полный текст изготовлен 31.10.2024
дело № 33-17310/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 22.10.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Локтина А.А., |
судей |
Волкоморова С.А., |
Ильясовой Е.Р., |
при ведении протокола помощником судьи Дерябиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4154/2024 (УИД: 66RS0020-01-2022-002528-86) по иску общества с ограниченной ответственностью «ДЕЗ» к Ведерникову Василию Николаевичу о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, пеней;
по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 26.06.2024.
Заслушав доклад судьи Локтина А.А., судебная коллегия
установила:
Управляющая компания многоквартирного <адрес>, <адрес> (далее – МКД <№>) на <адрес> ООО «ДЕЗ» обратилась в суд с иском к собственнику расположенного в данном доме нежилого помещения площадью <№> кв. м., Ведерникову В.Н., в котором просила взыскать с ответчика:
- задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.02.2020 по 28.02.2022 в размере 132955 рублей 25 копеек;
- пени за период с 01.02.2020 по 28.02.2022 в размере 18398 рублей 05 копеек.
Также истец просил взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины – 4227 рублей 07 копеек.
Ответчик иск не признал, полагал, что плату за капитальный ремонт должен взыскивать владелец специального счета Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Фонд капремонта), вследствие чего ООО «ДЕЗ» является ненадлежащим истцом. Также указал, что в адрес ответчика платежные документы истцом за спорный период времени не направлялись.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 26.06.2024 исковые требования удовлетворены частично:
- с Ведерникова В.Н. в пользу ООО «ДЕЗ» взыскана задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с 01.02.2020 по 28.02.2022 в размере 132955 рублей 25 копеек, пени за тот же период времени 5000 рублей.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Также с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины 4227 рублей 01 копейка.
Истец с указанным решением суда первой инстанции согласился.
Ответчик в апелляционной жалобе, приводя доводы, аналогичные возражениям на иск, просит решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 26.06.2024 отменить, ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права.
Истец и ответчик, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства, предоставление которых признано судом апелляционной инстанции необходимым в силу положений ч. 2 ст. 56, абз. 2 ч. 1 ст. 327.1, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в п. п. 43, 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из нижеследующего.
Из представленных материалов следует, что суд правильно определил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению: ст. ст. 210, 309, п. 1 ст. 310, ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, ст.ст. 153, ч. 2 ст. 154, ч. 1, 14.1 ст. 155, ч. 3 ст. 158, ч. ч. 1, 3 ст. 169, ст. 171, ч. 3.1 ст. 175, п. 1 ч. 2 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации; учел правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П; разъяснения, приведенные в п. п. 29, 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее – ППВС 22), и верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.
Из материалов дела следует (л. д. 6-7), что ответчику Ведерникову В.Н. с 10.02.2014 принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером <№>, общей площадью <№> кв. м. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (л. д. 147).
Управление МКД <№> осуществляет ООО «ДЕЗ» (л. д. 15-17).
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, в которую был включен многоквартирный <адрес> (л. д. 123-125).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений МКД <№> от 27.08.2014 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете указанного многоквартирного дома, владельцем которого является региональный оператор (Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области). Определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет – ПАО Сбербанк. Принято решение уполномочить действовать в интересах собственников многоквартирного дома при взаимодействии с региональным оператором по вопросам проведения капитального ремонта ООО «ДЕЗ» (л. д. 120-122).
Из справки об открытии специального счета следует, что Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области открыт специальный счет для формирования фонда на капитальный ремонт <№> для МКД <№> (л. д. 126).
Как следует из представленных истцом расчетов задолженности, выписки по лицевому счету, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт в спорный период ответчиком надлежащим образом не исполнялась, в связи с чем возникла указанная в исковом заявлении задолженность по основному долгу, на которую начислялись пени (л. д. 13-14).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ООО «ДЕЗ» не вправе требовать взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, так как не является надлежащим истцом, поскольку не принято решение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, о выборе лица, уполномоченного на начисление и представление платежных документов, не основаны на законе и обстоятельствах дела.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Как указано в ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Согласно ч. 1 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с ч. 4 ст. 170 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет (ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации).
В силу ч. 3.1 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом.
Так, владельцем специального счета может быть:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
- осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- управляющая организация (часть 2 статьи 175 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила 416).
В подпункте «ж» пункта 4 Правил 416 приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонт у общего имущества в многоквартирном доме. Согласно данному стандарту, в обязанности управляющей организации входят, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества.
Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491) капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие «содержание общего имущества».
Исходя из приведенных норм законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по общему правилу при управлении домом управляющей организацией на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, ведению претензионной работы в отношении должников.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод заявителя о том, что при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор, обязанность по выставлению счетов и ведению претензионно-исковой работы возлагается на регионального оператора.
Обязанность регионального оператора в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора представлять платежные документы собственникам помещений в многоквартирном доме для уплаты взносов на капитальный ремонт предусмотрена законом только в одном случае - в случае формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора в силу прямого указания части 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации. У управляющей организации такая обязанность возникает в случае выбора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (пункт 1 части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом законом не установлено никаких изъятий из указанного правила в зависимости от владельца этого специального счета.
Поскольку ООО «ДЕЗ» управляет МКД <№>, оно обязано вести работу по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, ведению претензионной работы в отношении должников.
Доказательства ведения такой работы, в том числе по начислению и взиманию платы за капитальный ремонт ООО «ДЕЗ» дополнительно представлены суду апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии платежных документов не указывают на основания, освобождающие ответчика от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Вышеприведенными нормами материального права установлена обязанность всех, без исключения, собственников помещений МКД <№>, включенного в программу капитального ремонта, ежемесячно платить взносы на капитальный ремонт.
Положения ч. 2 ст. 155, ч. 2 ст. 171, ч. 3 ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывающие на оплату взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, не освобождают от уплаты таких взносов в случае, если платежные документы не направлены (не выставлены) плательщику.
Соответственно, невыставление (ненаправление) платежных документов, само по себе не освобождает ответчика, как собственника нежилого помещения, от уплаты взносов на капитальный ремонт, размер которых, эквивалентный площади находящегося в собственности помещения, может быть рассчитан самостоятельно при должной добросовестности плательщика.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы связаны с ошибочным толкованием норм материального права и направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений ст. ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в п. п. 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» (далее ППВС №23).
Взыскивая пени, суд правильно руководствовался ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и принимал во внимание, что расчет пеней истцом произведен с учетом ограничений, введенных п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах»; постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 (ред. от 13.07.2022) «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», а также разъяснений, содержащихся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос № 7); в Письме Минфина России от 13.05.2022 № 06-05-48/44669 «О начислении пени за ненадлежащее исполнение денежных обязательств - платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение, в отношении граждан и организаций, не заявивших о своем отказе от применения в отношении них моратория на банкротство».
Уменьшение судом пеней с 18398 рублей 05 копеек до 5000 рублей в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторонами по делу не обжалуется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 3271; п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 26.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Локтин
Судьи: С.А. Волкоморов
Е.Р. Ильясова