на основании Постановления ФИО3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Управления социальной защиты населения ФИО8 <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ создано Территориальное управление по <адрес> ФИО6 Управления социальной защиты населения ФИО8 <адрес>, которому было делегировано предоставление льгот и компенсаций, установленных законодательством, на территории <адрес> вместо ликвидированного управления социальной защиты населения ФИО9 <адрес> ФИО6, а также переданы личные дела получателей льгот. Созданное с ДД.ММ.ГГГГ государственное учреждение «Центр социальной защиты населения по <адрес> ФИО6» является правопреемником Территориального управления по <адрес> ФИО6 Управления социальной защиты населения ФИО8 <адрес> в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки и государственной социальной помощи населению <адрес> ФИО6. С ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение «Центр социальной защиты населения по <адрес> ФИО6» переименовано в Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по <адрес> ФИО6» в соответствии с Постановлением ФИО8 <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении типа государственных учреждений, подведомственных Управлению социальной защиты населения ФИО8 <адрес>, и о внесении изменений в Постановление ФИО8 <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ (Об утверждении перечня государственных бюджетных учреждений, тип которых не подлежит изменению». Просит суд взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по <адрес> ФИО6» сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в размере 1587 рублей, и сумму в виде излишне полученной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 2310 рублей 56 копеек.
Судом в качестве соответчиков привлечены наследники, принявшие наследство после смерти ФИО1 – ФИО4 и ФИО5.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В судебном заседании представитель истца ФИО14, действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» ФИО15, не явилась, о времени и дне рассмотрения дела извещена, суду представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в порядке статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
В судебное заседание ответчик ФИО2, не явилась, о времени и дне рассмотрения дела извещена заказной почтовой корреспонденцией по месту регистрации и проживания по адресу: <адрес>, правом на получение почтовой заказной корреспонденции не воспользовалась, почтовое отправление возвращено в суд невостребованными за истечением срока хранения, не ходатайствовала об отложении судебного заседания, уважительных причин своей неявки и письменных возражений на исковое заявление суду не представила, в порядке статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие, в порядке заочного судопроизводства.
В судебное заседание ответчик ФИО4, не явилась, о времени и дне рассмотрения дела извещена заказной почтовой корреспонденцией по месту регистрации и проживания по адресу: <адрес>, правом на получение почтовой заказной корреспонденции не воспользовалась, почтовое отправление возвращено в суд невостребованными за истечением срока хранения, не ходатайствовала об отложении судебного заседания, уважительных причин своей неявки и письменных возражений на исковое заявление суду не представила, в порядке статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие, в порядке заочного судопроизводства.
В судебное заседание ответчик ФИО5, не явился, о времени и дне рассмотрения дела извещен заказной почтовой корреспонденцией по месту регистрации и проживания по адресу: <адрес>, полученной лично ДД.ММ.ГГГГ, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, уважительных причин своей неявки и письменных возражений на исковое заявление суду не представил, в порядке статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие, в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу части 13 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
На основании статьи 3 Закона Волгоградской области № 1016-ОД от 03 марта 2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области» - ветеранам труда предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежегодно индексируемой ежемесячной денежной выплаты, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, определяемой в размере 50 процентов величины областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области в пределах социальной нормы площади жилья, установленной главой администрации Волгоградской области.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, был установлен Постановлением Администрации Волгоградской области № 90-п от 29 марта 2010 года.
С 01 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, проживающим на территории Волгоградской области, предоставлялись в соответствии с Законом Волгоградской области № 1733-ОД от 08 июля 2008 года «О внесении изменений в законы Волгоградской области № 1016-ОД от 03 марта 2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области», и № 1197-ОД от 14 февраля 2006 года «О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы» в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной по установленной методике.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг был установлен Постановлением Администрации Волгоградской области № 155-п от 26 апреля 2010 года «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Судом установлено.
ФИО1, проживавшая по адресу: <адрес>, была зарегистрирована в Государственном казенном учреждении «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда по льготной категории «ветеран труда», с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты в размере 250 рублей, которая с ДД.ММ.ГГГГ, с учётом ежегодной инфляции составила 529 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась получателем мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) по оплате жилищно-коммунальных услуг - статья 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в размере 568 рублей, с дальнейшим перерасчётом в соответствии с действующим законодательством.
До 2015 года предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда федерального значения осуществлялось по стандарту, исходя из размера жилой площади и количества членов семьи на основании сведений, предоставляемых льготополучателями.
Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг определялся как произведение величины площади жилья, умноженной на удельный вес жилищно-коммунальных услуг, умноженной на величину областного стандарта стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц, умноженной на 50%.
С ДД.ММ.ГГГГ изменился механизм предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг данной категории граждан (меры социальной поддержки стали предоставляться исхода из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка 155-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области № 1-п от 15 января 2015 года) ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается гражданину по заявлению индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50 процентов от произведения величин социальной нормы площади жилья, установленной постановлением Губернатора Волгоградской области, и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области.
С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки стали предоставляться ФИО1 на основании вступившего в действие Социального кодекса Волгоградской области, а также Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, утвержденного Приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области № 396 от 19 апреля 2016 года, и Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и ветеранам военной службы, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, гражданам, имеющим статус «Дети Сталинграда», бывшим военнослужащим 1927-1928 годов рождения, утвержденного Приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области № 335 от 12 апреля 2016 года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончалась.
Право на ежемесячные денежные выплаты ФИО1 имела по ДД.ММ.ГГГГ.
За период с января 2015 года по февраль 2017 года ФИО1 из расчёта стандарта и количества проживающих была назначена и выплачена ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 18924 рублей.
Указанная денежная выплата была перечислена на лицевой счёт ФИО1 в Сбербанке.
ФИО1 при жизни платежные документы для осуществления перерасчёта в центр социальной защиты населения не предоставляла, как того требует Порядок.
При осуществлении после смерти ФИО1 перерасчёта ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг по фактическим затратам по данным, представленным Открытого акционерного общества «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» и Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Волгоград» по адресу: <адрес>, было установлено, что общая сумма ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, за период с января 2015 года по февраль 2017 года у ФИО1 должна была составить 18361 рубль 44 копейки.
Сумма излишне полученных сверх объема мер социальной поддержки средств областного бюджета составила 562 рублей 56 копеек. В связи с тем, что о смерти ФИО1 в органы соцзащиты никто из её родственников не сообщил, меры социальной поддержки перечислялись на её лицевой счёт в Сбербанке по май 2017 года.
Сумма излишне перечисленной ежемесячной денежной выплаты за период с марта 2017 года по май 2017 года составила 1587 рублей, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг 1748 рублей, а всего 3335 рублей.
Общая сумма излишне перечисленных денежных средств составила 3897 рублей 56 копеек (562 рублей 56 копеек + 3335 рублей = 3897 рублей 56 копеек).
На основании пункта 3.5 Порядка № 335 от 12 апреля 2016 года ежемесячная денежная выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства:
- изменение места жительства гражданина;
- переход получателя на получение мер социальной поддержки по другим основаниям за счет средств областного бюджета в соответствии со статьями 35 и 47 Социального кодекса;
- помещение получателя на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме;
- смерть гражданина либо признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;
- представление гражданином документов с заведомо недостоверными сведениями.
На основании пункта 3.11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, утвержденного Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области № 396 от 19 апреля 2016 года, ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором центром социальной защиты установлены соответствующие обстоятельства:
а) изменение места жительства гражданина;
б) смерть гражданина, либо признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;
в) представление гражданином документов с заведомо недостоверными сведениями;
г) несоответствие получателя мер социальной поддержки условиям, установленным пунктами 1.1 и 1.2 настоящего Порядка;
д) переход на получение мер социальной поддержки из средств федерального бюджета.
Решениями директора Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» указанные выплаты ФИО1 прекращены с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании пункта 3.16 Порядка № 396 от 19 апреля 2016 года, полученные авансовые суммы ежемесячных денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных слуг, в связи со смертью получателя подлежат перерасчёту.
Определенные перерасчётом суммы, проавансированные сверх объёма мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из копии свидетельства о праве на наследство по закону наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО7 являются:
- сын ФИО5;
- дочь ФИО4;
- ФИО2.
Стоимость наследственного имущества не превышает сумму долга.
Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство включает в себя не только имущественный актив, но и пассив наследодателя, поскольку при наследовании возникает универсальное правопреемство (пункт 1 статьи 1110 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1175 ГК РФ - наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. Денежные обязательства входят в наследственное имущество и должны быть исполнены наследниками должника.
Из материалов дела усматривается, что ответчики ФИО2, ФИО4, и ФИО5 получили свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе и на излишне перечисленную денежную выплату в размере 3897 рублей 56 копеек.
Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда обращалось к ответчику ФИО2 с просьбой погасить излишне выплаченную сумму, однако в добровольном порядке ответчик средства социальной поддержки не возместила.
Поскольку судом установлено, что имела место переплата наследодателю средств федерального бюджета - долг, сформировавшийся при жизни наследодателя и подлежащий по закону возмещению наследниками, а также ответчиками ФИО2. ФИО4, и ФИО5 необоснованно получены находящаяся на счёту ФИО1 денежная выплата в размере 3897 рублей 56 копеек, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда о взыскании с ответчиков излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в размере 1587 рублей, и излишне полученной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 2310 рублей 56 копеек, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, на основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198и 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» к ФИО2, ФИО4 и ФИО5 о взыскании суммы долга ФИО1 излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты, и излишне полученной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, в порядке наследования, - удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО2, ФИО4 и ФИО5 в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда» излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в размере 1587 рублей, и излишне полученной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 2310 рублей 56 копеек, с каждого по 770 рублей 19 копеек.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Дзержинский районный суд города Волгограда в течении семи дней со дня вручения им копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течении месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Справка: текст решения суда изготовлен 13 ноября 2019 года.
Судья: подпись З.К.Музраев