Дело № 33-13174/2022
50RS0030-01-2021-001085-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Мизюлина Е.В., Королевой Л.Е.,
при помощнике судьи Красновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2022 года апелляционную жалобу ФИО на решение Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2021 года по делу
по иску ФИО к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 13 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в страховой и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации № 13 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - УПФ РФ № 13 по городу Москве и Московской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в страховой и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2021 года исковые требования Юрченко В.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2021 года, с учетом дополнительного апелляционного определения от 6 октября 2021 года, решение Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2021 года в части отказа во включении в специальный стаж ФИО. периода обучения на курсах при УКК п/о «Антрацит» с 11 мая 1988 года по 31 мая 1988 года, в страховой стаж периода работы в должности киномонтажника в клубе Профкома Антрацитовского завеса, телевизионных блоков «Кристалл» с 02 января 1979 года по 01 февраля 1981 года и в страховой стаж периода обучения с 15 декабря 1983 года по 23 июля 1985 года в Новочеркасском ордена Трудового Красного Знамени политехническом институте имени С.Орджоникидзе отменено. В отмененной части принято по делу новое решение, которым в специальный стаж ФИО. включен период обучения на курсах при УКК п/о «Антрацит» с 11 мая 1988 года по 31 мая 1988 года, в страховой стаж период работы в должности киномонтажника в клубе Профкома Антрацитовского завода телевизионных блоков «Кристалл» с 02 января 1979 года по 01 февраля 1981 года и в страховой стаж период обучения с 15 декабря 1983 года по 23 июля 1985 года в Новочеркасском ордена Трудового Красного Знамени политехническом институте имени С.Орджоникидзе. В остальной части решение Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2021 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2021 года в части отказа ФИО в удовлетворении требований об обязании включения в страховой стаж периода с 01 января 2004 года по 31 января 2013 года отменено. Дело в указанной части направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2021 года оставлено без изменения.
С учетом изложенного, судебная коллегия проверяет законность принятого решения по доводам жалобы истца в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещены надлежащим образом (л.д.224).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы истца, считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года является незаконным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО являлся получателем досрочной пенсии по старости на территории Луганской Народной Республики (далее - ЛНР) с 14 июня 2019 года.
На территории Украины трудовая деятельность ФИО имела место по 31 декабря 1995 года, на территории Российской Федерации ФИО. трудовую деятельность не осуществлял.
13 января 2020 года ФИО обратился в ГУ - УПФ РФ № 13 по городу Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФ РФ № 13 по городу Москве и Московской области от 28 февраля 2020 года № 37084/20 Юрченко В.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
В решении пенсионного органа указано, что согласно документам, имеющимся в пенсионном деле, ФИО. в ЛНР была назначена пенсия по Списку № 1 с 14 июня 2019 года, специальный стаж по Списку № 1 составил 5 лет 0 месяцев 10 дней, страховой стаж 20 лет 0 месяцев 21 день. Учитывая, что Соглашение от 13 марта 1992 года не содержит норм, предусматривающих возможность учета в трудовом стаже периодов добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд ЛНР, правовых оснований для включения в страховой стаж периода с 01 января 2004 года по 31 января 2013 года не имеется. По состоянию на 13 января 2020 года ФИО достиг возраста 57 лет, страховой стаж составляет 10 лет 10 месяцев 27 дней (при требуемом 20 лет).
Отказывая в удовлетворении иска ФИО. в части включения в страховой стаж периода с 01 января 2004 года по 31 января 2013 года, за который истцом был добровольно уплачен единый взнос на пенсионное страхование, суд первой инстанции исходил из того, что из правового регулирования в области пенсионного обеспечения нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также требования Российского законодательства, не предусматривают возможность учета в трудовой стаж периода добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд государств-участников Соглашения.
При первоначальном рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части, указав на то, что в период с 01 января 2004 года по 31 января 2013 года ФИО. трудовую деятельность не осуществлял, включение периодов в страховой стаж помимо уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той или иной страны взаимосвязано с выполнением соответствующих видов работ и (или) иной деятельности.
