Дело № Председательствующий ФИО3
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО13
судей Горокаевой Х.А., и Кориговой М.М.,
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании расходов на оплату услуг представителя
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил удовлетворить его требования в полном объеме.
Решением Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на незаконность решения суда и просит его отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец, представитель ответчика, третьи лица, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 29 ЖК ФИО1 (действовавшего на момент подачи истцом заявления о постановке на учет) основаниями для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий являлись, в частности, обеспеченность жилой площадью ниже учетной нормы, отсутствие собственного жилья.
Статьей 31 ЖК ФИО1 предусматривалось, что заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет ФИО1 народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в период подачи истцом заявления о постановке на учет был регламентирован постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 11 Порядка ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, в том числе на предприятиях, в учреждениях, организациях. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 12). Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (пункт 14).
Пунктом 1.4.1 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения заявления соответствующей жилищно-бытовой комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс РФ.
Статьей 5 названного Федерального закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 Федерального закона).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ) сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД России ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России (пункт 2).
Согласно Инструкции «О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВФ РФ, и предоставления им жилых помещений», утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 9).
Жилищно-бытовая комиссия подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения (пункт 10).
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учёту лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утверждённым приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 345 предусмотрено, что постановка на учёт сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России.
В силу п. 9 и п. 10 Инструкции для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в ЖБК подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Если к представленному протоколу необходимые документы в полном объеме не приложены, Хозяйственное управление возвращает его в соответствующую ЖБК подразделения с указанием конкретных причин возврата.
Основанием снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно ст. 32 Жилищного кодекса ФИО1 (действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) является выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также являются неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Данное положение содержится в п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и подп. 16.3 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 169.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из приведенных нормативных предписаний следует, что право сотрудника органов внутренних на улучшение жилищных условий признается в случае установления его нуждаемости в жилом помещении и принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел по <адрес> на различных должностях.
Министерством внутренних дел по <адрес> было принято решение о постановке его на учет с составом семьи для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 решением жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДЦ МВД по РИ истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ решением ЖБК МВД по РИ ФИО2 вместе с семьей из шести человек принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из протокола заседания ЖБК МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ст. 56 ЖК РФ. Основанием принятия такого решения послужило то, что по результатам проверки протоколов жилищно-бытовой комиссии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год установлено, что в нижней части протоколов, в графах «председатель» имеются подписи от имени от имени ФИО7 и ФИО8, в графах «члены комиссии» имеются подписи от имени ФИО9, ФИО10, ФИО11 в графах «секретарь» имеются подписи от имени ФИО12 Вышеуказанные подписи утверждены оттисками печати круглой формы: «МВД России, Министерство внутренних дел по <адрес>, Управления ГИБДД, отдельный батальон дорожно-патрульной службы, отдел кадров», визуально схожим с печатью, выданной вышеуказанному подразделению (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в журнале № Учета печатей, штампов, факсимиле МВД по <адрес> т. 1 графа №).
В соответствии с п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью настоящей статьи. Решение о снятии с учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Применение данной нормы закона для принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий возможно в случае, если установлен факт представления гражданином сведений, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ для принятия решения ЖБК о признании его в нуждающимся в улучшении жилищных условий и эти сведения признаны несоответствующими действительности.
Таким образом, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п.1.3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, однако судебная коллегия данных оснований не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение с учетом всех установленных обстоятельств по данному делу, в связи с чем не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о несогласии с выраженными в решении выводами суда об удовлетворении заявленных требований, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения и отказе в иске, поскольку сводятся к изложению обстоятельств дела, переоценке обстоятельств и доказательств по делу. При этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании расходов на оплату услуг представителя – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по <адрес> - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО13