Дело № 3а-43/2019
Решение
Именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н. З.,
с участием представителя административного истца К.А.Н., действующей как финансовый управляющий С.С.А. - Д.К.М., действующего на основании доверенности от 27 декабря 2018 года (срок действия 31 марта 2019 года),
представителя административного истца С.С.А. – Д.К.М.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В.., действующей на основании доверенности № 141 от 28 декабря 2018 года (срок действия до 31 декабря 2019 года),
представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике Н.И.Н.., действующей на основании доверенности от 20 сентября 2018 года (срок действия по 13 декабря 2020 года),
представителя заинтересованного лица Администрации города Ижевска Б.А.А., де5йствующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.С.А., К.А.Н., действующей как финансовый управляющий С.С.А. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов кадастровой стоимости,
установил:
С.С.А. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства, кадастровый №, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление мотивировано тем, ему принадлежит на праве собственности вышеуказанный объект недвижимости, площадью 280,8 кв. м., установленная кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб. значительно превышает его рыночную стоимость в размере <данные изъяты> руб., определенную Отчетом об оценке № 18252 от 20 декабря 2018 года. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости.
Протокольным определением суда от 01 февраля 2019 года на основании части 2 статьи 38, части 2 статьи 40. Статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзаца пятого пункта 6 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2012 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве», разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности граждан», привлечена к участию в деле в качестве административного истица Капина А. Н., назначенная определением Арбитражного Суда Удмуртской Республики финансовым управляющим С.С.А.
В судебном заседании представитель административных истцов К.А.Н., С.С.А. - Д.К.М. исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что на восстановлении срока обращения в суд не настаивают, данное ходатайство заявлено по ошибке. Срок обращения в суд не пропущен.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В. против удовлетворения административных исковых требований не возражала. Определённый отчетом размер рыночной стоимости не оспаривала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике Н.И.Н. против удовлетворения требований не возражала.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Б.А.А. против удовлетворения требований не возражал.
В судебное заседание административные истцы С.С.А., К.А.Н., административного ответчика Правительства Удмуртской Республики не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что С.С.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещение (количество этажей: 2) с кадастровым номером <данные изъяты>, общая площадь 280,8 кв. м., адрес: Удмуртская Республика, <адрес>.
С учетом изложенного и на основании главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом в соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении указанного спорного нежилого здания определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости (на сегодняшний день - Единый государственный реестр недвижимости) сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
На территории Удмуртской Республики кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участок), была определена по состоянию на 29 ноября 2011 года, а результаты оценки были утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики» (далее по тексту - Постановление № 419)
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, датой на которую определена кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб. является 29 ноября 2011 года, датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 05 августа 2014 года.
Из акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости № б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является выявление ранее неоценённого объекта недвижимости. датой внесения кадастрового номера в ГКН объекта недвижимости, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> является ДД.ММ.ГГГГ, основанием определения кадастровой стоимости – выявление ранее неоцененного объекта недвижимости, в связи с чем, данный объект не являлся объектом оценки при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики в 2012 году.
С учетом требований статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимости является вновь образуемым объектом недвижимости.
При этом кадастровая стоимость объекта недвижности в размере <данные изъяты> руб. была определена в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между данной проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113 с применением минимального удельного показателя кадастровой стоимости нежилого здания в кадастровом квартале <данные изъяты>, утвержденного Постановлением № 419 Приложение 2, исходя из следующего расчета <данные изъяты> руб. за 1 кв. м (минимальный удельный показатель кадастровой стоимости нежилого помещения в кадастровом квартале <данные изъяты>) х 280,8 кв. м (площадь спорного помещения).Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» № 18252 от 20 декабря 2018 года следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, нежилого помещения на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.
В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» № 18252 от 20 декабря 2018 года по состоянию на 29 ноября 2011 года составила <данные изъяты> руб.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца как собственника объекта, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
С заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ административный истец не обращался, в Верховный Суд Удмуртской Республики административное исковое заявление поступило 29 декабря 2018 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 года.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05 августа 2014 года, с настоящим административным исковым заявлением в суд С.С.А. обратился 29 декабря 2018 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, и установленного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Абзацем 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01 сентября 2011 года № П/3311, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» создано на основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15 марта 2001 года № 48. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 409-р Учреждение находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества (пункт 12 Устава).
Пунктом 23 Устава предусмотрено, что Учреждение вправе создавать филиалы на территории Российской Федерации, которые осуществляют деятельность от имени учреждения.
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике включен в перечень филиалов Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (Приложение к Уставу).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
При рассмотрении дела установлено, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> является вновь образованным.
Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что Правительство Удмуртской Республики как орган утвердивший результаты определения последней государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики, а также удельные показатели кадастровой стоимости по состоянию на 01 февраля 2018 года (постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики» является надлежащим ответчиком по делу наряду с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, являющимся органом, которым была рассчитана кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости и внесена в Единый государственный реестр недвижимости в рамках реализации предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, делегированных государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом приведенных выше норм административного процессуального права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суд признает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, в связи с чем, требования административного истца к указанному лицу удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление С.С.А., К.А.Н., действующей как финансовый управляющий С.С.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства, кадастровый №, площадью 280,8 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию 29 ноября 2011 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 29 декабря 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления С.С.А., К.А.Н., действующей как финансовый управляющий С.С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 февраля 2019 года.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина