Решение по делу № 2-183/2024 (2-4703/2023;) от 28.04.2023

Дело

УИД 59RS0-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                     17 апреля 2024 года

Свердловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Абдуллина И.Ш.,

при секретаре Шаламовой И.Н.,

с участием представителей истца Гладких Д.А.,, Галкиной М.М. по служебным удостоверениям, представителя ответчика ООО «СтройПанельКомплект» - ФИО4 по доверенности, представителя ответчика ООО «НОВИС» - ФИО5 по доверенности, представителей третьего лица МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» - ФИО6, ФИО7, ФИО8 по доверенностям, представителей третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> - ФИО8, ФИО9 по доверенностям,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к Акционерному обществу «СтройПанельКомплект», Обществу с ограниченной ответственностью «НОВИС» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,

установил:

    <адрес> обратился в суд с учетом уточнения к АО «СтройПанельКомплект», ООО «НОВИС» о возложении обязанности в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны , расположенном по адресу <адрес> эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ .

    В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО), в ходе которой в спорном ЗС ГО выявлены нарушения, наличие которых создает угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц при возникновении чрезвычайных ситуаций, требующих укрытие людей. Доказательства принятия мер по устранению нарушений, либо перевода ЗС ГО обороны из одного вида в другое, либо по снятию ЗС ГО с учета не представлены.

Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против иска, указав, что не обеспечена идентификация ЗС ГО, которое в том числе не принадлежит ответчикам.

Представители третьих лиц МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты», ГУ МЧС России по <адрес> в судебном заседании поддержали заявленные истцом требования.

Третье лицо ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание представителей не направило, извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления.

При указанных обстоятельствах, исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (статьи 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с учетом положений статей 113, 155, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполнения судом надлежащим образом обязанности по извещению сторон о времени и месте судебного заседания, мнения присутствовавших лиц, во избежание затягивания сроков судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав присутствовавших лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного закона).

В соответствии с пунктом 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок ), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ФИО11 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт ДД.ММ.ГГГГ); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт ДД.ММ.ГГГГ).

Требования к содержанию ЗС ГО содержатся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее – Правила ).

В соответствии с пунктом 6.2.3 Правил маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя по длине - 50 см и ширине - 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета: УБЕЖИЩЕ или УКРЫТИЕ и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО.

В силу пункта 6.2.1 Правил обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 x 60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота бу<адрес> - 5 см, ширина - 0,5 - 1,0 см.

На основании пункта 6.2.2 Правил на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения.

В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 1.8 Правил ).

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 3.2.3 Правил пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.

В силу пункта 1.6 Правил Для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении N 3.

На основании пункта 5.1.1 Правил Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведены в таблице 2.

Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния. При этом проверяется: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение N 12); эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции; наличие проектной документации (пункт 4.1.3 Правил ).

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил герметичность убежища проверяется по величине подпора воздуха и производится в следующей последовательности: закрываются все входные ворота, двери, ставни, люки, стопорятся клапаны избыточного давления, закрываются гермоклапаны и заглушки на воздуховодах вытяжных систем, сифоны заполняются водой; включается в работу приточная система вентиляции, отрегулированная на заданную проектной документацией производительность, и по производительности вентиляторов определяется количество воздуха, подаваемого в убежище; измеряется подпор воздуха в убежище тягонапоромером или другим пригодным для этих целей прибором. Во всех случаях замеренное значение подпора должно быть не менее значения, указанного в графике, или величины подпора, определяемой по формулам, приведенным в приложении N 17; определяются (при необходимости) места утечек воздуха по отклонению пламени свечи или с помощью мыльной пленки. Местами возможной утечки воздуха могут быть: притворы герметических устройств (дверей, люков, клапанов и пр.), примыкания коробок дверей и ставней к ограждающим конструкциям, уплотнители клиновых затворов, места прохода через ограждающие конструкции различных вводов коммуникаций, места установки других закладных деталей, стыки сборных железобетонных элементов и другие. Все выявленные неплотности устраняются, после чего проводится повторная оценка убежища на герметичность. Без доведения до требуемой герметичности убежище в эксплуатацию не принимается.

Пунктом 3.6 Правил предусмотрен перечень документации, которая должна быть в наличии при ЗС ГО.

Судом установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка ЗС ГО с инвентарным номером по адресу <адрес>, которое внесено в журнал учета защитных сооружений <адрес>.

В ходе проверки выявлены нарушения указанных пунктов Правил .

Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В суд представлен инвентаризационный паспорт убежища гражданской обороны , согласно которому основными показателями убежища являются 2 класс защиты, площадь 132 кв.м, общая кубатура 316,77 кв.м, вместимость 200 человек, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из писем МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» спорный объект под числился до 2006 года, после чего в реестре объект числится под .

Доводы ответчиков об отсутствии идентификации ЗС ГО суд не может принять во внимание.

Действительно в различных документах имеются разночтения в адресе объекта, где-то указан как <адрес>, а где-то как <адрес>.

Между тем, в данных документах технические характеристики, год постройки и дата принятия на учет в качестве ЗС ГО совпадают, в связи с чем, с учетом проведенных проверок и представленных актов, суд приходит к выводу, что речь идет об одном и том же объекте, находящемся по адресу <адрес>.

Сведения о смене статуса, класса защиты и иных показателей, исключении объекта из реестра ЗС ГО суду в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации не представлены.

При установленных обстоятельствах нарушение правил содержания ЗС ГО несет потенциальную угрозу неопределенному кругу лиц при наступлении чрезвычайных ситуаций, требующих укрытия людей, в связи с чем, данные нарушения должны быть устранены.

При этом, ответчиками в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации не представлены доказательства нецелесообразности использования объекта в качестве ЗС ГО, нецелесообразности и невозможности устранения нарушений.

Применительно к правилам пункта 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено с учетом необходимости совершить комплекс мероприятий, установленных действующим законодательством, в течении 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок следует считать разумным и обоснованным.

Определяя надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 10, 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению. Организации, в том числе обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок ), согласно пункту 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Истец полагает, что поскольку ООО «НОВИС» является собственником земельного участка, на котором расположено ЗС ГО, то в силу предусмотренного пункта 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, общество является собственником спорного объекта ЗС ГО.

Вместе с тем, истцом не учтено, что согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация ЗС ГО запрещена.

Согласно пункту 5 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N359, в целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование.

Как следует из материалов дела, а именно инвентаризационного паспорта, первоначально ведомственная принадлежность спорного ЗС ГО была указана как завод КПД-1 трест КПД.

В дальнейшем предприятие было приватизировано Пермским проектно-строительным объединением. Согласно разделу II заключения штаба по делам ГО и ЧС и пункту 8 представленного плана приватизации спорный объект ЗС ГО не подлежит приватизации.

Также отсутствуют сведения о регистрации права собственности на спорный объект за ООО «НОВИС», и передаче объекта для пользования и ответственного хранения данному обществу, в связи с чем, требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат.

Относительно ответчика АО «СтройПанельКомплект», то суду не представлен договор передачи спорного объекта ЗС ГО на ответственное хранение и содержание.

Вместе с тем, согласно инвентаризационной карточке от 2014 года установлена ведомственная принадлежность объекта ОАО «СтройПанельКомплект», в дальнейшем сменившим организационно-правовую форму на АО, что следует из сохранения реквизитов ИНН, ОГРН. Также в данной карточке в качестве эксплуатирующей организации указан ответчик, в качестве назначения укрытие рабочей смены общества.

При этом инвентаризационная карточка подписана руководителем ОАО «СтройПанельКомплект», что свидетельствует о том, что фактически общество приняло спорный объект в пользование, а, следовательно, и обязательство по его ответственному хранению и содержанию.

Указанный адрес <адрес> с учетом ранее сделанного вывода об идентификации ЗС ГО не влияет на данный вывод суда.

С учетом изложенного обязанность по устранению нарушений законодательства о гражданской обороне должна быть возложена на АО «СтройПанельКомплект».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на Акционерное общество «СтройПанельКомплект» (ИНН 5904006358) обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны , расположенном по адресу <адрес>, в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

- обозначить маршруты движения к защитным сооружениям гражданской обороны в соответствии с пунктом 6.2.3 Правил;

- обозначить защитные сооружения гражданской обороны путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с пунктом 6.2.1 Правил;

- на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежища указать порядковый номер в соответствии с пунктом 6.2.2 Правил;

- освободить загроможденные пути движения (эвакуации) в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с пунктом 3.2.3 Правил;

- организовать обеспечение сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; обеспечение эффективного использования помещений защитного сооружения гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов (защитно-герметические двери, фильтровентиляционное оборудование, баки запаса питьевой воды, электроснабжение и так далее) в соответствии с пунктами 1.8 и 3.2.1 Правил;

- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговых и других медицинских изделий для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых в соответствии с пунктом 1.6 Правил;

- обеспечить соблюдение сроков проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с пунктом 5.1.1, таблицей 2 Правил;

- обеспечить герметичность (уплотнительную резинку) притвора защитно-герметических дверей на защитном сооружении гражданской обороны в соответствии с пунктами 3.2.1, 4.1.3, ДД.ММ.ГГГГ Правил;

- обеспечить наличие и ведение документации в соответствии с пунктом 3.6 Правил.

В удовлетворении остальной части требований, а именно к Обществу с ограниченной ответственностью «НОВИС» отказать.

Решение суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья – подпись

Копия верна

Судья                                И.Ш. Абдуллин

(мотивированное решение изготовлено 17.04.2024)

Подлинник подшит в дело №2-183/2024 Свердловского районного суда г. Перми

УИД 59RS0007-01-2023-003139-06

2-183/2024 (2-4703/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Свердловского района г. Перми
Ответчики
ООО "НОВИС"
АО "СтройПанельКомплект"
Другие
ГУ МЧС России по Пермскому краю
ТУ Росимущества в Пермскому крае
МКУ "Пермское городское управление гражданской обороны"
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Абдуллин Ильяс Шахитович
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.07.2023Предварительное судебное заседание
21.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.09.2023Предварительное судебное заседание
12.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.11.2023Предварительное судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее