Дело № 2а- 131/2020
УИД: 08RS0014-01-2020-000194-94
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 августа 2020 года с. Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыки в составе:
председательствующего – судьи Дрей В.Д.,
при секретаре – Карагодиной Г.В.,
с участием и.о. прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия Джамбинова Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии ФИО16 об оспаривании решения Избирательной комиссии ФИО17 об отказе в регистрации списка кандидатов,
у с т а н о в и л:
ФИО18 «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту – ФИО19 ФИО41) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к Избирательной комиссии ФИО20 (далее по тексту – Избирательная комиссия). В обоснование требований указало, что действия избирательной комиссии нарушают гарантированный законом принцип равенства избирательных прав кандидатов в депутаты органов местного самоуправления и нарушают права выдвинутых кандидатов на участие в избирательной компании. ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем ФИО21 ФИО22 ФИО40 получено извещение о выявленных недостатках (отсутствие фотографий, отсутствие документов ФИО23., ФИО24., ФИО25.), которые были исправлены в тот же день, то есть за три дня до дня заседания комиссии по вопросу регистрации списка кандидатов. За три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором принято решение об отказе в регистрации списка кандидатов, у избирательной комиссии были в наличии все необходимые для регистрации списка кандидатов документы и сведения, представленные истцом согласно требования закона. Указание на отсутствие каких-либо документов и (или) сведений в оспариваемом решении отсутствует. Довод избирательной комиссии о несоздании ФИО26 ФИО36 избирательного фонда не соответствует закону. Список кандидатов избирательной комиссией заверен ДД.ММ.ГГГГ решением №. Разрешение на открытие специального избирательного счета избирательная комиссия выдала ФИО28 ФИО37 ДД.ММ.ГГГГ после окончания приема документов для выдвижения списка кандидатов в 18 часов, то есть по окончании рабочего дня. День получения разрешения на открытие специального счета, с которым связано формирование избирательного фонда, совпал с установленным сроком окончания приема документов для регистрации - 18 часов 24 июля 2020 года и с учетом графика работы банка у ФИО29 ФИО38 имелась возможность обратиться с заявлением об открытии счета только ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ – выходные дни. ДД.ММ.ГГГГ года в первый рабочий день, уполномоченный представитель по финансовым вопросам ФИО30 ФИО35 незамедлительно обратился в ФИО31 № № ПАО Сбербанк России с заявлением об открытии специального избирательного счета. Операция по открытию счета банком была осуществлена в тот же день. В этот же день уведомление об открытии счета направлено в избирательную комиссию. Поскольку ФИО32 ФИО39 разрешение на открытие специального счета было выдано ДД.ММ.ГГГГ года после 18 часов, то есть когда банк уже не работал, ФИО33 ФИО34 по существу поставлено в неравные условия с другими избирательными объединениями. Таким образом, ФИО42 создан избирательный фонд после регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам в максимально возможный короткий срок, с учетом вины избирательной комиссии. По мнению административного истца, бездействие избирательной комиссии, несвоевременная и неэффективная организация работы комиссии, свидетельствует о нарушении прав ФИО43 на получение и оформление документов для создания избирательного фонда, а последовавший отказ в регистрации списка кандидатов нарушил принцип равноправия участников выборного процесса и необоснованно ограничил пассивное избирательное право кандидатов. Просит суд признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Яшалтинского № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты ФИО44 пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением, обязать административного ответчика зарегистрировать список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу.
В письменных возражениях относительно заявленных требований председатель ФИО45. указал, что при проведении выборов в органы местного самоуправления порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с территориальным учреждением Центрального Банка РФ в соответствующем субъекте РФ. Таким образом, в соответствии с Федеральным законодательством, предоставлено право избирательной комиссии Республики Калмыкия устанавливать порядок открытия специального избирательного счета, в том числе и сроки его создания. Следовательно, специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда должен быть открыт до окончания срока предоставления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов, что подтверждается и тем, что не создание избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Последней датой представления документов являлось 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленному уведомлению специальный избирательный счет открыт избирательным объединением ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, до окончания срока представления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов, избирательный фонд не был создан. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 15 минут ФИО46 представила документы на выдвижение и регистрацию списка кандидатов, в последний день периода, предусмотренного законом для предоставления документов на выдвижение и регистрацию. ФИО47 от ДД.ММ.ГГГГ № № зарегистрировала уполномоченного представителя по финансовым вопросам ФИО48 и разрешила избирательному объединению открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда при проведении выборов. Таким образом, представитель по финансовым вопросам зарегистрирован, разрешение на открытие счета было произведено комиссией незамедлительно, в день подачи документов на выдвижение и регистрацию. В более ранние сроки, позволяющие избирательному объединению своевременно открыть избирательный счет, избирательная комиссия совершить указанные действия не могла по объективным причинам в виду отсутствия документов на выдвижение и регистрацию. Учитывая указанные выше обстоятельства, представление документов в последний день, расстояние между <адрес>, ограниченное количество времени, оставшееся для совершения действий, направленных на открытие избирательного счета, ФИО49 должно было действовать с той степенью осмотрительности, которая исключала бы возможность не создания избирательного фонда в установленные законом сроки, в частности в более ранние сроки представить документы на выдвижение и регистрацию списка кандидатов. Указал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО50 поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
Председатель Избирательной комиссии ФИО51. в судебном заседании административный иск не признал и просил отказать в его удовлетворении, поддержав доводы, указанные им в возражениях.
Выслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетеля, исследовав материалы дела и представленные документы, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме – это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу статьи 11 указанного выше закона законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, указанный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Как следует из подпункта «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права граждан избирать депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Калмыкия устанавливается Законом Республики Калмыкия от 22.09.2009 № 124-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» (далее – Закон Республики Калмыкия от 22.09.2009 № 124-IV-З).
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 данного Федерального закона).
В силу пункта 24 статьи 38 вышеназванного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 этого же федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
Согласно части 1 статьи 15 Закона Республики Калмыкия от 22.09.2009 № 124-IV-З регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, не позднее чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени, представляет в эту избирательную комиссию, в числе прочих документов, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона (пункт 3).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО52 приняла от уполномоченного представителя избирательного объединения ФИО53. документы для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Собрания депутатов ФИО54 пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением указанной партии.
Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ года, Избирательной комиссией по результатам рассмотрения представленных документов, зарегистрирован уполномоченный представитель избирательного объединения ФИО55 по финансовым вопросам - ФИО56 и выдано удостоверение установленного образца.
Из решения № № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что Избирательной комиссией разрешено избирательному объединению ФИО57 выдвинуть список кандидатов в депутаты Собрания депутатов ФИО58 пятого созыва по единому избирательному округу, открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда в ФИО59 № № ПАО «Сбербанк России».
Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ года Избирательной комиссией постановлено направить уполномоченному представителю избирательного объединения ФИО60 ФИО61. извещение о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем в Избирательную комиссию, а также уведомить о том, что решение вопроса и регистрации списка кандидатов в депутаты состоится на заседании Избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии решения № № от ДД.ММ.ГГГГ года Избирательной комиссией решено исключить из списка кандидатов в депутаты, выдвинутого ФИО62 по единому избирательному округу: ФИО63., ФИО64., ФИО65., а также заверить список кандидатов в депутаты, выдвинутых ФИО66 по единому избирательному округу, в количестве 5 человек (ФИО67
Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ, (время вынесения решения – 17 часов 45 минут), Избирательной комиссией отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов ФИО68 созыва, выдвинутого ФИО69 по причине не создания избирательным объединением избирательного фонда.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО70. (секретарь избирательной комиссии ФИО71) показала, что избирательной комиссией ФИО72 ФИО73 рассматривались документы по кандидатам в депутаты Собрания депутатов ФИО74 представленные ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем избирательного объединения ФИО75 По результатам рассмотрения комиссией были приняты соответствующие решения, о которых было сообщено ФИО76.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
На основании части 12 статьи 58 указанного закона при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от 15.06.2020) утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований <данные изъяты>.
