РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 15 февраля 2024 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Н,
с участием представителя истца З, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия Г, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия, Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» о защите прав потребителя, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с настоящим исковым заявлением к ответчику по тем основаниям, что между Ю и АО НПФ «Будущее» заключен договор об обязательном пенсионном страховании от 7 сентября 2010 года. 20 мая 2023 года истец достиг возраста 55 лет, у него возникло право на назначение накопительной пенсии. В целях реализации своего права он 13 июля 2023 года обратился к ответчику с заявлением о назначении ему таковой, однако решением от 18 июля 2023 года АО НПФ «Будущее» ему в удовлетворении требований отказало в связи с отсутствием условий, для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии. Из ответа Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия от 10 августа 2023 года № 02.12.-05/26983 следует, что у Ю имеется право на выплаты за счет средств пенсионных накоплений, так как соблюдены условия, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ № 400 по состоянию на 31 декабря 2018 года, указанный документ предоставлен в негосударственный пенсионный фонд на бумажном носителе 9 августа 2023 года за № 02-50981. В связи с нарушением своих прав истец обратился с заявлением к финансовому уполномоченному, 19 октября 2023 года уведомлением № У-23-101592/8030-005 служба финансового уполномоченного сообщила о прекращении рассмотрения сообщения. На основании изложенного истец просил суд обязать ОСФР передать второму ответчику данные в соответствии с ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ, обязать АО НПФ «Будущее» назначить накопительную пенсию с 13 июля 2023 года, при наличии условий п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений, а также взыскать с надлежащего ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., за составление нотариальной доверенности в размере 2 000 руб., неустойку за неудовлетворение законных требований истца по выплате накопительной пенсии с 13 июля 2023 года в размере 196 368 руб. 17 коп., штраф по закону «О защите прав потребителя».
В ходе рассмотрения дела по существу истцом были заявлены увеличенные исковые требования, в соответствии с которыми Ю также просил взыскать с надлежащего ответчика моральный вред в размере 30 000 руб., а также обязать АО НПФ «Будущее» назначить Ю накопительную пенсию с 13 июля 2023 года и на основании п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в судебное заседание своего представителя.
Представитель истца З в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что представленными в дело доказательствами подтверждается факт наличия у его доверителя всех необходимых условий для назначения ему накопительной пенсии со дня обращения, то есть с 13 июля 2023 года, однако негосударственный пенсионный фонд в нарушение норм действующего законодательства Ю в этом отказало. Так как права его доверителя, как потребителя услуг, нарушены, считал, что с надлежащего ответчика подлежат взысканию неустойка, рассчитанная исходя из суммы пенсионных отчислений и начисленных на них доходов от инвестирования, а также компенсация морального вреда и штраф в размере 50% от подлежащих выплате сумм.
Представитель ответчика ОСФР по Республике Карелия Г в судебном заседании заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что отделение фонда прав и законных интересов истца не нарушало, все запрашиваемые сведения были переданы в негосударственный пенсионный фонд. Ответчик решений о выплате накопительной части пенсии не принимает, только информирует негосударственный фонд о наличии или отсутствии всех необходимых для этого условий. К отношениям также неправомерно применять положения закона «О защите прав потребителей», поскольку договор, заключенный со вторым ответчиком, является безвозмездным. А нормы указанного закона подлежат применению только к возмездным договорам, заключенным в рамках осуществления предпринимательской деятельности одной из сторон правоотношений с гражданином, приобретающим товары и услуги, для личных целей.
Ответчик АО НПФ «Будущее» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своих возражениях на исковое заявление указал, что 7 сентября 2010 года между ответчиком и Ю заключен договор об обязательном пенсионном страховании №.... Для принятия решения по заявлениям застрахованного лица о назначении накопительной пенсии фонд 14 июля 2023 года направлял второму ответчику по СМЭВ запросы информации для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений. Согласно полученным сведениям у истца отсутствует право на установление накопительной пенсии, в связи с чем последнему отказано в назначении накопительной пенсии 18 июля 2023 года. На основании изложенного считали, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Так как нарушений со стороны ответчика при отказе в выплате истцу накопительной части пенсии допущено не было, оснований для взыскания с АО НПФ «Будущее» процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется, так как ответчик денежные средства не удерживал, сроков их выплаты не нарушал. Нормы закона «О защите прав потребителя» к спорным правоотношениям применению не подлежат. На основании изложенного просил суд в удовлетворении заявленных требований Ю отказать в полном объеме.
Заслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями) Сегежский район Республики Карелия отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (введено Постановлением Правительства РФ от 28 января 1992 года № 47).
Аналогичные сведения содержаться в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 года № 1946 в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплаты: единовременная выплата средств пенсионных накоплений (единовременная выплата); срочная пенсионная выплата; накопительная пенсия; выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
Пунктами 1 - 3 статьи 6 Федерального закона № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» установлено, что право, на накопительную-пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», накопительная пенсия назначается по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ., и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения-накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.
По состоянию на 31 декабря 2018 года в соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначалась мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имели страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет соответственно.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" размер накопительной пенсии определяется по формуле: НП = ПН\Т, где: НП - размер накопительной пенсии; ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" застрахованным лицам, указанным в части 2 статьи 6 настоящего федерального закона, накопительная пенсия определяется исходя из установленного в соответствии с частью 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который ежегодно начиная с 1 января 2013 года (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год. При этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при наступлении права на назначение накопительной пенсии до достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Из положений подп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" следует, что единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных: лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений").
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2009 года № 1048 утверждены Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам (далее – Правила № 1048), из положений п. 3 которых следует, что единовременная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Застрахованное лицо вправе обратиться лично в фонд за единовременной выплатой путем подачи заявления о назначении накопительной пенсии (далее - заявление) по форме, утверждаемой Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направить заявление по почте либо представить заявление в фонд в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), которое может быть подписано простой электронной подписью застрахованного лица, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, или усиленной неквалифицированной электронной подписью застрахованного лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В заявлении должна содержаться информация о предупреждении застрахованного лица о назначении ему единовременной выплаты на основании заявления при наличии условий, предусмотренных пунктом 2(1) настоящих Правил.
В судебном заседании установлено, что между АО НПФ «Будущее» и Ю 7 сентября 2010 года заключен договор обязательного пенсионного страхования № 01-049-457-242-87, средства пенсионных накоплений переданы ответчику 22 марта 2011 года, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
13 июля 2023 года истец обратился в адрес негосударственного пенсионного фонда с заявлением № 400-23-НР-022826 о назначении накопительной пенсии.
14 июля 2023 года ответчиком в адрес ОСФР направлен запрос о предоставлении сведений посредством СМЭВ, необходимых негосударственному пенсионному фонду для назначения накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Решением от 18 июля 2023 года в удовлетворении заявления Ю отказано в связи с отсутствием условий для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии (не соблюдение условий, дающих право на назначение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 4 ФЗ от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», ст. 6 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».)
31 июля 2023 года Ю обратился в ОСФР по Республике Карелия с заявлением о предоставлении ему данных о его страховом стаже и стаже работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, по состоянию на 13 июля 2023 года.
В ответ на указанное обращение ОСФР по Республике Карелия направило истцу сведения, в соответствии с которым страховой стаж Ю составляет 35 лет 8 месяцев и 25 ней, при требуемом стаже 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 33 года 5 месяцев и 29 дней при требуемом стаже 20 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена. Таким образом у истца имеется право на установление выплаты за счет средств пенсионных накоплений, так как соблюдены условия, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренные Федеральным законом «О страховых пенсиях» (по состоянию на 31 декабря 2018 года).
Указанные сведения также подтверждаются ответом на запрос ОСФР по Республике Карелия, представленным в адрес суда от 12 января 2024 года.
После получения сведений ОСФР по Республике Карелия Ю 15 августа 2023 года в адрес второго ответчика направил претензию с требованием о назначении накопительной пенсии, а при наличии условий п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ, произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений.
В ответе на претензию от 21 августа 2023 года АО НПФ «Будущее» сообщило об отказе в удовлетворении требований в связи с отсутствием права на накопительную пенсию.
Не согласившись с указанным решением ответчика истец обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца с заявлением о назначении ему накопительной пенсии у последнего имелись все необходимые условия, для удовлетворения его требований, в связи с чем решение от 18 июля 2023 года является незаконным и необоснованным.
В части возложения обязанности на ОСФР по Республике Карелия обязанности предоставить ответчику АО НПФ «Будущее» необходимых для назначения пенсии сведений суд приходит к следующим выводам.
Порядок предоставления Пенсионным фондом РФ в негосударственные фонды информации, необходимой последним для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений утвержден Приказом Минтруда России от 11 марта 2016 года № 96н (далее – Порядок № 96н), из положений п. 3 которого следует, что информация по запросу негосударственного пенсионного фонда (далее - запрос), направленному в Пенсионный фонд Российской Федерации, предоставляется в электронном виде в соответствии с порядком, определяемым согласно пункту 7 статьи 36.4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", на основании сведений, полученных из информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации, без истребования документов у застрахованного лица в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления запроса.
Пунктом 7 ст. 36.4 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрено, что обмен информацией между фондом и Пенсионным фондом Российской Федерации может осуществляться в электронной форме в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, включая порядок проверки электронной подписи, которой подписывается указанная информация (в редакции, действовавшей на период рассматриваемых событий).
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 года № 697 утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, из положений п. 6 которого следует, что основными функциями системы взаимодействия являются: обеспечение обмена электронными сообщениями, включая реестры информации (в том числе с использованием машиночитаемых и неструктурированных вложений), между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия (далее - обмен сообщениями); обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах; обеспечение возможности самостоятельной регистрации и изменения органами и организациями параметров информационных систем, видов сведений единого электронного сервиса и регламентированных запросов единого сервиса доступа к данным, используемых при обмене сообщениями, настройки правил доступа к видам сведений и регламентированным запросам, а также обеспечение использования других средств самообслуживания в соответствии с техническими требованиями, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа) и личного кабинета участника взаимодействия системы взаимодействия.
При этом положениями п. 2 Порядка № 96н к перечню информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, в том числе относятся: сведения о наличии (отсутствии) у застрахованного лица условий для назначения накопительной пенсии, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", в отношении достижения возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, а также соблюдения условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части наличия необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, а при их наличии - дате, когда достигнут указанный возраст или наступил указанный срок; сведения о размере страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленном в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", рассчитанным на дату назначения накопительной пенсии. Для застрахованного лица, имеющего условия для назначения накопительной пенсии, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, такие сведения указываются в случае достижения им возраста, установленного частью 1 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии".
Достоверных и допустимых доказательств обращения ответчика АО НПФ «Будущее» с запросом в адрес ОСФР по Республике Карелия о предоставлении изложенных выше сведений, помимо запроса по системе СМЭВ, ответ на который формируется автоматически, без учета особенностей назначения пенсии в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в материалы дела не представлено, то есть ответчик ОСФР по РК прав и законных интересов истца не нарушал, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований к ОСФР РФ по Республике Карелия.
В части требований истца о назначении последнему накопительной пенсии и произведении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений суд приходит к следующим выводам.
Из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" накопительная пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня приобретения права на накопительную пенсию. В случае, если обращение за назначением накопительной пенсии последовало после увольнения застрахованного лица с работы, указанная пенсия назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за накопительной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.
Днем обращения за накопительной пенсией считается день приема страховщиком заявления о назначении накопительной пенсии со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению застрахованным лицом с учетом положений части 9 статьи 9 настоящего Федерального закона. Если заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению застрахованным лицом, днем обращения за накопительной пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В силу положений п. 17 договора от 31 августа 2015 года днем обращения за назначением накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты считается дата приема фондом заявления и документов, а при их направлении по почте – дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.
Накопительная часть трудовой пенсии назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на трудовую пенсию по старости (включая досрочную).
Истец обратился с заявлением о назначении ему накопительной пенсии к АО НПФ «Будущее» 13 июля 2023 года, что подтверждается спорным решением от 18 июля 2023 года и сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
На дату обращения с заявлением о назначении накопительной пенсии имелись, предусмотренные ст. 4 ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», основания для единовременной выплаты, поскольку размер накопительной пенсии при ее назначении составил бы менее 5 % по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные Ю требования о назначении последнему накопительной пенсии с указанной даты, а при наличии условий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ, произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений, подлежат частичному удовлетворению путем обязания АО НПФ «Будущее» произвести выплату истцу средств пенсионных накоплений в размере 181 041 руб.
Помимо этого Ю, со ссылкой на Закон РФ «О защите прав потребителей», заявлены требования о взыскании неустойки за нарушение сроков оказания услуг, выполнения работ (ч. 5 ст. 28), компенсации морального вреда (ст. 15), штрафа (п. 6 ст. 13).
Согласно содержанию преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Исходя из толкования указанных норм, следует, что нормы законодательства о защите прав потребителей распространяются на возмездные договоры, заключенные в рамках осуществления предпринимательской деятельности одной из сторон правоотношений с гражданином, приобретающим товары (работы) услуги, для личных целей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Заключенный АО НПФ «Будущее» с Ю договор не требует встречного предоставления со стороны истца, он не производит оплату услуг Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, денежные средства (включая инвестиционный доход), которые размещены в Фонде, являются собственностью Ю, Фонд не получает какой-либо доход от размещения данных средств.
Вместе с тем, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики № 1 (2022), утв. Президиумом Верховного суда РФ от 1 июня 2022 года (вопрос 2), отметил, что Федеральным законом от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон о финансовом уполномоченном, Закон) установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (статья 1 Закона).
Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 2 Закона).
Негосударственные пенсионные фонды пунктом 6 части 1 статьи 28 Закона о финансовом уполномоченном отнесены к финансовым организациям, которые обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным с 1 января 2021 г. (часть 3 статьи 32 Закона).
Требования потребителей финансовых услуг к негосударственным пенсионным фондам о назначении и (или) выплате негосударственных пенсий, а также иных выплат, производимых гражданам из средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений, носят имущественный (денежный) характер, в связи с чем соответствуют предмету регулирования Закона о финансовом уполномоченном.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Учитывая изложенные в Обзоре разъяснения, а также разъяснения, данные в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»), исходя из специфики возникших между сторонами правоотношений, не требующих какого-либо предоставления со стороны истца, исходя из отсутствия стоимости услуг (условия о возмездном оказании услуг), суд приходит к выводу о том, что к возникшим правоотношениям нормы законодательства о защите прав потребителей полежат частичному применению, с учетом положений ст. 39 закона РФ «О защите прав потребителей» лишь в части взыскания компенсации морального вреда, причиненного отказом в удовлетворении требований.
Учитывая обстоятельства нарушения прав истца, длительность такого нарушения, значимость нарушенных прав для истца, данные о личности истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу Ю компенсации морального вреда в размере 4 000 рублей.
Оснований для взыскания неустойки, штрафа по заявленным истцом основаниям не имеется.
Помимо этого Ю также заявлены требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., расходов на составление нотариальной доверенности в размере 2 000 руб.
В обоснование заявленных требований в материалы дела истцом представлен договор об оказании юридических услуг от 25 июля 2023 года, в соответствии с которым ООО «Велес» приняло на себя обязательства оказать истцу юридическую помощь по обжалованию решения АО НПФ «Будущее», а именно – изучить представленные заказчиком документы и проинформировать о возможных вариантах решения проблемы, подготовить необходимые документы в соответствующий суд и осуществить представительство интересов заказчика в суде первой инстанции при рассмотрении дела по обжалованию указанного решения, в случае положительного решения разъяснить порядок действий по исполнению судебного решения.
Стоимость услуг по договору определена в размере 15 000 руб.
Факт оплаты указанных денежных средств подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру без номера от 25 июля 2023 года на сумму 15 000 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Из п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Из материалов гражданского дела № 2-167/2024 следует, что исковое заявление Ю составлено 8 ноября 2023 года, поступило в Сегежский городской суд Республики Карелия 9 ноября 2023 года, оставлено без движения для устранения выявленных недостатков 13 ноября 2023 года, в последующем принято к производству суда определением от 4 декабря 2023 года, с участием представителя истца проведено 2 судебных заседания – 22 декабря 2023 года и 15 февраля 2024 года, стороной истца дважды представлены в дело увеличенные исковые требования, представлен расчет подлежащей взысканию неустойки.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению, при определении размера подлежащих взысканию денежных средств принимает во внимание категорию дела и его сложность, количество проведенных судебных заседаний по делу с участием представителя истца, причины их отложения, объем исследованных по делу доказательств, отсутствие возражений со стороны ответчика, суд полагает, что разумными и справедливыми в данном случае будут расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Из представленной в материалы дела доверенности <...> от 7 ноября 2023 года следует, что Ю доверяет З представлять свои интересы по гражданскому делу к АО НПФ «Будущее» о выплате средств пенсионных накоплений. Из доверенности видно, что уплачено за совершение нотариального действия 2 000 руб., доверенность зарегистрирована в реестре за № 10/90-н/10-2023-2-923.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 98, 89 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что требование о возмещении затрат на составление нотариальной доверенности подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Руководствуясь ст. ст. 98, 100, 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
исковые требования Ю удовлетворить частично.
Возложить на Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» (ИНН 7707492166) обязанность произвести Ю (СНИЛС <...>) единовременную выплату средств пенсионных накоплений в размере 181 041 руб., учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Взыскать с Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» (ИНН 7707492166) в пользу Ю (СНИЛС <...>) компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., за составление нотариальной доверенности в размере 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В удовлетворении требований к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 21 февраля 2024 года.