Решение по делу № 2-90/2018 от 21.02.2018

Дело № 2-90/2018

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

г. Чердынь                                                                                              22 марта 2018 года                                                                                                               

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,

с участием представителя ответчиков Кушниной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Чугайновой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяткина Вячеслава Павловича к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании компенсации за причинение морального вреда и возмещении материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Вяткин В.П. обратился в суд с иском к ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании компенсации за причинение морального вреда и возмещении материального ущерба. В обоснование требований указал, что отбывая наказание, находится на лечении в туберкулезном отделении филиала «Больница № 3» ФСИН России. Во время обыска у него были изъяты зубные протезы, которые впоследствии были утеряны администрацией учреждения. За изготовление зубных протезов его мать оплатила ООО «Белая акула» 20 600 рублей. Проверкой Ныробского прокурора было установлено, что обыскные мероприятия были проведены с нарушением прав осужденных. На протяжении длительного времени, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, он испытывает сильные физические и нравственные страдания, не может нормально и полноценно принимать пищу ввиду того, что жевательная функция организма в настоящее время отсутствует, из-за чего у него появились боли в области желудка. В связи с отсутствием зубов он испытывает чувство унижения, оскорбления и сильного эмоционального расстройства, сравнимого с пыткой, от ощущения своей неполноценности и неудобства. Просит взыскать компенсацию за причинение морального вреда в размере 1 000 000 рублей, причиненного действиями сотрудников ИК-11 ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, а также 20 600 рублей в счет возмещения материального ущерба.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отбывает наказание в исправительном учреждении ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. В удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с его участием путем видеоконференц-связи отказано.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях.

Из письменных возражений ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ОИК-11 следует, что исковые требования Вяткина В.П. не признают, ссылаясь на то, согласно утвержденному плану ДД.ММ.ГГГГ в ИК-11 ФКУ ОИК-11 был проведен общий обыск. В результате проведения обыска были обнаружены и изъяты вещи осужденных. Зубные протезы в результате обыска в МСЧ обнаружены и изъяты не были. Доводы Вяткина В.П. об его обращении к сотрудникам колонии по возврату либо изъятию зубных протезов несостоятельны, так как в соответствии с журналом приема осужденных по личным вопросам ИК-11 осужденный Вяткин В.П. к сотрудникам ИК-11 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обращался. Истцом не представлено доказательств причинения ему морального ущерба и материального вреда.

Исследовав представленные документы, заслушав представителя ответчиков, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно исковому заявлению вред истцу причинен действиями сотрудников ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

    - вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

    - вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

    - вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

    - в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.                                

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.                                     

При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.

Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.

Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.

     Доводы осужденного о том, что он испытывал сильные физические и нравственные страдания по вине сотрудников исправительного учреждения опровергаются совокупностью вышеперечисленных доказательств, исследованных в судебном заседании в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того в статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда и в этом перечне не названы случаи компенсации морального вреда, причинённого нарушением предусмотренных законом условий содержания под стражей или отбывания наказания в виде лишения свободы.

Истцом не представлено доказательств причинения ему вреда, не указано, в чем конкретно заключаются нарушения со стороны должностных лиц, не доказана причинно-следственная связь между действиями (бездействием) должностных лиц и наступлением вреда.

Кроме того, истцом не представлено доказательств причинения материального ущерба. Согласно договору об оказании медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком услуг ортопедической стоматологии является ФИО2, она же оплатила ООО «Белая акула», согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, 20 600 рублей. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, проведен общий обыск, указаны вещи, изъятые у осужденных, зубные протезы в данном акте не значатся. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что материальный ущерб причинен Вяткину В.П.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

                                                    РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вяткина Вячеслава Павловича к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании компенсации за причинение морального вреда, и материального вреда в размере 20600рублей- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд.

Председательствующий:                                                          А.Г. Набиюллина

2-90/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вяткин В.П.
Ответчики
ГУФСИН России по Пермскому краю
Другие
Министерство финансов РФ
Суд
Чердынский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
cherdyn.perm.sudrf.ru
21.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2018Передача материалов судье
22.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2018Судебное заседание
22.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее