Дело № 2-1/2024 (№ 2-234/2023, № 2-2304/2022)
24RS0016-01-2022-002431-87
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2024 года г. Железногорск Красноярского края
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей - судьи Дряхловой О.В., при секретаре судебного заседания Шатовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Федорову Ивану Сергеевичу о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (далее – КГКУ «УСЗН», истец) обратилось в суд с иском к Федорову И.С. о взыскании неосновательного обогащения, мотивируя свои требования следующим.
Федоров И.С. 30.08.2021 обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с заявлением о назначении государственной социальной помощи (далее - ГСП) на основании социального контракта.
На основании заявления Федорова И.С. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» территориальным отделением было принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта от 08.09.2021 № 45. Затем с Федоровым И.С. был заключен социальный контракт от 20.09.2021 № 71-02-0045 сроком на 6 месяцев (с 20.09.2021 по 20.03.2022). Согласно социальному контракту Федорову И.С. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленная на расчетный счет последнего, указанный в заявлении.
Территориальным отделением 20.01.2022 принято решение о прекращении оказания Федорову И.С. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании подпункта 5 пункта 35 Порядка - непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (далее – ПСА).
Решение о прекращении оказания Федорову И.С. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта принято по следующим причинам: в соответствии с пунктом 4 раздела 2 «Мероприятия по социальной адаптации на срок действия социального контракта» ПСА к социальному контракту Федоров И.С. обязался в срок до 31.12.2021 приобрести оборудование и инструменты для ведения предпринимательской деятельности по производству металлоконструкций, перечень которых установлен разделом 4 ПСА к социальному контракту.
В соответствии с пунктом 28 Порядка получатель ГСП ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и ПСА, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. При выполнении мероприятия программ, носящего финансовый характер, получатель государственной социальной помощи прилагает к отчету документы, подтверждающие целевое использование средств. Исполнение обязательств по социальному контракту заявителем подтверждается предоставлением ежемесячного отчета, форма которого утверждена порядком. Таким образом, до 15.01.2022 Федоровым И.С. не представлены отчет и документы на приобретение имущества.
В адрес Федорова И.С. территориальным отделением направлены уведомление от 20.01.2022 № 7101452021000053 о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта и уведомление о возврате денежных средств от 28.03.2022 № 80/1/12-456 в размере 250 000 руб.
В соответствии со ст. 1, ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 401, ч. 1 ст. 1102, абз. 2 п. 4 ст. 453 ГК РФ, с постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», истец просит суд взыскать с Федорова И.С. сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 250 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 700 руб.
В судебное заседание представитель истца не прибыл, истец извещен надлежащим образом. В заявлении представитель истца Дегтярева О.В. (полномочия по доверенности) ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, не возражала против рассмотрения дела в заочном порядке при неявке ответчика.
Ответчик Федоров И.С. в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом по указанному в иске адресу (он же адрес регистрации по месту жительства), а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Железногорского городского суда в сети Интернет. Извещение ответчику направлялось заказной корреспонденцией, которую он не получил.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В соответствии с п.1 ст. 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат; юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним; например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения (пункт 67); статья 165.1 ГК Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).
Судебное извещение не получено ответчиком по обстоятельствам, зависящим исключительно от него.
При таких обстоятельствах, суд признает ответчика надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом мнения представителя истца, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом мнения представителя истца, на основании определения суда дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Изучив доводы иска, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Материалами дела установлено, что Федоров И.С. 30.08.2021 обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с заявлением о назначении ГСП на основании социального контракта.
На основании заявления Федорова И.С. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» территориальным отделением было принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта от 08.09.2021 № 45. Затем с Федоровым И.С. был заключен социальный контракт от 20.09.2021 № 71-02-0045 сроком на 6 месяцев (с 20.09.2021 по 20.03.2022). Согласно социальному контракту Федорову И.С. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленная на расчетный счет последнего, указанный в заявлении.
Территориальным отделением 20.01.2022 принято решение о прекращении оказания Федорову И.С. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании подпункта 5 пункта 35 Порядка - непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и ПСА.
Решение о прекращении оказания Федорову И.С. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта принято по следующим причинам: в соответствии с пунктом 4 раздела 2 «Мероприятия по социальной адаптации на срок действия социального контракта» ПСА к социальному контракту Федоров И.С. обязался в срок до 31.12.2021 приобрести оборудование и инструменты для ведения предпринимательской деятельности по производству металлоконструкций, перечень которых установлен разделом 4 ПСА к социальному контракту.
В соответствии с пунктом 28 Порядка получатель ГСП ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и ПСА, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. При выполнении мероприятия программ, носящего финансовый характер, получатель государственной социальной помощи прилагает к отчету документы, подтверждающие целевое использование средств. Исполнение обязательств по социальному контракту заявителем подтверждается предоставлением ежемесячного отчета, форма которого утверждена порядком. Таким образом, до 15.01.2022 Федоровым И.С. не представлены отчет и документы на приобретение имущества.
В адрес Федорова И.С. территориальным отделением направлены уведомление от 20.01.2022 № 7101452021000053 о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта и уведомление о возврате денежных средств от 28.03.2022 № 80/1/12-456 в размере 250 000 руб.
Полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице его территориальных отделений. На территории ЗАТО Железногорск Красноярского края указанные полномочия осуществляет территориальное отделение по ЗАТО г. Железногорск.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.
В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
Постановлением предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.
Порядок устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 №10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. ПСА устанавливается на срок действия социального контракта (Пункт 6 Порядка, в ред. от 25.05.2021).
Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи, может заключить социальный контракт, к которому прилагается ПСА, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).
В силу пункта 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу пункта 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и ПСА, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и ПСА (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня: непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и ПСА, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка.
В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком Федоровым И.С. не выполнены условия заключенного с ним социального контракта от 220.09.2021 № 71-02-0045, так как им не представлен своевременно ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и ПСА, в соответствии с разделом 2 «Мероприятия по социальной адаптации на срок действия социального контракта» ПСА к социальному контракту Федоров И.С. не представил отчет и документы о приобретении имущества.
Документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие реализации предусмотренных программой мероприятий, ответчик в ТО КГКУ «УСЗН» в г. Железногорске не представил.
Согласно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм, при отсутствии признаков недобросовестности, могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком Федоровым И.С. не представлено суду доказательств отсутствия в его действиях недобросовестности и наличия оснований недопустимости возврата денежных средств в соответствии со ст. 1109 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд взыскивает с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 250 000 руб.
Согласно части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса.
Возмещение судебных расходов (в число которых на основании части первой статьи 88 ГПК Российской Федерации входят и расходы на уплату государственной пошлины) на основании приведенной нормы осуществляется, таким образом, только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Поскольку судом установлено, что ответчиком было нарушено право истца и требования последнего были заявлены правомерно, судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 5 700 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.
Взыскать с Федорова Ивана Сергеевича в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» денежную сумму, полученную по социальному контракту № 71-02-0045 от 20.09.2021 в размере 250 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 700 руб., всего взыскать 255 700 (двести пятьдесят пять тысяч семьсот) рублей.
Ответчик вправе подать в Железногорский городской суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2024 года.
Председательствующий О.В. Дряхлова