Отменяя апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода работы с 01 января 2004 года по 31 января 2013 года, суд кассационной указал, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: является ли Украина участником Соглашения от 13 марта 1992 года, возможно ли распространение на ЛНР действия указанного Соглашения, была ли назначена досрочная страховая пенсия ФИО. (при отсутствии в материалах дела решения пенсионного органа о её назначении), прекращена ли выплата ФИО. пенсии в ЛНР при переезде его в Российскую Федерацию, судом апелляционной инстанции не устанавливались. Также указано судом кассационной инстанции, что разрешая требования ФИО., суд апелляционной инстанции не принял во внимание распоряжение Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно пункту 4 которого необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
С учетом требований суда кассационной инстанции, при новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции устанавливает по делу юридически значимые обстоятельства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № - С –ФЗ.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств -участников содружества независимых государств в области пенсионное о обеспечения», заключенного в г.Москва 13 марта 1992 года (далее - Соглашение определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 20 Н года № 400-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правил обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающее периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч.1 ст.30, ч.1 ст. 31, ч. 1 ст. 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона о страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе, страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, судом первой инстанции учтены не были.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
Как следует из материалов дела, истцу назначена в Луганской народной республике досрочная страховая пенсия по возрасту с 14.06.2019 года (л.д.61).
Согласно представленного расчета суммы единого взноса, уплаченного согласно договору о добровольном участии в общеобязательном государственном пенсионном страховании от 30.05.2019 года, за спорный период с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года за истца уплачивался единый взнос с заработной платы (л.д.58-65).
В суде апелляционной инстанции 11.05.2022 года истец пояснил, что пенсия в ЛНР ему выплачивалась по декабрь 2019 года, в январе 2020 года он переехал в Московскую область и в январе 2021 года обратился с заявлением о назначении пенсии (протокол судебного заседания).
Также, в материалы дела представлено уведомление о том, что истец 13.01.2020 года обратился в ГУ-УПФР №13 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии.
Как следует из решения об отказе в установлении пенсии от 28.02.2020 года, ГУ-УПФР №13 по г.Москве и Московской области установлено, что до переезда в РФ ФИО. являлся получателем досрочной пенсии на территории ЛНР. 18.02.2020 года на запрос Управления поступило пенсионное дело на ФИО. из Управления Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в г.Антраците и Антрацитовском районе. Также установлено, что согласно актам документальной проверки и уточняющим справкам, а также период с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года на основании договора от 30.05.2019 года о добровольном участии в общеобязательном государственном пенсионном страховании, на основании которого ФИО были уплачены страховые взносы на пенсионное обеспечение в УПФ ЛНР (л.д.68-69).
Таким образом, судебной коллегией установлено, что страховые взносы на пенсионное обеспечение перечислялись в спорный период в пенсионный фонд ЛНР, выплата пенсии истцу в ЛНР была прекращена в декабре 2019 года после переезда в РФ.
В решении № 01-1/2-07 Экономического Суда Содружества Независимых Государств (Минск, 26 марта 2008 года) указано, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что «при переселении пенсионера в пределах государств- участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера».
Экономический Суд Содружества Независимых Государств отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта позволяет Экономическому Суду Содружества Независимых Государств сделать вывод о том, что статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.); условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Судебная коллегия считает, что в данном случае возможно распространение на ЛНР действия указанного Соглашения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что период работы с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года подлежит включению в страховой стаж истца.
В связи с чем, судебная коллегия отменяет решение Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2021 года в части отказа во включении периода работы в страховой стаж ФИО с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года, в отменной части принимает новое решение об обязании Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 13 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж ФИО период работы с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2021 года отменить в части отказа во включении периода работы в страховой стаж ФИО с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года.
В отменной части принять новое решение.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 13 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж ФИО период работы с 01.01.2004 года по 31.01.2013 года.
Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13.05.2022 года.
Председательствующий
Судьи