Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2021года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тараевой И.А.,
при секретаре Эрдынеевой Н.В.,
с участием административного истца Гендуновой В.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело № 2а-385/2021 по административному исковому заявлению Гендуновой В.З. к государственному инспектору Селенгинского, Джидинского, Закаменского и Кяхтинского районов по использованию и охране земель, ведущему специалисту эксперту межмуниципального Селенгинского отдела Управления Росреестра по РБ, Управлению Росреестра по РБ о признании незаконными акта проверки государственного земельного надзора от ДД.ММ.ГГГГ и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя незаконностью проведенной проверки. Так, ДД.ММ.ГГГГ истцом получен от сотрудника Росреестра Батоевой С.Б. акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которые полагает незаконными, поскольку фактически проверка не проводилась. Земельный участок находится в собственности истца. Просит отменить акт проверки, предписание и сопроводительное письмо.
Стороной ответчика представлен отзыв на исковое заявление, в котором выражается несогласие с иском, указывается, что административное исковое заявление не содержит ссылок на нормативные правовые акты, которые нарушены Управлением при проведении проверки. Также в нарушение процессуального законодательства административный истец не оспаривает вынесенные Управлением акт проверки соблюдения земельного законодательства и предписание об устранении выявленного нарушения, а лишь просит их отмены. Самовольное занятие Гендуновой В.З. земельного участка с кадастровым номером № подтверждается имеющимися административными материалами, предписание от ДД.ММ.ГГГГ выдано на законных основаниях.
Административный истец Гендунова В.З. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Государственный инспектор Селенгинского, Джидинского, Закаменского и Кяхтинского районов по использованию и охране земель - ведущий специалист-эксперт межмуниципального Селенгинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Батоева С.Б. надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в части 9 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1); соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2), соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 4).
На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из акта проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении гр. Гендуновой В.З. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка. При этом распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено провести в отношении Гендуновой В.З. внеплановую, выездную проверку соблюдения земельного законодательства в форме рассмотрения документов, подготовки акта проверки и обследования земельного участка.
По результатам проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Гендуновой вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, согласно которому ей предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ предпринять меры по его устранению, а именно, оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на самовольно занятый земельный участок, рассоложенный в границах кадастрового квартала № площадью 114, 33 кв.м либо освободить его и привести в пригодное для использования состояние.
Также по результатам проверки составлен акт административного обследования объекта земельных отношений, а именно, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, который принадлежит Гендуновой.
В адрес Гендуновой В.З. направлено уведомление о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому осмотр принадлежащего истцу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, состоится ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут. При этом согласно почтовому уведомлению оно получено Гендуновой В.З. ДД.ММ.ГГГГ.
Процедура проведения проверки регламентирована приказом Росреестра от 18.06.2019 N П/0240 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора".
Согласно п. 53 Регламента о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. (п. 89 Регламента)
В соответствии с п. 94 Регламента заверенная печатью Росреестра (территориального органа) копия приказа (распоряжения) о проведении внеплановой выездной проверки вручается под подпись гражданину либо его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
Внеплановая выездная проверка может быть проведена в случае отсутствия при ее проведении гражданина, его законного или уполномоченного представителя в случае проведения такой проверки на основании поступившей информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. (п. 95 Регламента)
На основании п. 100 Регламента к акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений), обмер границ земельного участка, фототаблица и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Таким образом, в нарушение приведенных законоположений фактически проверка, в частности, действия по обследованию земельного участка проведены в отсутствие Гендуновой В.З. При этом о проведении проверки, а равно обследования она надлежаще уведомлена не была, поскольку уведомление ею получено в день проведения обследования.
Ввиду нарушения государственным органом процедуры проведения внеплановой выездной проверки составленные по ее результатам акт и предписание подлежат признанию незаконными и отмене. Данными документами нарушаются законные права административного истца, поскольку они явились основанием для составления в отношении нее протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в силу п.п. 109, 110 Регламента основанием для начала административной процедуры на проведение административного обследования объектов земельных отношений является соответствующее задание. Задание на проведение административного обследования подготавливается в соответствии с порядком оформления и содержанием заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. N 283.
Согласно указанному Порядку задание составляется должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации с учетом информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмические съемки, аэрофотосъемки), результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими способами. Задание утверждается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии или руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Задание должно содержать предусмотренную п. 4 данного Порядка информацию.
Задание на проведение административного обследования объектов земельных отношений – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Гендуновой В.З., не составлялось.
Из представленных на иск возражений следует, что должностное лицо Батоева С.Б. исходит из тождественности проведения обследования земельного участка в рамках внеплановой выездной проверки и административного обследования объекта земельных отношений, что является неверным толкованием положений Регламента.
Сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ., на которое имеется ссылка в иске, законные интересы истца Гендуновой не затрагивает, поскольку никаких обязанностей на нее не возлагает и не может повлиять на осуществление ею законных прав и обязанностей.
Отсутствие в административном иске ссылок на нормы закона, на основании которых оспариваются действия государственного органа, должностного лица, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку определение подлежащих применению к спорным правоотношениям норм права осуществляется судом. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. (ч. 3 ст. 62 КАС РФ)
Доводам истца относительно законности оформления и пользования принадлежащим ей земельным участком оценка дана быть не может ввиду отмены оспариваемых акта и предписания в связи с нарушением процедуры принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административное исковое заявление.
Признать незаконными и отменить акт проверки государственного земельного надзора от ДД.ММ.ГГГГ и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Тараева