Дело № 2-984/2022
УИД: 91RS0011-01-2021-001767-71
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
пгт Красногвардейское 5 октября 2022 г.
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Сангаджи-Горяева Д.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Мухетдиновой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошель Л.Н. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Крым о взыскании сумм, не включенных в размер денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности, и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
12.05.2021 Кошель Л.Н. обратилась в суд с названным иском, мотивируя тем, что с 18.04.2014 она работала в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым (далее – МИФНС России № 1 по РК) в должности ведущего специалиста-эксперта отдела учёта налогоплательщиков. Приказом работодателя от 11.01.2021 истец уволена с занимаемой должности в связи с реорганизацией МИФНС России № 1 по РК путём присоединения к МИФНС России № 2 по РК. При увольнении ответчиком была начислена денежная компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в размере 86516,20 руб. Вместе с тем, в расчёт денежного содержания не включены суммы материального стимулирования: квартальные в размере 33000 руб.; премии сверх финансирования в размере 33000 руб. Просила суд, с учётом уточнённых исковых требований, взыскать с МИФНС России № 2 по РК невыплаченные средства материального стимулирования - квартальные в размере 34366,67 руб., премии сверх финансирования в размере 39729,58 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26.07.2021 исковые требования Кошель Л.Н. удовлетворены частично. С МИФНС России № 2 по РК в пользу Кошель Л.Н. взыскана сумма доплаты выходного пособия в размере 74096,25 руб., компенсация морального вреда в размере 2000 руб.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 06.10.2021 решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26.07.2021 оставлено без изменения.
Определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2022 решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06.10.2021 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Красногвардейский районный суд Республики Крым.
04.07.2022 истец увеличила исковые требования, указав, что при расчёте и выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске ответчиком не учтены суммы средств материального стимулирования квартальных и суммы премий сверх финансирования, за предшествующие 12 календарных месяцев, а всего за 3 года, предшествующие дню увольнения. Просила суд взыскать с ответчика компенсацию в виде не включённой в размер денежного содержания суммы выплаченных ей средств материального стимулирования – квартальные, а также суммы выплаченных ей премий, а всего 74096,25 руб., недоплаченную сумму денежного содержания за период нахождения в отпуске с 2017 года по 2021 год в размере 36225,95 руб., компенсацию в порядке статьи 236 ТК РФ в размере 33153,65 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.
31.08.2022 истец увеличила исковые требования, указав, что при расчёте и выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске ответчиком не учтены суммы средств материального стимулирования квартальных и суммы премий сверх финансирования, за предшествующие 12 календарных месяцев, а всего за 3 года, предшествующие дню увольнения. Просила суд взыскать с ответчика компенсацию в виде не включённой в размер денежного содержания суммы выплаченных ей средств материального стимулирования – квартальные, а также суммы выплаченных ей премий, а всего 74096,25 руб., недоплаченную сумму отпускных за период с 28.03.2018 по 18.11.2020 в размере 68031,23 руб., компенсацию в порядке статьи 236 ТК РФ в размере 33153,65 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.
Стороны и представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, надлежаще извещенные о времени, дате и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счёл возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Судом установлено, что с 18.04.2014 истица Кошель Л.Н. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым.
05.07.2019 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым с Кошель Л.Н. заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации.
Дополнительным соглашением № от 27.03.2020 в пункты 9, 10 и 11 служебного контракта внесены изменения, согласно которым денежное содержание гражданского служащего состоит из:
месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4563 руб. в месяц;
месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1371 руб. в месяц;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30 процентов этого оклада;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 80 процентов оклада;
ежемесячного денежного поощрения в размере 4563 руб. в месяц;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 17.09.2020 №с Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым реорганизована с 11.01.2021 путём присоединения к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Крым.
Приказом начальника Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Крым № от 11.01.2021 служебный контракт от 08.07.2019 № расторгнут, Кошель Л.Н. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы с должности ведущего специалиста-эксперта отдела учёта налогоплательщиков Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении Кошель Л.Н. выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в общем размере 86516,20 руб., которая, согласно информации ответчика, исчислена исходя из денежного содержания в размере 21629,05 руб. в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №.
Кроме того, приказами Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым в 2020 году утверждены решения Комиссии по оценке эффективности работы структурных подразделений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым в пределах ассигнований, предусмотренных на материальное стимулирование инспекции за 4 квартал 2019 года - 3 квартал 2020 года.
На основании приказов Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым от 27.04.2020, от 02.07.2020, от 28.09.2020, от 23.12.2020 Кошель Л.Н. выплачивались средства материального стимулирования в размере 19600 руб., 17500 руб., 42000 руб., 24000 руб. соответственно.
Приказами Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым» за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Федеральной налоговой службы России, постановлено осуществить материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.
На основании приказов Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Крым от 26.03.2020, от 08.05.2020, от 08.06.2020, от 08.06.2020, от 01.09.2020, от 16.11.2020, от 10.12.2020 Кошель Л.Н. выплачены средства материального стимулирования в размере 21434,98 руб., 15517 руб., 8276,13 руб., 7539,19 руб., 15517 руб., 19805,46 руб., 32616 руб., соответственно.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, указанными положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определён состав денежного содержания гражданского служащего.
При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год):
В силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
В письме Министерства финансов России Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7В» даны разъяснения о том, что соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определён состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие). Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2014 № 238-7 (далее - постановление № 238-7), предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Минфин России полагает, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.
Принимая во внимание изложенное, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Пунктом 3.1 той же статьи предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное Кошель Л.Н. в соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым и Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Крым материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете её среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении, в связи с чем, действия ответчика по исключению из расчёта её денежного содержания указанных выплат нельзя признать правомерными.
Расчет задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания, приведенный истцом в тексте искового заявления, ответчиком не оспорен, судом проверен и признан арифметически правильным.
Учитывая изложенное, в пользу истца подлежит взысканию сумма не полностью выплаченной компенсации при увольнении в размере 74096 руб. (34366,67 руб. – средства материального стимулирования – квартальные + 39729,58 руб. – компенсация в виде невключенной в размер денежного содержания суммы выплаченных премий сверх финансирования).
Согласно части 1 статьи 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд, не выходя за пределы исковых требований, соглашается с правомерностью довода истца относительно взыскания процентов (компенсации) за нарушение срока выплаты ответчиком сумм, причитающихся Кошель Л.Н. при увольнении, за период с 12.01.2021 (следующий день после увольнения) по день подачи уточнённого иска 04.07.2022 в размере 33153,65 руб.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Однако суд не может согласиться с размером недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с 28.03.2018 по 18.11.2020 в размере 68031,23 руб., рассчитанного самостоятельно стороной истца, поскольку в них неверно указаны суммы средств материального стимулирования.
В то же время, ответчиком приведен соответствующий подробный расчет денежного содержания и, соответственно, сумм компенсации за неиспользованный отпуск за спорный период, произведенный с учетом всех произведенных выплат Кошель Л.Н. в спорные периоды, с использованием специального программного обеспечения.
Контррасчет стороной истца относительно указанных сумм не предоставлен, как и возражений относительно последнего.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что сумма недоплаты компенсации денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в период с 28.03.2018 по 18.11.2020 будет составлять 67818,73 руб.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Заявленный истцом размер компенсации морального вреда в сумме 20000 руб. суд считает чрезмерным и необоснованным в порядке статьи 56 ГПК РФ, а потому исковые требования в части компенсации морального вреда с учётом требования разумности и справедливости подлежат удовлетворению частично.
Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание объём оказанных юридических услуг, характер и категорию сложности спора, продолжительность рассмотрения дела в судах трёх инстанций, время, необходимое для подготовки процессуальных документов, с учётом требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать расходы на оплату услуг представителя в полном объёме в размере 50000 руб.
В силу подпунктов 1 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Крым, ИНН: 9106000021, ОГРН: 1149100000092, в пользу Кошель Л.Н. , паспорт гражданина <данные изъяты> выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ:
компенсацию в виде невключенной в размер денежного содержания суммы выплаченных средств материального стимулирования – квартальные, премий сверх финансирования в размере 74096 (семьдесят четыре тысячи девяносто шесть) руб. 25 коп.,
сумму денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 28.03.2018 по 18.11.2020 в размере 67818 (шестьдесят семь тысяч восемьсот восемнадцать) руб. 73 коп., из которых налог на доходы физических лиц – 8816 руб.,
компенсацию в порядке статьи 236 ТК РФ за период с 12.01.2021 по 04.07.2022 в размере 33153 (тридцать три тысячи сто пятьдесят три) руб. 65 коп.,
компенсацию морального вреда в размер 5000 (пять тысяч) руб.
судебные расходы на услуги представителя в размере 50000 (пятьдесят тысяч) руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Красногвардейский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение составлено 12.10.2022.
Председательствующий (подпись) Д.Б. Сангаджи-Горяев