Согласно пункту 1.1 указанного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями муниципальных образований до представления документов для их регистрации соответствующей избирательной комиссией обязаны открыть на основании договора банковского счета в филиале Публичного акционерного общества "Сбербанк России" либо соответствующем его подразделении (а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории соответствующего округа), указанном соответствующей избирательной комиссией (далее - Банк), специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО77 ДД.ММ.ГГГГ года предоставила документы на выдвижение и регистрацию кандидатов в депутаты Собрания депутатов ФИО78 пятого созыва. Избирательная комиссия ФИО79 в тот же день зарегистрировала уполномоченного представителя и выдала разрешение на открытие специального избирательного счета.
При этом, документы для заверения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением представлены административным истцом в последний день предоставления документов (24 июля 2020 года), административным ответчиком надлежащим образом выполнены свои обязательства в тот же день, в связи с чем, нехватка времени для открытия избирательного счета, при должной осмотрительности административного истца, не может быть поставлена в вину административному ответчику.
Поскольку ФИО80 в Избирательную комиссию представлен не весь перечень документов, требуемый федеральным и республиканским законодательством, в установленные законом сроки, избирательная комиссия обоснованно отказала в регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов ФИО81 пятого созыва.
Несогласие с исчислением срока для предоставления в избирательную комиссию необходимых документов, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения и удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.
В силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
В силу статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ временной период, включающий в себя выдвижение кандидатов и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, следует исчислять со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Доводы представителя административного истца ФИО82. о том, что до ФИО83 не были доведены сроки по открытию избирательного счета, по документам кандидатов в депутаты от ФИО84, в количестве 5 человек (ФИО85) комиссией не было установлено нарушений, однако было отказано в их регистрации, уполномоченный представитель ФИО86 не является субъектом избирательной компании, она (ФИО87 и избирательное объединение не были уведомлены о выявленных комиссией нарушениях в отношении трёх кандидатов (ФИО88.), суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательные объединения обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательный фонд (специальный избирательного счет) подлежал открытию до окончания срока предоставления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов – ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ФИО89 специальный избирательного счет был открыт ДД.ММ.ГГГГ. Не создание ФИО90 в срок избирательного фонда, явилось основанием для отказа в регистрации кандидатов в депутаты от количестве 5 человек (ФИО91.). ФИО92 была назначена XXI отчетно-выборной конференцией ФИО93 от ДД.ММ.ГГГГ года уполномоченным представителем Калмыцкого республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» с наделением полномочиями по всем вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Собраний депутатов районных, сельских муниципальных образований ФИО96 назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, кроме финансовых, что указывает на то, что она является уполномоченным представителем субъекта избирательной компании. ФИО97. своевременно извещалась Избирательной комиссией ФИО98 о принятых решениях, они получались ею. Не своевременное уведомление ФИО99., избирательного объединения ФИО100 о принятых Избирательной комиссией ФИО101 решениях, не могут быть признаны существенными нарушениями, которые повлекли нарушение прав КРО ПП КПРФ и граждан.
Судом не может быть принято во внимание утверждение представителя административного истца о том, что по вине избирательной комиссии были нарушены права избирательного объединения, поскольку ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет избирательное объединение, кандидаты, которые обязаны строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на них обязанности по представлению документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, кандидата.
При таких обстоятельствах отказ Избирательной комиссии в регистрации списка кандидатов в депутаты ФИО102 пятого созыва, выдвинутого ФИО103, является законным и обоснованным. В связи с чем, требование о возложении обязанности на административного ответчика зарегистрировать список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177, ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО104 к ФИО105 от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в регистрации списка кандидатов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение пяти днейсо дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.