Решение по делу № 2а-2744/2021 от 22.03.2021

50RS0039-01-2022-003669-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021г.     

Раменский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой А.А.,

при секретаре Трифоновой Н.М.,

с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2744/2021 по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления о приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на нежилое здание - склад,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, которым просит признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № <номер> от <дата>. о приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; признать незаконным требование о предоставлении проектной и иной не предусмотренной законом документации на нежилое здание – склад, общей площадью 1213,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <номер> общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <адрес>; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные указанным уведомлением от <дата>. № <номер> нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на нежилое здание – склад, общей площадью 1213,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <номер> общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <адрес>, право собственности на которое возникло на основании Решения Раменского городского суда Московской области от <дата> по делу <номер>.

В обоснование административного иска указано, что решением Раменского городского суда Московской области от <дата> по делу <номер> за ФИО1 признано право собственности на нежилое здание – склад, общей площадью 1213,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <номер> общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу <дата>. <дата> ФИО1 подала заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права на недвижимое имущество, вместе с заявлением подан технический план здания от <дата> доверенность на представителя, решение Раменского городского суда Московской области от <дата> квитанция об оплате госпошлины. <дата>. получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права № <номер>, из которого следует, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия оснований, предусмотренных ст. 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выявлено следующее: в нарушение п. 20 Требований приказа № 953 отсутствует проектная документация. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН. Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлено до <дата> Административный истец считает уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № <номер> от <дата> о приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы. В нарушение разъяснений Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, регистратор требует предоставить документ – проектную документацию, которая отсутствует, создавая искусственные препятствия по регистрации право собственности ФИО1 на признанное решением Раменского городского суда здание. К представленному техническому плану, его составных частей, а также декларации на объект – здание у регистратора замечаний нет.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом, направила к участию в деле своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержала требования административного иска по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - ФИО3 требования истца не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает возможным частичное удовлетворение административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Согласно ст. 26.1 ФЗ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решениео приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или актобследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

На основании пунктов 5 и 7 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты, межевой план. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.

Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В силу частей 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем признания права.

Федеральным законом от 28.11.2018 N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Закон N 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1., указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную приуполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете.

Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Как следует из материалов дела, решением Раменского городского суда Московской области от <дата>. по делу <номер> за ФИО1 признано право собственности на нежилое здание – склад, общей площадью 1213,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <номер> общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <адрес> Решение суда вступило в законную силу <дата>. <дата>.

ФИО1 подала заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права на недвижимое имущество, вместе с заявлением подан технический план здания от 10.06.2020г., доверенность на представителя, решение Раменского городского суда Московской области от <дата> квитанция об оплате госпошлины.

<дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было вынесено уведомление № <номер> о приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия оснований, предусмотренных ст. 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выявлено следующее: в нарушение п. 20 Требований приказа № 953 отсутствует проектная документация. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН. Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено до <дата>.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости при поступлении документов для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов – это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

В соответствии со ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Требования к техническому плану установлен Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в нем сведений».

Приказом от 25.03.2016г. № 173 Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» предусмотрено, что в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета указываются все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

В целях осуществления кадастрового учета объекта недвижимости ФИО1 представила в регистрирующий орган подготовленный кадастровым инженером технический план здания, в котором во исполнение п. 27 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от <дата> № 953, в реквизите 1 «Исходные данные» указано наименование документов, на основании которых подготовлен технический план, а именно: копия вступившего в законную силу решения Раменского городского суда Московской области от <дата>., выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (земельный участок), выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выписка <номер> от <дата> декларация об объекте недвижимости, доверенность.

Из представленного административным ответчиком в материалы дела копии дела правоустанавливающих документов <номер> следует, что представленная заявителем для осуществления регистрационных действий документация (вместе с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права представлен технический план здания от <дата>., доверенность на представителя, решение Раменского городского суда Московской области от <дата> квитанция об оплате госпошлины), содержит все необходимые данные для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на вышеуказанное недвижимое имущество.

Принимая во внимание, что в целях кадастрового учета и государственной регистрации права в уполномоченный орган был представлен судебный акт о признании права собственности гражданина на объект недвижимости, представленный технический план здания позволял идентифицировать заявленный к учету объект в качестве индивидуально-определенной вещи, суд приходит к выводу, что изложенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в обжалуемом решении обстоятельства не могли послужить основанием для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание – склад.

Таким образом, требования административного истца являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Согласно пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения/действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущениях нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Вместе с тем, разрешение вопроса о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости относится к исключительной компетенции уполномоченного регистрирующего органа, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления. В связи с этим суд при указанных выше обстоятельствах не вправе возложить на регистрирующий орган обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права ФИО1 на нежилое здание – склад, права административного истца подлежат защите в соответствии положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд полагает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязано продолжить совершение регистрационных действий по заявлению ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание – склад, общей площадью 1213,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <номер> общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <номер>, право собственности на которое возникло на основании Решения Раменского городского суда Московской области от <дата>. по делу <номер>, в установленном законом порядке, о чем сообщить административному истцу.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № <номер> от <дата>. о приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Признать незаконным требование о предоставлении проектной и иной не предусмотренной законом документации на нежилое здание – склад, общей площадью 1213,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <номер> общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность продолжить совершение регистрационных действий по заявлению ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание – склад, общей площадью 1213,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <номер> общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <адрес>, право собственности на которое возникло на основании Решения Раменского городского суда Московской области от <дата>. по делу <номер>.

В остальной части требований административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.

Судья:

    Мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года

2а-2744/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Грищенко Анна Геннадьевна
Ответчики
МО по г.Жуковский и Раменскому р-ну Управления Росреестра по МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Балашова А.А.
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация административного искового заявления
22.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее