Дело №а-2742/2021
УИД 25RS0№-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2021 года г.Владивосток, ул. Адм. Фокина, 23а
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре Соколовой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афанасьевой Майи Михайловны, Якушевой Татьяны Алексеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решений незаконными, возложении обязанности,
установил:
Афанасьева М.М., Якушева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по <адрес>), указав в обоснование заявленных требований, что на праве общей долевой собственности являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Указанный дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, которые являются ранее учтенными, границы земельных участков установлены в соответствии действующим законодательством. дата ФИО3 через МФЦ <адрес> подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество с приложением технического плана здания, сооружения, помещении либо объекта незавершенного строительства от дата. дата ФИО2 по <адрес> вынесены уведомления об отказе государственного кадастрового учета №, №, №. Согласно полученным уведомлениям с заявлением о государственном кадастровом учете должны обратиться все собственники жилого дома. Административные истцы указывают, что такая возможность отсутствует, так как часть собственников утратила интерес к объекту, находящемуся в долевой собственности. Распоряжением администрации <адрес> от дата №, № административному истцу ФИО4 (является собственником 2/42 доли) предварительно согласовано предоставление ранее ученных земельных участков с кадастровыми номерами №, №. На основании указанного распоряжения ФИО4 подготовила межевые планы участков и подала их в ФИО2 по <адрес> для внесения соответствующих изменений в ЕРГН. По результатам рассмотрения заявления границы участков были уточнены и внесены в ЕГРН. Согласно выпискам из ЕГРН в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, № располагаются объекты с кадастровыми номерами №, №, №. Однако фактически жилой дом с кадастровым номером № располагается вне границ земельных участков с кадастровыми номерами №, №, что является основанием для определения границ жилого дома на земельных участках и внесения данных сведений в ЕГРН. Административные истцы указывают, что оспариваемое решения не основаны на положениях действующего законодательства, нарушают их права и законные интересы, поскольку отсутствие заявления иных собственников не может являться основанием для приостановления и отказа в проведении государственного кадастрового учета по уточнению местоположения объекта недвижимости. Заявление об уточнении местоположения объекта на земельном участке не затрагивает права и законные интересы иных собственников объекта. С учетом этого, просят признать незаконными решения ФИО2 по <адрес> об отказе государственного кадастрового учета от дата № №, №, №; обязать административного ответчика внести в ЕГРН изменения о местоположении жилого дома с кадастровыми номерами №, №, расположенного по адресу <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, №; обязать административного ответчика внести в ЕГРН изменения о местоположении жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО3, ее ФИО2 ФИО10, административный истец ФИО4 поддержали заявленные требования.
ФИО2 по <адрес> ФИО11 против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что с заявлением о кадастровом учете должны обратиться все собственники, либо их ФИО2, действующие в силу предоставленных силу полномочий. Сведения обо всех собственниках и их ФИО2 должны быть отражены в заявлении. Документы, необходимые для кадастрового учета изменений, не представлены.
Заинтересованные лица ФИО7 И.А., ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО12, ФИО24, ФИО13, несовершеннолетняя ФИО14 в лице законного ФИО2 ФИО15, в судебное заседание не явились, извещались судом, от получения судебных извещений уклонились, почтовые отправления возвращены отправителю из-за истечения срока хранения.
ФИО4, как законный ФИО2 заинтересованного лица ФИО4, поддержала требования административного иска.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу судом не установлено.
В судебном заседании установлено, что административные истцы на праве общей долевой собственности являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Указанный дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, которые являются ранее учтенными, границы земельных участков установлены в соответствии действующим законодательством.
дата ФИО3 в лице ФИО2 по доверенности ФИО10 через МФЦ <адрес> подано заявление о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером № в части описания местоположения здания, площадью 62,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, а также заявления о государственном кадастровом учете изменений характеристик объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № в части описания местоположения зданий, площадью 171,5 кв.м. и 67,1 кв.м. в связи с уточнением местоположения объектов недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами № и № соответственно.
Совместно с заявлениями в качестве документов-оснований для осуществления регистрационных действий представлены технические планы здания, сооружения, помещении либо объекта незавершенного строительства от дата № б/н.
Решениями ФИО2 по <адрес>, оформленными уведомлениями от дата № №, заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета до дата в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с не представлением необходимых для кадастрового учета изменений документов. В обоснование принятых решений указано, что с заявлениями о кадастровом учете должны обратиться все собственники либо их ФИО2, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, если иное не предусмотрено законом. Сведения обо всех собственниках и их ФИО2 должны быть отражены в заявлении.
Решениями ФИО2 по <адрес>, оформленными уведомлениями от дата № №, №, №, заявителю на основании ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ от дата «О государственной регистрации недвижимости» отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений характеристик объектов недвижимости в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Данные решения приняты административным ответчиком в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами, требованиями действующего законодательства, являются мотивированными, и прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушают.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании пункта 8 части 4 статьи 8 данного Закона в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
Данное требование распространяется и на кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 8 части 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о расположении здания на земельном участке относятся к основным характеристикам объекта недвижимости.
Таким образом, с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН о расположении здания на земельном участке должны обратиться все собственники здания.
Из материалов дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости правообладателями объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, на праве общей долевой собственности являются ФИО13, ФИО19, ФИО16, ФИО20, ФИО24, ФИО17, ФИО23, ФИО22
Правообладателями объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, на праве общей долевой собственности являются ФИО13, ФИО19, ФИО16, ФИО20, ФИО24, ФИО17, ФИО23, ФИО22
Правообладателями объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, на праве общей долевой собственности являются ФИО13, ФИО19, ФИО16, ФИО20, ФИО24, ФИО17, ФИО23, ФИО22
Поскольку указанные лица, являющиеся наряду с административными истцами правообладателями указанных объектов недвижимости на праве общей долевой собственности, в регистрирующий орган с заявлениями осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений основных характеристик объектов недвижимости не обращались, указанное обстоятельство правомерно признано административным ответчиком в качестве законного основания для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, что согласуется с положениями пункта 8 части 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ.
Доводы административных истцов о том, что заявление об уточнении местоположения объекта на земельном участке не затрагивает права и законные интересы иных собственников объекта, противоречат положениям вышеприведенных правовых норм, из которых следует, что сведения о расположении здания на земельном участке относятся к основным характеристикам объекта недвижимости, а требование о проведении государственного кадастрового учета только по заявлению собственника объекта недвижимости распространяется и на кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Ссылка административных истцов на положения ст. 247 Гражданского кодекса РФ, согласно которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом, не имеет правового значения при оценке законности оспариваемых решений, поскольку данная норма предоставляет право участнику общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон, в рамках гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Афанасьевой Майи Михайловны, Якушевой Татьяны Алексеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решений незаконными, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – дата.
Судья Т.А.Михайлова