КОПИЯ
Дело № 12-102/2022
УИД 92RS0002-01-2021-007399-20
Р Е Ш Е Н И Е
21 марта 20221 года судья Гагаринского районного суда города Севастополя Гавура О.В., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, о привлечении ФИО2 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО3, подал жалобу, мотивировав ее тем, что ФИО2 является собственником земельных участков, расположенных на территории ТСН СНТ «ФИО6», а именно: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ТСН СНТ «ФИО7», уч. 140 и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, г.Севастополь, ТСН СНТ «ФИО8», уч. 143.
Как усматривается из постановления о назначении административного наказания №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ, на земельных участках с кадастровыми номерами: №, №, расположенных по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ТСН СНТ «ФИО9», уч. 140 и уч. 143, собственником которых ФИО2, вне специально отведённых мест на почве и прилегающей территории общего пользования складируются отходы грунта при проведении земельных работ, с использованием специализированной техники проведены работы по планированию территории, повлекшие утрамбовывание отходов и уплотнение земельного участка под свалочными массами.
ФИО2 своими действиями допустил ухудшение качества земли путем несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов. Также не установлено, что несанкционированного складирования отходов грунта происходило с согласия ФИО2, поскольку ему о данном факте ничего не было известно.
Несанкционированное складирование отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов на его земельных участках третьими лицам в первую очередь нарушают права ФИО2 как собственника, поскольку данные земельные участки теперь не могут использоваться по целевому назначению.
ФИО2 признан виновным лицом лишь только по факту, что является собственником земельных участков. При этом, государственным органом не устанавливались обстоятельства, а также лица причастные к данному нарушению. Кроме того, ФИО2 складирование отходов грунта на его земельных участках третьими лицами препятствует к их использованию по целевому назначению.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО3 в судебном заседании, доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя, прихожу к следующим выводам.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В ходе проведения рейдового мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. сотрудниками Севприроднадзора зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты 44.535779, 33.494800) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, а также планировка территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты №) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
По факту несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты №), в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, а также планировки территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координат №) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, № возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» в районе земельных участков с кадастровыми номерами 91:02:006021:61 № отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ таких как: нефтепродукты, аммоний, хлорид-ионы, сульфат-ионы, нитрат-ионы, фосфат-ионы, кадмий, кобальт, медь, никель, свинец, хром, цинк:
1 проба (№-П-21) — фоновая проба;
2 проба (№) — место несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» №-П-21 от ДД.ММ.ГГГГ установлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ, таких как: нефтепродукты (7,47 мг/кг) над значением в фоновой пробе (6,24 мг/кг), сульфат-ионы (182 мг/кг) по сравнению с ПДК (160 мг/кг). Тем самым причинен вред почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Реал» были выполнены геодезические топографические работы, соотнесены границы несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков, произведены замеры площадей несанкционированных свалок отходов на территории: г. Севастополь, районе Юхариной балки, ТСН СНТ «ФИО10» (в районе земельных участков кадастровыми номерами №, №, №, №), а также зафиксированы точки отбора проб почвы в системе координат СК-63.
При проведении исследования использовались сведения единой государственного реестра недвижимости. Исследуемая территория расположена в кадастровом квартале №, за основу взят кадастровый план территории № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате выполнения геодезических работ и анализа кадастровых планов территорий была подготовлена схема границ несанкционированных распланированных свалок отходов с указанием координат для каждой точки отбора проб почвы.
Определение координат выполнялось спутниковым геодезическим многочастотным GNSS-приемником PrinCEi80 № в режиме реального времени (режим РТК). В качестве исходных пунктов использовались пункты ГТС расположенные на территории г. Севастополя – Фруктовое, Центральный, Константиновская. Система координат СК - 63, принятая для г. Севастополя, РФ.
В соответствии с соотнесенными границами несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков установлено, что отходы размещены на следующих земельных участках с кадастровыми номерами: №
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №№ от ДД.ММ.ГГГГ, №№ от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ТСН СНТ «ФИО11», уч. 140, уч. 143 является ФИО2.
В соответствии с отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 967 кв.м, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 400 кв.м.
В соответствии с отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 967 кв.м, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 400 кв.м.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду, одновременно статьей 58 введена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 1 ст. 13 Земельного кодекса определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно с нормами ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы. оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
В соответствии с нормами ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, поскольку правонарушение предполагает виновное поведение, для определения наличия состава административного правонарушения необходимо наличие субъективной стороны, т.е. вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из предоставленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ Севприроднадзором в адрес отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России необходимых для размещения дела об административном правонарушении, а именно, предоставление карточек учета транспортных средств с государственными номерами: А <данные изъяты>; собственником автотранспортного средства с государственным номером №, является ФИО4, собственником автотранспортного средства с государственным номером № является ОО «Капитель-Транс».
В связи с тем, что сведений по автотранспортному средству с государственным номером № в письме УМВД России по г.Севастополю отсутствовали, ДД.ММ.ГГГГ Севприроднадзором повторно направлен запрос о предоставлении выписки из государственного реестра транспортных средств, содержащей расширенный перечень информации о транспортном средстве по автотранспортному средству с государственным номером О №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация в адрес Севприроднадза не поступала.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственника автотранспортного средства с государственным номером № – ФИО4 направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация от ФИО4 в адрес Севприроднадзора не поступала.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними.
Элементами события административного правонарушения признаются место, время, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.
Уполномоченные лица, исследуя обстоятельства правонарушения, выясняют: охраняются ли в данном конкретном случае общественные отношения, на которые совершено посягательство, мерами административной ответственности; имело ли место действие, в определенный период времени нарушающее правовые запреты, либо бездействие, нарушающее правовые предписания; по какой статье или статьям КоАП РФ квалифицируется совершенное деяние.
Исходя из указанного выше, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы, поскольку доказательств того, что ФИО2 произведено складирование отходов грунта на его земельных участках в суду не представлено.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 указанной нормы лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В пункте 1 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в том числе, в случае отсутствие события административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: в частности, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья -
р е ш и л:
Жалобу ФИО2 – удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО1 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ -отменить, производство по дело об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья (подпись) О.В. Гавура
Копия верна
Судья Гагаринского районного суда
<адрес> О.В. Гавура