Дело № 2-429/2019
Решение
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе : председательствующего судьи Лиманской В.А.
при секретаре судебного заседания Марченко А.Г.
17 января 2019 года в городе Волжском Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гармаш Р.Е. к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» об истребовании документов,
установил:
Истец Гармаш Р.Е. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» об истребовании документов. В обоснование требований указав, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>. Обслуживание данного дома осуществляет ответчик, к которому истец неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении ему копий смет на выполнение отдельных видов работ за период с "."..г. по "."..г.. Копии указанных документов ему ответчиком не предоставлены, данные об их размещении на соответствующих сайтах в сети Интернет не содержатся.
Просит суд, обязать ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» направить по адресу пребывания истца копии ежемесячных смет на выполнение отдельных видов работ за период с "."..г. по "."..г., либо справку об их отсутствии.
Истец Гармаш Р.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Доводы ответчика о направлении в целях разрешения спора для вручения истцу акта о приемке выполненных работ от "."..г. считал не состоятельными, поскольку заявленные им требования касаются возложения на ответчика обязанности по предоставлению сметы.
Представитель ответчика ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в представленном в суд отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что затребованный истцом документ не входит в перечень документов, подлежащих обязательному опубликованию и выдается по обращению собственника. При этом, истец в управляющую компанию за получением указанных им документов не обращался. Вместе с тем, как указано ответчиком, в целях прекращения спора им направлен в адрес суда для вручения истцу акт о приемке выполненных работ от "."..г..
Третье лицо председатель совета МКД Морозова Ю.В. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу положений ч. ч. 1, 3 ст. 30 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Состав указанной информации предусмотрен статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее- Стандарт).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Из содержания пп. "а", "в", "г", "з", "и" п. 3 Стандарта следует, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
В соответствии со с.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в мом числе собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 2 ст. 165 ЖК РФ, органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В судебном заседании установлено, что Гармаш Р.Е. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> обслуживание указанного многоквартирного дома осуществляет ответчик ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами», что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Из пояснений истца следует, что на неоднократные письменные обращения к ответчику о предоставлении копии смет на выполнение отдельных видов работ в период с "."..г. по "."..г., либо справки об их отсутствии, ответа не последовало, запрашиваемые документы ответчиком ему предоставлены не были.
Указанные обстоятельства также подтверждаются направленными в адрес ответчика претензиями от "."..г., "."..г., "."..г., факт направления которых и их получения ответчиком подтверждается распечатками сайта Почта-России и опровергает доводы его возражений об отсутствии фактов обращения Гармаш Р.Е. как собственника жилого помещения за получением истребуемых им в настоящем иске документов.
При этом, согласно представленной истцом распечатки сайта ответчика, информация о ежемесячных сметах на выполнение работ, графиках выполнения, актах выполненных работ отсутствует.
Сметы на выполнение отдельных видов работ в период с "."..г. по "."..г. отражающие сведения о выполнении отдельных видов работ в отношении многоквартирного дома, которые истец просит ему предоставить, напрямую затрагивают его права в части владения, пользования и распоряжения общедомовым имуществом.
Информация, запрашиваемая истцом, не является конфиденциальной, более того, на ответчика в силу закона возложена обязанность по ее предоставлению по требованию собственника жилого помещения, которым является Гармаш Р.Е.
Приведенные выше нормы свидетельствуют о законности требований истца о предоставлении ему ответчиком информации в виде смет о выполненных работах (услугах) за период с "."..г. по "."..г. и об обязанности ответчика предоставить исчерпывающую информацию о реально выполненных им работах в соответствии с письменными запросами истца.
Направление ответчиком в адрес суда копии акта о приемке выполненных работ за "."..г. расценивать как удовлетворение требований потребителя нельзя, поскольку указанное не соответствует заявленным Гармаш Р.Е. исковым требованиям.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что не предоставление управляющей организацией истцу вышеуказанных документов фактически ограничивает его права как собственника помещения на доступ к информации и к сведениям в отношении его собственности.
В соответствии с пп. 18 и 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами предоставление информации по запросу, поступившему как в электронной так и письменной форме, осуществляется управляющей организацией в течение десяти рабочих дней.
Из материалов дела усматривается, что последний письменный запрос истца был принят представителем ответчика "."..г., в связи с чем, управляющая организация была обязана направить ответ с предоставлением запрашиваемых документов не позднее "."..г..
Копии смет на выполнение отдельных видов работ в период с "."..г. по "."..г. относятся к документам о финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, которая должна отчитываться перед собственниками помещений в многоквартирном доме о проделанной за определенный период работе, в связи с чем суд, считает необходимым удовлетворить исковые требования Гармаш Р.Е.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,-
решил:
Обязать ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» предоставить Гармаш Р.Е. копии ежемесячных смет на выполнение отдельных видов работ в период с "."..г. по "."..г. в случае их отсутствия направить справку об отсутствии данных смет в отношении многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, которые направить в адрес пребывания Гармаш Р.Е..
Взыскать с ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в пользу бюджета городского округа-город Волжский Волгоградской области государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: <...>
<...>
<...>